Причины перевода ребенка в другую школу

Информация по теме в статье: "Причины перевода ребенка в другую школу". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Как перевести ребенка в другую школу?

Независимо от причины перевода ребенка в другую школу, это дело, как правило, сопряжено с немалыми хлопотами для родителей и эмоциональными переживаниями для детей. Как правило, вопрос о переводе становиться актуальным в следующих случаях:

[1]

  • смена места жительства и, как следствие, желание найти ребенку школу поближе к дому;
  • стремление дать ребенку более углубленные знания по тем или иным предметам, для получения которых необходим перевод в специализированную школу, гимназию, лицей;
  • конфликты с педагогами или одноклассниками, которые не удалось разрешить мирным путем и при содействии администрации.

Перевод ребенка в другую школу, безусловно, является стрессом. Для того, чтобы не усугублять его и свести к минимуму вероятность возникновения проблем, следует знать, как перевести ребенка в другую школу должным образом.

Правила перевода в другую школу

  1. Для начала следует выбрать новую школу и выяснить, есть ли в ней место.
  2. Если вы переводите ребенка из общеобразовательной школы в специализированную, то для подтверждения соответствия уровня знаний, необходимых для обучения в данном учебном заведении, ребенку необходимо будет пройти тестирование.
  3. Затем следует обсудить с директором все возможные нюансы обучения – оплата, если это частная школа, благотворительные взносы – если государственная, наличие школьной формы и так далее. Обратите внимания, что взносы и оплата за обучение принимаются только по безналичному расчету, требовать от вас наличные деньги в школе не имеют права. Кроме того, руководство государственной школы не вправе отказать вам в приеме в случае, если у вас нет возможности оплатить благотворительный взнос.
  4. Получить справку о том, что вашего ребенка зачисляют в новую школу.
  5. Предъявив вышеуказанную справку на прежнем месте обучения, можно забрать оттуда документы – личное дело и ученика и его медицинскую карту.

Помимо вышеперечисленных, при переводе в другую школу вам понадобятся следующие документы:

  • заверенный школьной печатью дневник с оценками;
  • выписка текущих отметок из журнала, если ребенок переводится посреди учебного года;
  • паспорт одного из родителей.

Прежде чем принять такое ответственное решение, взвесьте все «за» и «против» и убедитесь, что перевод действительно необходим и будет полезен вашему чаду. Ну а если вы уже окончательно утвердились в своем решении, то помните, что лучше всего приурочить переход в новую школу к началу учебного года, дабы облегчить процесс адаптации.

Кто переводил ребенка в другую школу?

Решилась и я на такой шаг посреди года, достало отношения учителя. Постоянно занижает оценки, сегодня к примеру на ровном месте подчеркнуты правильно написанные слова и стоит 8, хотя там минимум 10.
И так каждый день! Идти устраивать разборки какой смысл? Все равно учитель останется, а отношение станет только хуже. Просто класс менять тоже смысла не вижу, мне кажется это еще тяжелее будет, когда видишь всех, но учишься не с ними.
Рядом есть еще одна школа. Мы сейчас в 3-м классе, переживаю, как пройдет адаптация в новой школе, но больше не хочу такого обращения. Понимаю что она хочет денег, чтоб ее нанимали репетитором, но я за оценки платить не хочу!
У кого есть опыт в этом деле? Не пожалели что перешли?

У нас был. Не пожалели. Дотянули 1 класс и перешли. Иначе задавила бы плохими оценками во втором. В новой школе новый учитель хвалит; плохо не отзывается как в другой школе не прогадать с нормальным учителем? поделитесь опытом

нам эту все советовали, а в итоге — ад, боюсь уже прислушиваться теперь к таким советам.

Как перевести ребенка в другую школу

При современной динамике жизни, возрастающих потребностях вопрос о переводе детей из одной школу в другую не кажется чем-то невероятным.

Причин для перевода ребенка в другую школу множество.

Люди меняют место жительства в связи с покупкой большей по площади квартиры, в связи с переездом в другой город из-за новой работы.

Кто-то из родителей хочет, чтобы ребенок получал углубленные знания в гимназии или лицее – и с этой целью приходится расставаться с прежней школой.

Некоторые давно находятся в конфликтной ситуации с педагогом или сверстниками, и смена школы – это единственный выход из подобного положения.

Вроде бы все просто: смена школы должна повлечь максимально улучшенные условия для ребенка, для чего же тогда это делать? Тем родителям, кто переводил ребенка в другую школу, известно, насколько сложно придется ему психологически, вплоть до попадания в изгои. Но это, конечно же, крайний критический случай.

Попробуем разобраться, как же перевести безболезненно ребенка в другую школу, стоит ли это делать, когда и как лучше перевести ребенка?

Рассмотрим причины перевода ребенка в другую школу:

1.Смена места жительства семьи (в результате покупки новой квартиры, в результате смены места работы, развода родителей, смены района проживания на более благополучный). Здесь все-таки существует выбор: если смена места жительства произошла в пределах одного города, то родителям следует хорошо подумать: переводить ли ребенка в другую школу или нет, существует ли возможность ездить на транспорте до прежней школы, не травмируя ребенка переводом? Если такая возможность отсутствует, то переход в другую школу неизбежен.

Наиболее сложный вариант – перевод ребенка в другую школу другого города. Т.к. в этом случае, ребенок вплотную оказывается в новых обстоятельствах: новый дом, двор, улица, город – все неизвестное. Старые друзья и знакомые далеко, даже в гости на выходные не позовешь, не встретишься. Плюс ко всему — новый класс, свои порядки, возможно, несколько иная учебная программа.

