Основные проблемы рынка труда молодых специалистов в российской федерации

Информация по теме в статье: "Основные проблемы рынка труда молодых специалистов в российской федерации". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Молодежь на рынке труда: проблемы и пути решения

Молодёжь России – это кадровый потенциал, определяющий будущее страны. Молодежь является перспективной категорией населения, но в то же время именно молодежь обладает высоким уровнем уязвимости. Молодому поколению присущи такие качества, как высокая степень мобильности, работоспособность, легкая обучаемость. Есть и ряд проблем, с которыми сталкивается молодежь на рынке труда, например, трудовая нестабильность, безработица, низкая заработная плата и конкурентоспособность, недостаток опыта и трудовых навыков. Исходя из этих проблем, в России создана система социальной защиты населения.

По данным Росстата, средний возраст безработных в декабре 2015г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 4,7%, 20-24 лет — 19,1%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (35,4%) и 20-24 лет (14,1%) [1].

Можно выделить такие задачи государственной политики, как регулирование соотношения воспитания и трудовой деятельности. В условиях развития российского общества и экономики с целью совершенствования качества образования была предложена государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, в которую входит подпрограмма «Развитие профессионального образования». Можно выделить следующие цели данной программы: формирование организаций профессионального обучения, которая направлена на учет особенностей различных регионов; модернизация системы образования в соответствии с требованиями современной экономики, а также формирование непрерывного образования, отвечающего задачам практики и запросам населения.

Переход от образовательной к трудовой деятельности — важный этап в жизни каждого человека. Это связано со множеством проблем, самостоятельное решение которых является затруднительным. Даже если молодому человеку и удаётся найти работу после окончания учебного заведения, он не может быть уверенным «в завтрашнем дне», так как отсутствует достаточный трудовой стаж и опыт работы. Для решения данных проблем государство может и должно решительно действовать с целью расширения возможностей трудоустройства молодых специалистов.

Сегодня государство не способно гарантированно предоставлять молодому поколению рабочие места. Таким образом, в связи с этим возможна дестабилизация общества, рост криминогенности среди молодежи.

Проблемой занятости занимаются различные организации: службы труда, образовательные учреждения, органы местного самоуправления. Оказывают помощь в решении вопросов, связанных с проблемой трудоустройства, биржи труда. Также проводятся профориентационные работы и дополнительное обучение другим профессиям. Центры занятости населения обеспечивают профессионально-консультационную, психологическую, юридическую, информационную помощь, оказывают услуги по временному трудоустройству, привлекают к участию в общественных работах, организуют ярмарки вакансий.

В России основные положения социальной защиты закреплены в Конституции РФ. Статья 7 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [2].

Одно из значительных направлений социальной защиты молодежи на рынке труда — осуществление комплекса мероприятий по регулированию занятости.

Сегодня правовая база занятости является системой нормативных правовых актов и именно она регулирует вопросы трудоустройства, а также отношения, которые затрагивают эту сферу. К ним относятся: ТК, ст. 272 которого излагает особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет; КоАП, ст. 18.13 [3] которого устанавливает административную ответственность за нарушение законов по трудоустройству граждан РФ за границей;

Молодежь является достаточно специфичной группой населения, что приводит к проблемам, касающимся трудоустройства.

Зачастую, по окончании учебных заведений, молодые люди имеют высокий уровень теоретической подготовки и недостаточный уровень практических навыков и производственного опыта. Именно это обуславливает непривлекательность молодежи в сфере труда. Однако, осознание молодым человеком своей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций, стремление к успехам в карьере формируют завышенные требования к будущему рабочему месту.

Молодёжь в силу своих специфических характеристик, не обладает достаточной профессиональной подготовкой и трудовыми навыками, необходимыми для конкуренции на рынке труда, и поэтому является одним из наиболее уязвимой и наименее защищенной социально-демографической группой населения. В связи с этим одной из главных проблем, касаемых социально-демографического положения молодого поколения, является большое число безработных. В различных регионах нашей страны доля молодёжи от общей численности безработных варьируется в пределах от 35 до 65%.

Данная тема актуальна и значительна в современном обществе. Молодежь – многочисленная социально-демографическая группа и именно она представляется собой основу формирования трудового потенциала РФ. Социально-правовая защита молодежи представляет собой одну из наиболее важных проблем на современном этапе.

Исследованием данной проблемы занимались многие ученые, среди них социологи, экономисты, юристы. Данная проблема рассматривалась такими авторами как: Волков Ю.Г., Гуськов И.И., Раковская О.А., Добреньков В.И.

Существенные изменения социального положения различных групп населения, среди которых те, кто всегда считались носителями передовых идей влекут за собой переход к рыночной системе экономики. Значимую роль играет молодежь, так как ей присущи, характерные только для данной группы, установки, взгляды, ценностные ориентиры, что влияет на экономическое состояние страны в будущем.

