Судебная автотехническая экспертиза это

Информация по теме в статье: "Судебная автотехническая экспертиза это". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ

Экспертная специальность 13.4 «Исследование автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки»

В стране продолжается автомобильный бум, с каждым днём растёт соответственно количество автомобилистов.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на начало 2015 года в России на каждую тысячу жителей приходится 284 автомобиля, а в крупных городах этот показатель превысил 300 автомобилей.

Эти цифры на 10 автомобилей больше, чем на начало 2014 года и в 2 раза больше, чем на начало 2003 года.

Всего в стране насчитывается по состоянию на начало 2015 года около 41 миллиона только легковых автомобилей.

Рост количества автомобилей и автомобилистов влечёт за собой и соответствующий рост дорожно-транспортных происшествий, в которых очень часто необходимо установить фактический размер материального ущерба, нанесенного владельцу транспортного средства, а также фактический размер страхового возмещения.

В этих случаях нередко, в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства, необходимо назначение и проведение судебных автотовароведческих экспертиз и исследований, являющихся одними из самых востребованных.

Увеличивается из года в год также количество совершаемых сделок с автотранспортом, имущественных споров и правонарушений. В этих случаях к экспертам-автотовароведам РФЦСЭ за помощью обращаются суды, нотариусы, следователи, дознаватели, юридические и физические лица. При этом проводятся судебные экспертизы и экспертные исследования.

Наряду с производством судебных экспертиз по уголовным, гражданским и арбитражным делам, значительную часть деятельности экспертов-автотовароведов РФЦСЭ занимает составление актов оценки транспортных средств физическим лицам для органов нотариата при оформлении наследства. Данный вид деятельности регламентируется п.7 ст.333

Научной основой для производства судебных экспертиз и экспертных исследований по вопросам автотовароведения в системе СЭУ Минюста России являются периодически обновляемые Методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», разработанные на основе результатов современных научных исследований в отношении транспортных средств.

В 2017 году в рамках темы № 5/2016 Плана основных научно-методических работ в области судебных экспертиз, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, РФЦСЭ были разработаны «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны в полном соответствии с действующей Программой подготовки судебных экспертов по экспертной специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» и регламентируют порядок проведения судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований по данной судебно-экспертной специальности.

Методические рекомендации утверждены и рекомендованы для использования в экспертной практике решением научно-методического совета РФЦСЭ от 20.12.2017 (Протокол № 4). В 2018 году они были изданы и разосланы в СЭУ Минюста России. Согласно решению секции по судебной автотехнической экспертизе РФЦСЭ, утвержденного научно-методическим советом РФЦСЭ 18 октября 2018 года (протокол № 3), вышеуказанные Методические рекомендации введены в действие с 1 января 2019 года. С этого времени методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», опубликованные в 2013 году (с изменениями от 2015 года), прекращают свое действие.

Задачи, решаемые экспертами-автотовароведами:

  • идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);
  • установление фактических данных о техническом состоянии транспортного средства в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;
  • определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
  • установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;
  • определение износа транспортного средства, его составляющих;
  • определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;
  • установление стоимости годных остатков транспортного средства;
  • определение величины утраты товарной стоимости транспортного средства;
  • определение размера страхового возмещения.

Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.

Предмет и объекты автотовароведческой экспертизы

Предметом судебных автотовароведческих экспертиз является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Объектами рассматриваемых автотовароведческих экспертиз могут являться:

  • транспортные средств в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
  • информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;
  • программные комплексы;
  • данные средств массовой информации, сети интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
  • документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.

Опечатки в книге «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» / Е.Л. _ Махнин, И.Н. _ Новоселецкий, С.В. _ Федотов [и др.]; науч. рук. С.А. _ Смирнова, В.Г. _ Григорян. – М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018»

Назначение автотехнической экспертизы

Согласно действующему законодательству, экспертиза назначается при необходимости установления какого-либо факта на основании специальных знаний, а также для разъяснения суду соответствующих вопросов. Назначение автотехнической экспертизы в обязательном порядке должно соответствовать требованиям действующего процессуального законодательства.

Правовые основы назначения и проведения судебных автотехнических экспертиз регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно-процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

Читайте так же:  Минимальный срок владения недвижимостью

При назначении судебной автотехнической экспертизы в гражданском процессе применяется статья 79 Гражданского процессуального кодекса.

Назначение экспертизы автомобиля в арбитражном процессе регулируется статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса.