2.Смена школы на профильную, гимназию, лицей, школу с каким-либо уклоном (спортивным, медицинским, языковым). В этом случае, ребенку предстоит пройти предварительное проверочное испытание, по результатам которого руководство школы даст ответ: примет ли ребенка в учебное заведение или нет, а также, есть ли свободные места и вообще можно ли перевести ребенка в эту школу.

3.Конфликтная ситуация в прежней школе. Зачастую ребенок сам просит перевести его в другую школу при наличии острого конфликта с одноклассниками, классным руководителем, учителями, директором.

[2]

Если ситуацию не разрешить и переход в другой класс этой же школы не изменит ситуацию, то, конечно же, родители задумываются о смене школы.

Итак, когда лучше переводить ребенка в другую школу?

В принципе, в любое время. Благоприятнее всего будет перевод с 1 сентября после летних каникул. В это время все школьники испытывают некоторые трудности адаптации к возобновившемуся учебному процессу, к новой нагрузке. Кроме того, вероятен вариант, что ваш ребенок будет не единственным новичком в классе и знакомство с новыми ребятами пройдет проще, если новеньких будет несколько.

В середине года тоже возможен переход (лучше с начала новой четверти), но, как правило, в конце года немногие родители желают поменять школу, в связи с возрастаемой нагрузкой при окончании годовой четверти и дают возможность ребенку доучиться на прежнем месте.

Читайте так же:  Как увеличить размер пенсии по старости

Порядок перевода ребенка в другую школу:

  1. Найти подходящую (по месту жительства) или желаемую (с каким-либо уклоном) школу.
  2. Поговорить с администрацией школы о наличии свободных мест, т.к. приоритетное право на зачисление в школу имеют те дети, район проживания которых закреплен за данной школой;
  3. При наличии свободных мест в выбранной школе, узнать, какие проверочные испытания (тесты, экзамены, психологические консультации) могут ожидать ребенка. Пройти все предусмотренные процедуры;
  4. Забрать необходимые документы из прежней школы (личное дело, выписку из классного журнала об аттестации ребенка, медицинскую карту), предварительно написав заявление об отчислении ребенка из школы в связи с переходом в новую. В заявлении необходимо указать номер выбранной школы;
  5. Написать заявление о зачислении ребенка в новую школу, сдать все необходимые документы.

Порядок перевода довольно прост. Но сколько волнений, переживаний, огорчений он в себе таит.Ребенку придется расстаться со старыми друзьями, наладить контакт с новыми ребятами, что довольно сложно, особенно в среднем звене, когда у ребят уже сформировался свой коллектив. Кроме того, в данном возрасте у детей развиваются некоторые критические черты характера: высмеивание новичка, подшучивание над ним с целью проверки, заговор против новенького, повышенная агрессия, оппозиция.

Как же помочь ребенку перейти в другую школу?

Давайте разберемся, какие сложности поджидают на начальном этапе, когда ребенок переходит в другую школу.

  • Во-первых, новая школьная программа. Даже если школы занимаются по одной программе и примерно одновременно проходят учебный материал, отличия в преподнесении материала и его глубине, в проведении уроков, проверке домашнего материала существует великое множество. Поначалу ребенку сложно будет войти в нужный ритм и учебный процесс, тем более новичку не всегда будет оказана помощь новыми одноклассниками.
  • Во-вторых, налаживание отношений со сверстниками. Как правило, в детском коллективе, внутренне психологически воздвигается стена перед новым членом, появляется его отторжение. Чтобы пройти через эту стену новичку приходится довольно сложно и требуется определенное время. Насколько быстро он войдет в новое общество зависит от различных факторов: свойств характера, коммуникабельности, внутреннего спокойствия, доброжелательности, умения избегать конфликта. От классного руководителя в большей степени зависит благоприятствующая обстановка в классе.
  • В-третьих, тоска по прежней школе. Ребенок будет скучать по своим старым друзьям, своему положению, авторитету (если он был лидером либо занимал достойное почетное место среди сверстников), прежней обстановке в классе.В-четвертых, увеличенная нагрузка, если ребенок перешел в другую школу с углубленным изучением какого-либо предмета, либо каким-то уклоном. Т.е. сначала необходимо догнать уже пройденную программу, а затем постоянно заниматься в ускоренном темпе, увеличив объем изучаемого материала.

Как помочь ребенку, когда он переходит в другую школу?

Попробуем дать некоторые советы, которые помогут настроить ребенка на нужный лад, если он переходит в другое учебное заведение:

  1. Если ребенок учится в начальной школе, то постараться заранее познакомиться с новой школой, дорогой до школы, показать ребенку, где находится гардероб, столовая, туалет;
  2. Познакомиться с классным руководителем, директором. Поговорить с ними о ребенке, рассказать как можно больше информации о его характере, особенностях, причинах перевода. Возможно, выяснить существующие порядки в школе и классе;
  3. Регулярно посещать родительские собрания, войти в контакт с другими родителями, участвовать в совместной деятельности класса, и вне его (посещать совместные походы в театр, кино, каток, представления, праздники);
  4. Устраивать встречи со старыми друзьями ребенка, не прекращать с ними общение;
  5. Если ребенок сопротивляется переходу в новую школу, необходимо его мотивировать. Определить преимущества, получаемые от новой школы (лучший район, углубленное изучение предметов, новые друзья, возможность сменить имидж и т.д.);
  6. Хвалить за достижения, не сравнивать с другими ребятами по успеваемости;
  7. Оградить его от домашних дел на какое-то время, больше общаться с ребенком, расспрашивать о проведенном дне, о новых товарищах;
  8. По возможности пригласить новых ребят в гости или устроить совместную поездку.
  9. Не отзываться отрицательно о каких-либо сторонах новой и старой школы.