Молодежь является восприимчивой группой и зачастую больше всех подвергается изменениям, происходящим в обществе.

Социальные особенности молодежи, которые она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры общества, проявляются не только в способности наследовать, но также и преобразовывать общественные отношения.

Молодежь также можно определить как определенный слой населения, который переживает период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его становления.

[3]

В настоящее время можно выделить такие главные проблемы российской молодежи как: преступность, деньги, здоровье, безработица, досуг, наркотики, проституция, права и Родина.

Читайте так же:  Правила оформления дома в собственность

Второй комплекс проблем связан с определением жизненных перспектив молодого поколения. Молодой человек должен иметь чувство определенности в будущем, а это, в первую очередь, самореализация, а значит, образование, профессия, карьера, возможность достигнуть определенного уровня благосостояния и обеспечить свою будущую семью.

Третья группа проблем обозначена как проблема «социального участия».

Недостаток профессиональных знаний, отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков порождает низкую конкурентоспособность молодежи и низкий спрос на услуги со стороны молодого поколения на рынке труда. В большинстве случаев это молодежь 18-25 лет, получившая за время учебы определенные теоретические знания по выбранной профессии, однако отсутствует практическое применение навыков и опыт работы.

Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам, имеющим практический опыт работы в данной сфере деятельности. К тому же зачастую работодатель отказывается нести дополнительные финансовые и организационные трудности по обучению молодых кадров на новом месте работы.

Среди причин отказа выпускников от предложенных работодателем вакансий можно выделить фактор, который связан с несоответствием ожиданий и реалий молодежи, касаемые нового места работы. Это в первую очередь ожидания, связанные заработной платой и условиями труда.

Таким образом, главными причинами роста безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений являются следующие факторы:

— Низкий уровень спроса в противоречие высокому уровню предложения. Большинство молодежи выбирают профессию, обращая внимание преимущественно на ее престижность, а не на ее востребованность на рынке труда.

— Низкий уровень компетентности специалистов при высоких требованиях работодателей. Недостаточность практического опыта в ходе получения образования.

— Низкий уровень заработной платы, а также ее задержка.

— Снижение заинтересованности, а также отсутствие возможности обучения молодых специалистов на производстве.

— Отсутствие у молодежи мотивации к получению профессиональных знаний, практических навыков поиска работы, ведения деловых бесед, самопрезентации.

Проблемы трудоустройства молодых специалистов в России

Понятие и сущность трудоустройства и занятости, их особенности. Проблемы трудоустройства и занятости молодых специалистов в России. Анализ современного рынка труда, социальная поддержка безработной молодежи. Рекомендации по оптимизации трудоустройства.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 29.05.2014
Размер файла 44,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

* позитивного самовыражения, профессиональной и личностной самореализации;

* обучения навыкам эмоциональной саморегуляции, развития эмоционально-волевых процессов;

* формирования антиципационных механизмов, возможностей и потребностей планировать свое будущее.

— содействие процессу взаимодействия работодателей и учебных заведений по вопросам профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи;

— реализация мероприятий по содействию учебным заведениям в разработке адаптированных к требованиям рынка учебных программ, направленных на повышение качества образования и уровня профессиональной подготовки молодых специалистов.

Компаниям и предприятиям:

— участие в разработке программ и проведении производственной практики для студентов старших курсов вузов с дальнейшим их трудоустройством;

— участие в мероприятиях, направленных на трудоустройство выпускников (ярмарки вакансий для студентов и выпускников и т.д.);

— участие в разработке и реализации профориентащюнных прохрамм для молодежи;

— разработка и реализация программ, направленных на привлечение выпускников.

Представителям молодежных общественных объединений (организаций):

— разработка и реализация программ (проектов), направленных на повышение социальной активности и вовлеченности молодежи в жизнь общества;

— разработка и реализация программ (проектов), направленных на адаптацию молодежи на рынке труда;

— проведение просветительской работы с выпускниками с целью позитивного изменения трудовых установок, формирования ценности конструктивного, социально-поддерживающего поведения в процессе поиска работы;

— развитие социальных компетенций и навыков в процессе поиска работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики/ А. Анатольев 2009 -126с.

2. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества. // СоцИс./ Л. Бойко 2002- 376с.

3. Боровик В. Потери и приобретения молодежи в период проведения реформ // Диалог/ В. Боровик 2009-68с.

4. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость // СоцИс./К. Брйхер 2009-35с.

5. Вишневская Н.Т. Государство на рынке труда — изменение стратегии // Мировая экономика и международные отношения./Н. Вишневская 2007-271с.