В уголовном процессе назначение судебной автотехнической экспертизы обязательно с соблюдением статьи 195 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза в административном процессе назначается в соответствии со статьей 26.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства РФ.

При назначении автотехнической экспертизы по гражданским и арбитражным делам судья выносит определение о назначении судебной автотехнической экспертизы.

По уголовным делам, признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление о назначении судебной автотехнической экспертизы.

Назначение автотехнической экспертизы нотариусом осуществляется на основании постановления.

Как назначить судебную автотехническую экспертизу?

Суд назначает экспертизу при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.

Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление.

Суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Для этого сторона или лица, участвующие в деле имеют право подать ходатайство о назначении судебной автотехнической экспертизы.

В соответствии с п. 1 ст. 82 АПК РФ в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

Для подготовки ходатайства обратитесь за квалифицированной юридической помощью.

К ходатайству необходимо приобщить информационное письмо в суд о возможности проведения судебной автотехнической экспертизы.

Пример письма, как заказать и получить письмо – смотрите на странице информационное письмо для о готовности провести экспертизу.

Автотехническая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях, в случае некачественного ремонта автомобиля, для выяснения обстоятельств ДТП и в других случаях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении таких дел в судах первой и второй инстанции.

Если вы хотите заказать судебную автотехническую экспертизу или узнать, как правильно назначить независимую экспертизу автотранспорта – обращайтесь в Бюро судебных экспертиз. Мы проводим экспертизы в Москве, Московской области и по всей России.

Только у нас осуществляется бесплатная доставка заключения эксперта по всей России при проведении судебной автотехнической экспертизы.

Судебная автотехническая экспертиза это

Материалы и объекты, необходимые для проведения экспертизы ДТП

Ежедневно в России происходят тысячи ДТП, в результате которых причиняется значительный материальный ущерб, вред здоровью, и, главное, жизни. Для предупреждения ДТП проводят расследования, в рамках которых выясняют причины ДТП и факторы им способствующие. Но установление причины ДТП без сведений об обстоятельствах, сопутствовавших данному событию, невозможно. Именно для установления данных обстоятельств ДТП, оценки действий водителей – участников ДТП, а также определения условий, способствовавших ДТП, проводят автотехническую экспертизу. Она может быть назначена как в рамках судебного заседания, так и при предварительном расследовании ДТП органом следствия или дознания. Автотехническое исследование может быть также проведено по инициативе одной из сторон, но выходным документом будет являться Заключение специалиста, а не эксперта.

Перед назначением экспертизы в целях сокращения сроков судебных разбирательств рекомендуется убедиться в том, что в материалах дела имеются все необходимые данные. Опишем подробно материалы, которые потребуются эксперту при проведении исследования по тем или иным вопросам.

При определении относимости повреждений транспортных средств (ТС) к данному ДТП эксперту необходимо предоставить для осмотра ТС, а при невозможности – их фотографии. Отметим, что фотографии ТС должны быть выполнены по правилам криминалистической фотосьемки: должны быть представлены снимки ТС со всех сторон, с введение в кадр масштабной линейки, расположенной вертикально, более детально должно быть зафиксировано каждое повреждение, при этом из серии фотоснимков должно быть понятно, повреждение какого элемента фиксируется. Фотографии должны быть выполнены при хорошем освещении, в хорошем качестве, при достаточной резкости и контрастности, в необходимом для проведения исследования количестве.

Такие же требования к представленным материалам предъявляются при постановке вопроса о взаимном расположении ТС в момент столкновения.

Для решения практически всех вопросов, связанных с оценкой действий водителей, установлением наличия или отсутствия у водителя технической возможности предотвратить столкновение, определением остановочного и тормозного путей транспортного средства, их удаления от места столкновения в определенные моменты времени, определением минимального расстояния, необходимого для совершения маневра и многих других, необходимы следующие материалы:

протокол осмотра места ДТП со схемой места ДТП, где должно быть зафиксировано не только конечное положение ТС относительно границ проезжей части, но и геометрические параметры дороги, включая ее проезжую часть, обочины и тротуары, наличие дорожных знаков и дорожной разметки, следы колес, осыпи осколков, льда, снега, грунта, границы и расположение места разлива жидкости, направление движения транспортных средств до столкновения, места столкновения со слов участника ДТП, а так же тип, состояние дорожного покрытия, видимость дороги, ее профиль и размеры выбоин при их наличии;

справка о ДТП, где зафиксированы все внешние повреждения на транспортных средствах;

объяснения участников ДТП и свидетелей, поясняющие механизм столкновения, скорости и направления движения, действия водителей в определенные моменты времени и многие другие факторы, имеющие значение при проведении исследования по ДТП;

Читайте так же:  Отмена судебного приказа о взыскании задолженности по жкх образец

Это минимальный перечень материалов, необходимых эксперту, к нему можно добавить и акт выявленных недостатков в содержании дорог, рапорт сотрудника ДПС, заявления, жалобы, протоколы судебного заседания, протоколы осмотра ТС. Рекомендуется предоставить эксперту лишние материалы сразу при назначении экспертизы, нежели ждать запроса от эксперта о необходимости их предоставления.