Рекомендации, как произвести первое положительное впечатление:

  • — проследить за тем, чтобы ребенок был опрятен, дружелюбен, вежлив и аккуратен;
  • — настроить ребенка на позитивный лад, попробовать внутренне успокоить его;
  • — попробовать наладить контакт с соседом по парте;
  • — первое время занять позицию наблюдателя, не участвовать во внутренних конфликтах класса, стараться помочь одноклассникам, но не «умничать», если знания ребенка оказались выше остальных. Иначе его будут воспринимать как «выскочку» и негатив обеспечен.

Тревожные сигналы, на которые стоит обратить внимание:

  • — ребенок напрочь отказывается идти в школу;
  • — ребенок пресекает все попытки разговоров о новой школе и одноклассниках;
  • — приносит чистый дневник длительное время;- появились синяки;
  • — плачет при упоминании о школе.Если родителям самостоятельно не получается справиться с возникшими проблемами, стоит обратиться к специалисту, психологу.

Возможна ситуация, когда ребенка необходимо перевести временно в другую школу. В этой ситуации наладить контакт с одноклассниками будет проще, т.к. временный человек не вызывает такой негатив и отторжение, как вообще «новенький», а скорее больше любопытство и интерес.

Возможные сложности во временном переходе:

  • — смена школьной программы,
  • — привыкание к новым методикам,
  • — наверстывание запозданий по учебному материалу,
  • — знакомство с новой обстановкой, новым классом, учителями.

От многих родителей можно так же услышать: «Хочу перевести ребенка в другую музыкальную школу. Возможно ли это?» Ничего невозможного нет.

Чаще всего причинами перевода в другую музыкальную школу служит конфликт с преподавателем и близость к дому либо к основной школе (месту работы родителей).В том, как перевести ребенка в другую музыкальную школу, нет ничего сложного (в самом процессе).Необходимо переговорить с директором музыкальной школы о наличии свободных мест и написать заявление. Указывать причину перевода необязательно. Скорее всего, для ребенка устроят прослушивание, по итогам которого будет известно, возьмут в школу или нет.

Предполагаемые трудности при поступлении в новую музыкальную школу:

  • — взаимодействие с новым педагогом;- возможное изменение техники;
  • — контакт с новой группой.

Таким образом, переход в новую школу для любого ребенка (общительного, замкнутого, способного или отстающего) – это большой стресс. Задача родителей – максимально подготовить его к этому, быть надежной опорой и другом.

Директор просит меня перевести ребёнка в другую школу. Законно ли это?

Директор просит меня перевести ребёнка в другую школу. Законно ли это?

Наверное, всем школам хотелось бы, чтобы в классах были идеальные ученики с хорошими оценками и безупречным поведением. А если ребёнок учится плохо и ведёт себя не лучше? Может ли директор попросить родителей перевести сложного ученика в другую школу, нам объяснили в Департаменте образования и науки города Москвы.

Вопрос. Мой ребёнок не самый успевающий в школе, у него есть проблемы с поведением. Что делать, если учителя и директор просят меня перевести ребёнка в другую школу?

Ответ. Директор школы не вправе рекомендовать родителям отстающего ученика перевести ребёнка в другую школу.

В п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены обязанности школы обеспечивать:

  • реализацию образовательных программ в полном объёме;
  • соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям;
  • соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

В случае возникновения академической задолженности у ученика образовательная организация обязана создать условия для её ликвидации (п. 4 ст. 58 закона).

Вместе с тем директор школы имеет право:

  • Обеспечить контроль за тем, создают ли родители условия для своевременной ликвидации ребёнком академической задолженности. Для этого образовательная организация разрабатывает графики проведения консультаций и сдачи академической задолженности, которые согласовываются с родителем (законным представителем) ребёнка.
  • Перевести ребёнка (с согласия родителей) на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
  • Обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в случае выявления нарушений прав ребёнка на получение общего образования со стороны родителей (неявка ребёнка на консультации, на сдачу академической задолженности без уважительных причин).
Читайте так же:  Разрыв по ндс как отбиться от налоговой
Видео (кликните для воспроизведения).

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Проблемы перевода в другую школу

Переход в другую школу – событие грандиозного масштаба в жизни ребенка. В каком бы классе он ни учился, в каком бы возрасте он ни был – это время перемен, которое может серьезно сказаться на психическом состоянии ребенка.

Для начала стоит отметить, что в переводе вам не вправе отказать. То есть, если возникли определенные причины, в связи с которыми вы решили перевести ребенка в другую школу, вам не могут помешать ни руководство школы, ни какой-либо другой административный орган. Правда, стоит понимать, что, если ваш ребенок учился в обычной школе, ему может быть сложно учиться в специализированном учреждении, например, в математическом лицее.