6. Вишневская Н. Законодательство о защите занятости и рынок труда (международный опыт) // Вопросы экономики./ Н. Вишневская 2003-261с.

7. Герасименко В.В. Теория переходной экономики. — М., 2007-109с.

8. Герций Ю. Занятость и рынок труда. // Человеческие ресурсы/Ю. Герций 2009-409с.

9. Гимпельсон В. Политика экономического дерегулирования занятости // Вопросы экономики/ В. Гимпельсон 2003-390с.

10. Гордиенко А А., Пошнев Г.С., Плюснин Ю.М Структура поведения безработного //СоцИс/ А. Гордиенко 2006-263с.

11. Дунаева Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики/Н. Дунаева 2008-429с.

13. Долгопятова Т. Российские предприятия в переходной экономике./Т. Долгопрядова- М., 2009-162с.

14. Дунарченко Ю.А.// 3анятость, безработица и неполная занятость/ Ю. Дунарченко — М., 2008-398с.

15. Хлебцов Е. А. Занятость и проблемы ее регулирования./Е. Хлебцов- Саратов., 2006-201с.

16. Лебедов Ю.В. //Занятость и рынок труда в России: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы/ Ю. Лебедов- М. 2008-309с.

17. Запевалин И.С. Современный рынок труда и некоторые его особенности // Гуманитарные науки и современность/ И. Запевалин 2008- 112c/

Основные проблемы рынка труда молодых специалистов в российской федерации

Библиографическая ссылка на статью:
Щавель А.И. Основные особенности и проблемы современного рынка труда в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/10/87651 (дата обращения: 25.03.2019).

Читайте так же:  Как получить советский паспорт в россии

В современных социально-экономических условиях рынок труда является одним из наиболее сложных элементов рыночной экономики. Рынок труда включает в себя широкий спектр социально-экономических отношений и явлений, ему принадлежит важнейшая роль в процессе формирования эффективной системы занятости населения, снижения уровня безработицы, реализации конституционных трудовых прав граждан. Посредством рынка труда реализуются две основополагающие функции жизнедеятельности общества. Это, во-первых, экономическая функция, заключающаяся в масштабном обеспечении производственной и непроизводственной сфер необходимым числом работников и, во-вторых, социальная функция, подразумевающая необходимость обеспечения достойного уровня и качества жизни населения России путем предоставления трудящимся заработной платы, а также различных трудовых и социальных гарантий. Кроме этого, рынок труда регулирует и такие вопросы, как [1, c. 35]:

  • формирование платы за труд посредством соотношения спроса и предложения на рынке;
  • определение порядка и условий принятия на работу и увольнения для обеспечения равных возможностей для граждан и исключения дискриминации;
  • формирование и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих условия и безопасность труда;
  • совершенствование системы образования с целью ее адаптации к современным требованиям рынка труда.

Основными категориями рынка труда, как и любой другой рыночной системы, являются спрос и предложение. В рассматриваемом контексте спрос характеризует требуемое количество работников определенной специализации. Под предложением же труда понимается количество трудоспособного населения, которое готово приступить к работе.

Несмотря на то, что рынок труда можно назвать саморегулируемой системой, государство играет значительную роль в его совершенствовании и развитии. Так, например, государство способно создавать новые рабочие места, формировать государственные органы по работе с безработной категорией граждан, их трудоустройству, реализует государственные программы и национальные проекты по обеспечению занятости населения и повышения его материального благосостояния. Государство также влияет на уровень заработной платы, уровень социального обеспечения граждан, в том числе слабозащищенных слоев населения, путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

В настоящее время рынок труда испытывает значительное влияние политических событий и экономических явлений как внутри государства, так и на международном уровне. Например, такие факторы, как принятие новых норм законодательства (изменения в пенсионной системе РФ, увеличение минимального размера оплаты труда), уровень производительности труда, степень модернизации производства, можно отнести к внутренним. В то время как приток мигрантов из районов, в которых происходят вооруженные конфликты, отток высококвалифицированных кадров – к внешним [2, c. 306].

Характеризуя российский рынок труда, можно выделить следующие особенности, оказывающие воздействие на современное состояние и перспективы его развития.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-первых, как и другие рыночные механизмы, современный рынок труда сформировался на основе действовавших еще в советское время подходов к распределению рабочей силы, установлению ее цены. Дальнейшее развитие происходило на фоне глубоких структурных преобразований и экономических спадов. Резкая необходимость приспособления рынка труда к новым социально-экономическим условиям вместо эволюционного развития гибкой системы трудовых отношений привела к росту доли теневой экономики и теневым рынком труда, а также низкой стоимости рабочей силы.