Важно отметить, что при исследовании обстоятельств ДТП, произошедшего на регулируемом перекрестке, когда необходимо установить сигнал светофора, при котором осуществлял движение тот или иной участник дорожного движения, необходимо представить эксперту справку о режиме работы светофорного объекта.

Вовремя произведенные запросы и предоставление эксперту всех необходимых материалов и объектов для проведения исследования поможет сократить сроки производства судебных автотехнических экспертиз, а значит и сроки рассмотрения судебных дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.

Судебная автотехническая экспертиза: предмет, объекты и методы

Разбирательство в судебных делах гражданского характера по факту ДТП требует использования определенных знаний в технической сфере, которые в свое время охватывают все сферы взаимодействующих элементов «водитель — автомобиль — дорога — среда» данные элементы обозначаются термином (ВАДС), из которых собственно и образовывается процесс движения на дороге в целом. По большей своей части рассмотрение в судах данной категории дел возможно только после производства определенной судебно-автотехнической экспертизы.

Поэтому абсолютно без преувеличения можно говорить: эффективность разбирательства арбитражных, а также гражданских дел, и административного материала данной находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, верных вопросов, которые были поставлены перед экспертом, их соответствия дорожно-транспортной ситуации, достоверности и полноты исследования, а также относимости, достоверности, допустимости, и полноты данных исходного характера и материалов, представляемых на исследование.

Автотехническая экспертиза

В роли научной автотехнической экспертизы выступает судебная автотехника определенная и своеобразная, отрасль интеграционного характера судебного транспортоведения, в состав которой входят транспортно-инженерные, и криминалистические знания в сфере закономерностей ДТС, процесс их исследования, о методах решения автотехнических задач экспертизой.

Автотехническая экспертиза судебного характера представляет собой род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой кроется в экспертном исследовании, а также установлении механизма ДПТ и следовательно, его обстоятельств, технического состояния транспортного средства (ТС), и самой дороги.

Рассмотрению подвергаются материалы дела, включающие также и определенные отдельные версии участников ДТП, а также результаты осмотра места происшествия и, конечно, транспортного средства, следы на них, сами средства передвижения, их узлы, детали, агрегаты, системы, действия участников ДТП, и другие данный исходного характера.

Предмет автотехнической экспертизы

Предметом автотехнической экспертизы являются данные фактической направленности свидетельствующие о техническом состоянии средства передвижения, дорожной обстановке на месте происшествия, деяний участников происшествия и их возможностях, включая также, и отдельные версии участников ДТП, механизм ДТП, учитывая обстоятельства, способствующие совершению данного преступления, которые устанавливают эксперт-автотехник на основе своих определенных специальных познаний в данной сфере, и материалов гражданского или арбитражного дела, а также материалы административного характера.

Объекты общей направленности автотехнической экспертизы: ТС (их узлы, детали, системы, механизм и фрагменты), место ДТП, дорога, оставшиеся следы, водитель, материалы имеющие прямое отношение к уголовному делу, не требующие правовой оценки.

[1]

Вместе с общей характеристикой объекты каждого отдельного вида автотехнической экспертизы могут быть несколько конкретизированы.

Экспертиза автотехнической направленности, как род инженерно транспортной экспертизы подразделяется на подвиды и виды, которые в свое время различаются по объектам, предметам, задачам, частным методикам, и литературе используемой во время данного процесса.

Виды экспертизы

Учитывая предмет содержания, а также доказывания определенных познаний в экспертизе автотехнического характера можно выделить такие виды:

  • рассмотрение дорожного транспортного происшествия, чтобы понять при каких обстоятельствах оно произошло;
  • рассмотрение транспортного средства, чтобы оценить в каком оно состоянии в техническом плане;
  • рассмотрение следов на средстве передвижения, а также на месте самого дорожно транспортного происшествия и технического состояния дороги, условия на месте дорожно транспортного происшествия;
  • рассмотрение средства передвижения для того чтобы понять стоимость восстановительного ремонта.