Всегда трезво оценивайте возможности и желания школьника при переводе. Не стоит пытаться пропихнуть ребенка в класс с профильным предметом, который в предыдущих условиях давался ему с трудом, даже если у вас в мечтах ваш ребенок станет будущим учителем-физиком-математиком-спортсменом. Всегда считайтесь с его мнением. Даже если вы переезжаете в другой район и хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу возле нового дома, прислушайтесь – вдруг он против. Не надо насильно заставлять его учиться в другом учебном заведении, если он по-настоящему не готов, пусть катается по утрам в старую школу. Поверьте, это хоть и будет намного сложнее, но принесет гораздо меньше проблем с учебой, чем если вы настоите на своем и заставите перевестись.

Новая школа – это всегда стресс, и он усиливается в зависимости от возраста ребенка на момент перевода. С наступлением пубертатного периода в жизни человека наиважнейшую роль играют именно сверстники, и, если в старой школе у подростка было очень много друзей, в новой школе могут возникнуть проблемы с социализацией, за которыми последуют проблемы дома, скандалы и истерики. С младшими школьниками все намного проще. Чем младше человек, тем легче ему находить контакт с окружающими его людьми. Даже не очень общительный ребёнок в возрасте 8 лет будет намного коммуникабельнее замкнутого 16-летнего подростка. Но исключения бывают всегда, так что не торопитесь применять эти данные, может получиться, что именно к вашему малышу эта закономерность не подходит.

Однако, если ребенок сам хочет поменять школу, и вы видите, что его успеваемость снижается, а настроение всегда подавленное, — срочно выясните, в чем причина. И если вам вместе с ребенком не по силам решить эти проблемы – забирайте документы и переводитесь в другую школу. Ни в коем случае нельзя мучить ребенка, заставляя его учиться там, где ему не нравится. Даже если его нынешняя школа имеет очень «крутой» статус типа профильного лицея или гимназии, лучше перевести ребенка в обычную, где он, возможно, сможет лучше проявить себя. Если ребенок не тянет школьную программу даже вместе с репетиторами, проще поменять учебное заведение, чем продолжать взращивать в маленьком человеке чувство неполноценности и ущербности.

Помните, что переход в другую школу сложен для ребенка. Окружите его заботой (только не переборщите), уделяйте ему чуть больше внимания, чем обычно. И обязательно интересуйтесь его жизнью, оказывайте поддержку. Это поможет ребенку быстрее привыкнуть к новой жизни и новой школе и облегчит переживания, с этим связанные.

Как перевести ребенка в другую школу: инструкция, список документов

Содержание статьи:

У хороших учителей – все ученики хорошие. Но что делать, если по какой-либо причине отношения между учителем и учеником не сложились? Как быть, если ребенок каждое утро идет в класс, как на «каторгу»? Ему не нравится школа, ему там некомфортно и одиноко. Возможно, родителям стоит задуматься о переводе его в другую школу?

По каким причинам можно перевести ребенка в другую школу?

Переход в другую школу: основные причины

Любящие и заботливые родители прилагают все усилия, чтобы ребенку нравилось учиться. Ведь от школьных успехов во многом зависит дальнейшая судьба ребенка.

Взрослые дети довольно сложно переносят смену обстановки. Большинство из них тяжело привыкают к незнакомому коллективу и к требованиям новых учителей. Учащиеся младших классов легче и быстрее приспосабливаются к обстоятельствам, они довольно легко вливаются в новый коллектив. Но, независимо от возраста вашего ребенка, в этот сложный для него период, он крайне нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых. Детские психологи советуют, тщательно проанализировать целесообразность перевода ребенка из одного учебного заведения в другое. Приняв окончательное решение, необходимо помочь ребенку в период адаптации и не слишком беспокоиться по поводу снижения успеваемости в первые месяцы учебы — это вполне закономерное явление.

Вы должны убедить ребенка, что переход в новую школу – это уникальная возможность начать жизнь с «чистого листа»: изменить свое отношение к учебе, получить первый жизненный опыт адаптации в незнакомом коллективе, развить свои коммуникативные навыки и показать себя с лучшей стороны.

Документы для перевода ребенка в другую школу: пошаговая инструкция

Перевод ученика из одного учебного учреждения в другое состоит из 3 основных этапов.

  1. Выбор новой школы.
  2. Отчисление учащегося из прежнего учебного учреждения.
  3. Зачисление ребенка в новое учебное учреждение.
Вторник, 24 октября
Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с письмом родители должны принести в администрацию бывшей школы заявление с просьбой об отчислении их ребенка из данного учебного учреждения. Это заявление подает либо сам учащийся, достигший совершеннолетия, либо родители школьника, не достигшего совершеннолетия.

Заявление с просьбой об отчислении должно содержать в себе следующую информацию:

  • ФИО ученика.
  • Класс. Если школа специализированная, то необходимо указать профиль обучения.
  • Число, месяц, год рождения уч-ся.
  • Номер новой школы, в которой будет продолжать обучение ребенок. Если причиной перевода является переезд на другое место жительство, то в заявлении достаточно указать населенный пункт, страну.

Какие документы родители должны получить при отчислении ребенка из школы

  1. В течение 3 дней после подаче вышеуказанного заявления администрация школы обязана выдать родителям распорядительный акт об отчислении ученика.
  2. Личное дело ученика.
  3. Заверенный документ об его успеваемости на текущий момент. Выписку об успеваемости из классного журнала. Эти документы должны быть заверены подписью директора школы и школьной печатью.
  4. Медицинскую карту уч-ся.

Все вышеперечисленные документы родители должны предоставить в администрацию «новой» школы. Кроме этого, они должны будут предъявить свои паспорта с регистрацией и написать заявление о зачислении. В течение 3 дней издается соответствующий приказ.

Случаются ситуации, когда родителей разными способами вынуждают забрать ребенка из школы. Как быть в этом случае?

Во-первых, знать свои права. Без согласия родителей перевести учащегося в другую школу нельзя. Без их письменного согласия такой вопрос не может решаться. Однако родители должны знать, что перевод из одного класса в другой в стенах учебного учреждения законодательно не урегулирован. Но и в этом случае, родители вправе потребовать от администрации школы письменного разъяснения принятия такого решения. В случае любых разногласий со школьной администрацией, родители могут обращаться в городской департамент образования.

В каких случаях школьная администрация может отказать родителям в переводе ребенка в данное учебное заведение?

Если родители хотят перевести ученика в школу, не прикрепленную к месту их проживания, они могут это сделать при наличии свободных мест в образовательном учреждении.

Как перевести ребенка в другую школу через госуслуги?

Через сервис госуслуги можно получить необходимую информацию обо всех школах города, уточнить, какие именно школы прикреплены к вашему району проживания.

Основные этапы перевода ребенка в другую школу через электронную систему:

  1. Для начала родители должны пройти регистрацию на городском портале госуслуг.
  2. Войти в раздел «Образование» и выбрать подходящую школу, узнать имеются ли в данном учреждении свободные места, ознакомиться подробно с работой данного учебного заведения.
  3. Заполнить и подать соответствующее заявление о переводе ребенка, в выбранную школу. Бланк заявления вы сможете найти на сайте госуслуг.

Необходимая информация о дополнительном наборе в классы размещается на сайтах школ. Там же имеются все необходимые контактные данные и телефоны, по которым можно получить подтверждение о наличии свободных мест.

Двадцать первый век – век мобильный. Портал госуслуги максимально упрощает процесс перевода ребенка в новую школу и записать ребенка в первый класс через интернет очень просто. На сайте вы получите массу необходимой информации, затратив при этом минимум времени.

И последний нюанс – не исключено, что школьная администрация постарается уговорить родителей оказать посильную благотворительную помощь, которая будет направлена на оснащение или ремонт школы. Отклонение от уплаты, так называемого, «вступительного взноса» не может являться причиной отказа в зачислении вашего ребенка. Помните, благотворительная помощь оказывается добровольно и только по безналичному расчету.

Нюансы при переводе ребенка в другую школу

По статистике, школьники переходят из одной школы в другую примерно дважды за время обучения. Причины перевода могут быть обусловлены общественными факторами, но встречаются и родители, твердо уверенные, что ребенку полезна смена учебного заведения. Может и в правду, смена школы принесёт ребёнку пользу?

Чего стоит ожидать

Привыкание к школе — непростое испытание для учеников всякого возраста. У первоклассников стресс связан со сменой распорядка дня и требований к обучению. Обычно с первоклассниками в школе занимаются психологи, чтобы сгладить трудности процесса адаптации.

В какой-то мере ученикам первого класса проще, поскольку коллектив у них только формируется и все находятся в одинаковом положении. Детям же более старшего возраста при переходе в другую школу придется искать себе место в уже сложившемся коллективе.

Школьный коллектив можно сравнить с живым организмом, живущим и функционирующим по своим законам. В каждом коллективе есть признанные лидеры, роли детей в нем уже распределены и новичкам здесь не всегда рады.

Самое страшное, что может произойти с ребенком, перешедшим из другой школы – это травля, поскольку дети бывают очень жестоки, изобретая испытания для проверки новичка. Не важно, физическую или моральную форму буллинга применят завсегдатаи, ведь в любом случае последствия для нового члена коллектива могут быть плачевными.

Плюсы при переходе

Помимо трудностей, которые могут возникнуть у ребенка при переходе, есть и положительные моменты, позволяющие получить могущий пригодиться жизненный опыт.

Для знакомства с новыми товарищами, ученику придется проявить коммуникационные навыки. Он сможет сравнить разные коллективы: предыдущий и настоящий и ему либо придется подстраиваться, либо выстроить свои собственные стратегии для существования изменившейся обстановке.

Переход из одного учебного заведения в другое иногда бывает неизбежен, например, если семья переехала на новое место жительства или когда не получается наладить контакт с соучениками или если ребенку требуется школа с более профессиональными учителями по какому-либо предмету.

Обязанности родителей при переводе

При переводе в другую школу, родители обязаны:

  1. Подготовить ребенка заранее, рассказать и указать точные сроки перевода.
  2. Объяснить причину перевода, чтобы ребенок не чувствовал себя плохим, не винил себя в том, что перевод происходит из-за него, не искал в себе изъяны.
  3. Съездить в новую школу с ребенком еще до перевода, провести экскурсию по школьному двору, зданию, познакомиться с руководством, одноклассниками (если такое возможно).
  4. С вниманием отнестись к пожеланиям и настроениям ребёнка. Если перевод отнюдь не вызывает энтузиазма у вашего ученика, но необходим по веским причинам, то с ним нужно договориться. Ведь с ребятами из старой школы он может встречаться, ходить на экскурсии, гулять.

Переход в другую школу необходим, если у ребёнка категорически не получается наладить отношения со сверстниками, особенно если всё дошло до такой степени, что он отказывается посещать занятия и школа вызывает только негативные эмоции, доводящие до хронического стресса.