Каждый из вышеперечисленных видов экспертизы автотехнического характера имеет свой определенный круг задач, который обычно решаются экспертизой данного вида самостоятельно или в комплексе с иными авто техническими видами экспертизы, или с экспертизами, которые не имеют отношения к классу транспортных — трасологической, медицинской и криминалистической экспертизой материалов, изделий и веществ.

Автотехническая экспертиза

Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства (ТС), механизме дорожно-транспортного происшествия (ДТП), дорожной обстановке на месте происшествия и действиях участников происшествия, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые автотехнический эксперт может исследовать в соответствии со своими специальными знаниями. САТЭ как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных знаний в САТЭ выделены следующие виды экспертиз:

— исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

— исследование технического состояния транспортных средств;

— исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);

— исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП;

— исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.

1. Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС – совокупность развивающихся событий на дороге, обусловленных взаимодействием водителя и других участников движения в определенных пространственно-временных границах), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Читайте так же:  Получение участка под ижс молодой семье

Вопросы, решаемые экспертизой по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия:

1. Какова скорость движения транспортных средств?

2. Каково удаление ТС от места наезда (столкновения, опрокидывания) в заданные следствием (судом) моменты?

3. Имелась ли техническая возможность у водителя в момент, определенный органом, назначившим экспертизу, предотвратить ДТП?

4. В какой момент возникла опасность для движения, требующая принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.)?

5. Каково было взаимное расположение участников ДТП в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие?

6. Какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ) они предусмотрены?

7. Соответствовали ли действий водителя ТС техническим требованиям ПДД РФ в данной дорожной ситуации?

8. Имеется ли с технической точки зрения причинная связь между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наездом, столкновением, опрокидыванием и т.п.)?

Многие из приведенных вопросов экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо другими видами и родами судебных экспертиз, не относящихся к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Для квалификации действий водителей бывает необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д.

2. Судебная экспертиза технического состояния ТС

включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения до момента наступления ДТП. Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.

Вопросы, решаемые экспертизой технического состояния транспортных средств:

1. Соответствует ли техническое состояние ТС (его отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов и деталей) техническим нормам и требованиям безопасности движения?

2. Каковы причины и в какой момент времени возникли технические неисправности ТС?

3. Имелась ли возможность обнаружения технической неисправности до момента наступления ДТП?

4. Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП (наезд, столкновение, потерю устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС в момент ДТП?

5. Имеется ли причинная связь между неисправностью ТС и событием происшествия?

Многие из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологическои экспертизой. К ним в частности относится задача установления причины (способа) и времени поломки деталей ТС.

3 Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП

(транспортно-трасологическая диагностика) включает комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.

Вопросы, решаемые экспертизой следов на транспортных средствах и месте ДТП:

1. Как располагались ТС в момент столкновения относительно друг друга и элементов дороги?

2. Где относительно элементов дороги располагалось место столкновения ТС (или место наезда на пешехода)?

3. Двигалось или находилось в неподвижном состоянии ТС при столкновении?

4. Какой частью ТС нанесены повреждения потерпевшим?

5. Каков механизм ДТП?

6. Имеются ли повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений? Если имеются, то в какой момент и по какой причине они возникли?

Наряду с приведенными вопросами существует ряд вопросов, решаемых экспертизой следов па ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Каково взаиморасположение человека и частей ТС в момент происшествия?

2. Где находился потерпевший в салоне, кабине ТС в момент столкновения?

Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий.

4. Судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП

– вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде.

Вопросы, решаемые экспертизой технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП:

1. Соответствовали ли фактические квалификационные характеристики и техническое состояние участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП требованиям нормативно-технической документации (НТД)?

2. Имеется ли причинная связь между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП?

3. Имеются ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие ДТП?

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Судебная автотехническая экспертиза это

Исследуемые объекты и документы

Читайте так же:  Копия трудовой книжки для банка – каков срок ее действия

Протокол осмотра ТС

Протокол осмотра места ДТП

Схема места ДТП

Акт осмотра ТС и его фотографии

Фототаблица места ДТП

Объяснения участников ДТП и свидетелей

Дислокация дорожных знаков и разметки

Справка о режиме работы светофорного объекта

Дорожные знаки, разметка, ограждающие конструкции

Полезные статьи по данной тематике

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Читайте так же:  Фондовая биржа и фондовый рынок отличия

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

[3]

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

[2]

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Видео (кликните для воспроизведения).

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

Источники


  1. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.

  3. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
  4. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
  5. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
Судебная автотехническая экспертиза это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here