Если аналогичные эмоции связаны с проблемами во взаимоотношениях с педагогами, то это тоже причина для перевода, ведь учитель в процессе обучения имеет первоочередное значение, а буллинг со стороны педагога пагубно влияет на становлении личности ученика.

При смене учебных заведений ориентироваться на возрастные особенности. В младшей школе необходим чётко организованный учебный процесс и этот параметр должен быть проконтролирован. К тому же следует познакомиться с учителями, понять насколько они внимательны к детям, какие методы применяют для обучения, любят ли свою профессию и решить насколько ребенку будет комфортно в образовательной среде выбираемой школы.

Самореализация младшего школьника в процессе обучения — важный фактор и удовлетворение этой потребности важно, иначе невозможно общее гармоничное развитие личности.

Когда предстоит сменить школу для подростка, то учитывается другой фактор: в данном возрасте ребенку нужно общение с ровесниками, наличие друзей необходимо как воздух. Поэтому при необходимости перевода ребенка подросткового возраста в другую школу нужно учитывать следующее:

  1. Если в прошлой школе сложились очень хорошие взаимоотношения с одноклассниками, то перевод для него будет болезненными и нежеланным. В данном случае лучше не совершать переход в другое учебное заведение, если это возможно. Но если нет, то резко разрывать отношения ни в коем случае нельзя, как минимум нужно оставить какие-либо каналы для коммуницирования. Личностное общение — главная сфера в подростковом возрасте.
  2. Взрослые в состоянии помочь ребёнку с социализацией, но сделать это возможно только если атмосфера в семье дружелюбна и ребёнок готов поделиться переживаниями и трудностями. Можно звать в гости одноклассников из новой школы, чтобы поддержать подростка и помочь улучшить взаимоотношения в коллективе.

Заключение

Смена учебного заведения — крайне серьёзное потрясение для ученика любого возраста и по возможности лучше таких потрясений избегать. Научиться общаться и познакомиться с новыми коллективами ребёнок может и гуляя по улицам, посещая внешкольные центры образования, общаясь в Интернете.

Если же все-таки такая смена неизбежна и на то есть серьезные основания, то родителям нужно очень внимательно отнестись к эмоциям, переживаниям ребенка, следить за любыми изменениями в настроении и поведении, а в случае необходимости — поддержать и поспособствовать в решении проблем, возникших у ребенка.

Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?

Дело непростое

Бывает так, что ребенок сам хочет поменять школу, и тогда все проще, тогда трудности адоптации пережить легче. Но, как правило, смена школы происходит по инициативе родителей. Иногда это объективные причины — семья переезжает, иногда субъективные — родителям кажется, что новая школа гораздо лучше старой. Если при этом мнение ребенка и спрашивают, то его голос не становится решающим. Решают все равно родители.

Но для ребенка переход в новую школу — трудное дело. Родителям может очень не нравиться школа, из которой они его забирают, но ребенок-то привык к ней. И если для родителей важнее всего уровень образования, квалификация учителей, то для ребенка — отношение с ровесниками, с одноклассниками, с детьми из соседних классов. Очень часто шок и стресс ребенка связаны не с тем, что в новой школе другие учителя, не с новыми учебными требованиями, а с тем, что здесь он поначалу для одноклассников никто, его не ценят, не понимают, не принимают в свою компанию, у него нет здесь друзей. Иначе говоря, он выпадает из социального контекста. А чтобы ребенок в новый контекст врос, пустил, так сказать, корни — требуется время.

Родители с самого начала должны понимать: переход в новую школу — это не одномоментное действие, а длительный процесс. В лучшем случае адаптация занимает от полутора до трех месяцев. А в тяжелом случае — от полугода до года. У ребенка в старой школе может остаться лучший друг или лучшая подруга, с которыми проводили много времени, и нет никакой возможности эти связи сохранить: например, семья переехала в другой город. Общение в соцсетях — не выход, детям необходимо живое общение. Когда оно разрывается, ребенок переживает дополнительный стресс (помимо обычных трудностей адаптации). Ребенок имеет право горевать, это абсолютно нормально. К этому его гореванию родители должны относиться предельно серьезно, фразы «ну ничего, найдешь тут себе новых друзей» могут лишь подлить масла в огонь.

Любимый друг или любимый хороший учитель, классный руководитель или предметник, или даже просто привычная дорога до школы — это все может быть точками привязки, которые придется постепенно «отпускать». Если родители были инициаторами перехода, то радости со стороны ребенка ждать не стоит. Если обошлось без явного протеста, без пассивно-агрессивного поведения — это уже хорошо. И вообще учитывайте, что плюсы перехода в новую школу — плюсы, очевидные для взрослых — ребенок, скорее всего, оценит очень нескоро, если вообще оценит, а вот минусы ему гораздо заметнее, чем вам. Это ведь не вы, а он вынужден находиться там шесть дней в неделю по несколько часов. Учитывайте и то, что не обо всех этих минусах ребенок вам расскажет.

Как смягчить переход

Тем не менее, если менять школу все-таки надо, если деваться некуда — то к этому надо предварительно подготовиться. Вот несколько основных способов такой подготовки.

1 Перед переходом в другую школу хорошо поговорить с кем-то из родителей, кто в силу обстоятельств много переезжает. Часто это семьи военных. У какого-то кадрового военного бывает очень много переездов, а ребенок каждый раз — в положении «новенького». Возможно, их опыт, их советы пригодятся и вам.

Имейте в виду, что дети начальных и средних классов не то чтобы злы и жестоки, но взыскательны и требовательны к новеньким. У детей в этом возрасте формируется идентичность группы, и как среагирует на эту идентичность коллективное сознание — впустить новенького или отторгнуть — очень большой вопрос. Если у вас есть выбор, в какой класс отдавать ребенка, то пусть это будет более слабый, но с лучшим психологическим климатом. Коллективы с очень большой конкуренцией, с выраженным жестким лидером или с травлей в анамнезе — опасны для новичка.

Огромная разница, попадает ребенок в сложившийся коллектив или поступает в школу, где класс только-только сформирован. То, о чем говорилось выше, скорее относится к ситуации, где класс уже сформирован давно, все ученики знают друг друга и учатся вместе не один год. Но есть лицеи и гимназии, которые набирают целиком новый пятый или девятый классы. И здесь ребенок словно снова идет в первый класс: он попадает в коллектив, где всё в состоянии брожения, где коллектив только начинает складываться, распределяются роли. Это совсем другая история, более легкая.

2 Если вы знаете, что у вашего ребенка коммуникативные трудности, то ему нужно поработать с психологом, сходить на тренинги или в отправиться в летний лагерь, чтобы он получил навык вживания в новые для себя социальные роли (но только в такой лагерь, в котором вы уверены, в котором педагоги умеют поддерживать правильный моральный климат. От первого попавшегося лагеря может быть не польза, а вред).

3 Важно предупредить ребенка, что сначала будет непросто, придется привыкать. Если он тревожный, мнительный, делать это надо или очень заранее, или, наоборот, — не слишком, в зависимости от ребенка. Каждый родитель такого ребенка знает, как он реагирует, скажем, на планируемый поход к зубному. Кого-то нужно подготовить заранее, чтобы он подготовился к ситуации, успокоился и принял, а кого-то — почти накануне, чтобы не накрутил себя. Ребенку надо объяснять, что такое адаптация, как происходит привыкание. Полезно рассказать о своем опыте, об опыте знакомых: как проходили через подобное, какие возникали трудности, как эти трудности преодолевали.

Но кроме того, ребенка надо максимально замотивировать, объяснить, чем эта школа лучше — с образовательной точки зрения, с точки зрения престижа. Попытайтесь отыскать что-то хорошее о новой школе, причем не рекламного характера, а правдивое.

4 Обязательно сходить с ребенком посмотреть новую школу. Посмотреть на учителей и, если это возможно, познакомиться с учениками, чтобы у него появилось хоть какое представление о школе. Чтобы это сделать, надо заранее связаться с администрацией новой школы и договориться о таком визите.

5 Если отношения с учениками в старой школе хорошие, надо устроить прощальную вечеринку, а также постараться максимально сохранить те связи, которые ребенку хочется сохранить: записать телефоны, контакты родителей, договориться о встречах, особенно в те три-четыре месяца, пока ребенок будет привыкать. То есть не доверять записывание контактов ребенку (даже подросткового возраста), а продублировать. Ведь от эмоций и от стеснения ребенок может что-нибудь не написать. Первые месяцы надо максимально поддерживать встречи со старыми одноклассниками, предлагать пойти погулять с ними, сходить в кино или театр.

6 Хорошо, когда при смене школы у ребенка сохраняется внешкольный круг общения: его друзья из детства, друзья по даче, дети ваших друзей, друзья из студии, кружка или скаутского отряда. Бывает, что даже одного такого внешкольного друга достаточно, чтобы в новой школе ребенок чувствовал себя уверенно. А уверенно он будет себя чувствовать, потому что знает: у него крепкие тылы, он не одинок, ему есть у кого искать понимания и поддержки. Это своего рода гарантия безопасности.

7 Нужно максимально подробно узнать порядки в новой школе, какие-то режимные моменты, отличие в программе и так далее. Порой родители гонятся за престижем школы, не понимая, насколько там огромная нагрузка и что она ребенку не под силу. Если вы собираетесь перейти в школу, где действительно больше требований, лучше хотя бы три месяца ходить туда на подготовительные курсы, решать все задания, заниматься с репетиторами из этой школы, чтобы и ребенок представлял себе объем нагрузки на практике, учился по тем учебникам, по которым занимаются в этой школе.

Обычно все более сильные школы имеют либо подготовительные курсы, либо факультативы, или можно индивидуально договориться с преподавателем о занятиях. Это полезно еще и как окончательная проверка: стоит ли все-таки сюда переходить? Ведь может выясниться, что разрыв в подготовке капитальный, что его не преодолеть, что ребенок не сможет на этом уровне учиться, либо сможет, но с огромным трудом.

Чтобы ребенок хорошо учился в новой школе, важно, чтобы не было гигантского перепада в уровне обучения. Плохо, если новая школа гораздо сложнее прежней, но плохо и если она гораздо проще. То есть важно, чтобы ребенок не ощущал себя аутсайдером, но и если он вдруг в слабой школе внезапно ощутит себя успешным лидером — это тоже плохо. Если разрыв в уровне между старой и новой школой кардинален, то основные трудности адаптации как раз будут не в социальной сфере, а в учебной. Если вы поняли, что ребенок явно не потянет учебную программу новой школы — наймите репетитора, чтобы подтянул его насколько это возможно за ограниченное время. Важно, что подтягивать должен профессионал, сами вы, скорее всего, в случае огромного разрыва не справитесь.

8 Надо сделать все для того, чтобы ребенок максимально вписывался в рейтинг по социальным клише — улучшить одежду, модель телефона, обувь, рюкзак. К сожалению, все это важно, и принимают по одежке. Особенно в детской среде.

9 Можно воплотить в жизнь какое-нибудь давнее желание ребенка — купить велосипед другой модели, гироскутор, что-то для компьютера. То, что со школой не связано и что доставит ему радость. Эта радость станет для него поддержкой в трудные первые месяцы, когда ему придется потратить силы на привыкание.

Началась учеба

Но вот свершилось — ребенок уже начал учиться в новой школе. Что должны делать родители?

Первые недели в новой школе нужно максимально быть на связи с ребенком. Речь не о том, конечно, чтобы уволиться с работы или взять отпуск, но, по возможности, постарайтесь сделать так, чтобы ваш график позволял активно общаться с ним, присматриваться, каково ему в новой школе. Самые неприятные вещи вылезают в первые полтора месяца, но при этом первые дни могут быть обманчиво хороши. Только потом могут начаться проблемы — кто-то из учеников или учителей его невзлюбил, обнаружились сложности по каким-то предметам. Ошибкой было бы думать, что раз ребенок поступил, то можно уже расслабиться.

[3]

Нужно выбирать время, гулять, разговаривать, смотреть какие-то старые фильмы о школе, с тем, чтобы была возможность каким-то образом быть в курсе переживаний ребенка. Если речь о младшей школе – там может быть какая-то рисовальная терапия, игровая, чтобы помочь ему выразить свои переживания.

Родители, переводя ребенка в более сильную школу, зачастую строят у себя в голове идеальную картинку — как там все будет идеально. Но оказывается, что все не идеально, а просто нормально. Другая школа, и что-то в ней лучше, что-то хуже. Например, вроде все нормально, а еда невкусная, или раздевалка неудобная, или физрук сумасшедший. Везде есть минусы и плюсы, и всегда можно помочь выделить минусы и плюсы, спрашивая, что больше нравится, что меньше нравится, что удачней было в старой школе, а что — здесь.

Повторяю, сейчас речь о трудных вариантах. Иногда ребенок бывает по-настоящему счастлив, что поменял школу, он хотел этого сам, был заинтересован в учебе или в программе, в новых ребятах. Тогда адаптация будет легкой. Конечно, надо порадоваться, что нет трудностей, конфликтов, слез, нежелания идти, хвостов в учебе. Но в целом расслабиться можно не раньше чем спустя полгода или даже через год. Тогда будет окончательно ясно, что ребенок вписался в систему, у него появились друзья.

Переход в новую школу часто влечет за собой изменение режима дня. И здесь порой требуется пересмотреть общую нагрузку. Если прежняя школа была рядом с домом, а сейчас надо тратить час с лишним на дорогу — значит, нужно понять, что из внешкольных занятий вы можете оставить, а что лучше отменить. Надо понять, как организовать дополнительное питание ребенка, какие продукты давать с собой, где подвозить, где разрешать взять такси, решить, может быть, вы будете раз в две недели пропускать занятия — по договоренности с учителями.

Если ребенку предстоит самостоятельно ездить по маршруту — нужно несколько раз проехать вместе с ним заранее, чтобы он привык. Хорошо подчеркивать плюсы такой дороги: ты едешь сам, у тебя больше карманных денег. В таких школах часто все ездят издалека, не он один, так что все воспринимается совершенно нормально.

Иногда родители спрашивают: надо ли ходить знакомиться со всеми новыми учителями, рассказывать им об особенностях ребенка. Ответ на этот вопрос зависит от того, в какую именно ступень вы перешли. Если речь идет о средней школе, там обычно при поступлении предполагается обязательное собеседование либо с психологом, либо с учителями-предметниками. Надо играть по правилам заведения, куда вы поступили. Как правило, педагоги в школе исходят из того, что ребенок сам выстраивает отношения. За исключением тех случаев, когда у него есть какие-то особенности характера, здоровья или поведения, о которых обязательно нужно предупредить. Если же таких нюансов нет, то лучше не слишком надоедать учителям — чтобы не заработать репутацию тревожных родителей. Потому что все-таки в сильных школах учителя предполагают, что дети могут учиться сами и что это не родители пришли учиться. Но если не было никакого конкурса, никакого собеседования — нужно прийти и понять: готовы ли вас слышать.

Родителям следует ходить на все собрания, чтобы быть в курсе ситуации. Знакомиться с классом можно, активно участвуя в коллективных поездках, в организации разных внутришкольных мероприятий — утренников, соревнований, походов. Это и вам поможет яснее понять атмосферу в классе, и ребенку дает ощущение защищенности. Но при этом важно не выделять своего сына или дочку из прочих детей, со всеми вести себя одинаково.

Общий вывод: к переходу в новую школу следует относиться серьезно: проблемы вполне возможны, но зная о них заранее, можно их максимально сгладить. Также не стоит думать, будто переход чудесным образом решит все прежние проблемы. Если избегать излишнего оптимизма и излишней паники, все в итоге будет нормально.

Подготовила Оксана Головко

На заставке: фрагмент фото Александра Анисимова, фотопроект “Так сказать”

Источники


  1. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

  2. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.

  3. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
  4. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
  5. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
Причины перевода ребенка в другую школу
Оценка 5 проголосовавших: 1