Проблема теневой занятости приобретает все большую актуальность ввиду своей распространенности и причиняющих негативных последствий государству и обществу в виде недополучения налогов, социальных отчислений, невозможности контроля легальности деятельности трудящихся. К теневому рынку труда можно отнести следующие виды трудовой деятельности: самозанятость, работа по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы, то есть все те организационные формы занятости, которые не подлежат учету со стороны государственных органов [3, c. 575].

Во-вторых, в России довольно остро стоит проблема региональной дифференциации уровня производства, инновационности хозяйственной деятельности, уровня доходов граждан и качества жизни. В связи с этим и рынки труда в России весьма существенно различаются по субъектам. Так, например, уровень безработицы по разным регионам может отличаться более чем в 3 раза, а уровень средней заработной платы – в 5 раз [2, c. 306]. Такие серьезные диспропорции в социально-экономическом развитии субъектов РФ могут приводить к возникновению депрессивных регионов, нежелательным миграционным оттокам, утечке высококвалифицированных кадров.

В-третьих, российский рынок труда не достаточно сбалансирован, так как, с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре в связи с тем, что происходит перенакопление рабочей силы в одних сферах и недостаток в других. Причиной такого дисбаланса может выступать как демографические проблемы, так и недостатки системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Рынок труда – неотъемлемая часть рыночного ведения хозяйства, от эффективности функционирования которого зависят национальное благополучие, общественная стабильность и эффективность социально-экономических преобразований. Поэтому проблемы развития рынка труда на современном этапе становятся препятствиями на пути повышения конкурентоспособности и экономического роста регионов и страны в целом. Основными проблемами российского рынка труда являются [4, c. 1215]:

  • неоднородность распределения спроса на рабочую силу и её предложения по территориям и видам деятельности;
  • качественное несоответствие параметров спроса на рабочую силу и её предложения в региональном, профессионально-квалификационном и других разрезах;
  • низкая производительность труда и неэффективное использование рабочей силы;
  • «старение» трудовых ресурсов и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;
  • нескоординированность функционирования системы образования и спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций, что сказывается, в первую очередь, на низком уровне занятости среди молодежи;
  • низкий уровень трудовой мобильности населения;
  • существенное расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей, недостаточный охват государственными программами и мерами социальной поддержки безработных граждан.

Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

Общими условиями решения проблем российского рынка труда на современном этапе в условиях нестабильности экономической и политической систем является не только работа по повышению эффективности политики в сфере занятости, но и оживление российской экономики в целом за счет модернизации и обеспечения инновационности производства, повышение темпов экономического роста. Развитие и совершенствование российского рынка труда на современном этапе должно происходить на основе согласованных и взаимоувязанных мероприятий и программ, направленных на повышение уровня жизни и качества трудовой деятельности граждан.

Читайте так же:  Как перейти на день ночь электроэнергия

Качественный анализ рынка труда молодых специалистов

Бавыкина Елена Николаевна, старший преподаватель Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И.Ползунова», г. Бийск[email protected]

Корецкая Татьяна Владимировна,старший преподаватель Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И.Ползунова», г. Бийск[email protected]

Гущина Светлана Сергеевна, старший преподаватель Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И.Ползунова», г. Бийск[email protected]

Качественный анализ рынка труда молодых специалистов

Аннотация.Современный этап социальноэкономических преобразований характеризуется активным поиском путей решения проблемрегионального развития. Среди них особую актуальность приобретает проблема формирования адекватной и эффективно функционирующей региональной системы занятости населения. В настоящее время в Российской Федерации одной из самых трудных проблем в социальноэкономической жизни страны является проблема безработицы и занятости. Безработица в России влечет за собой потерю большого числа трудоспособного населения, а, следовательно, и потерю значительного количества валового и национального продукта страны.Ключевые слова:рабочая сила, безработица, занятость, рынок труда, молодой специалист, трудоустройство, самозанятость, компетенция.

Необходимость формулирования современной парадигмырегиональной социальноэкономической политики в сфере занятости населения обусловлена не только настоятельной потребностью решения имеющихся проблем в данной сфере, но и ее адаптации к новым социальноэкономическим реалиям, для которых характерны:

объективная потребность инновационного развития экономики;

глобализация социальноэкономических отношений, важной чертой которой стало формирование международного рынка труда;

активно формирующийся институт частной собственности в корне изменивший отношения между государством, работодателями и работниками. Особую значимость при этом приобретает решение таких конкретных задач как выбор оптимальных форм и методов регулирования занятости, соотношение и границы частных и государственных инициатив, централизация и децентрализация процессов воспроизводства трудового потенциала;

существенное изменение содержания и форм социальноэкономического развития регионов России в условиях продолжения рыночных преобразований и интеграции национальной экономики в состав глобального мирового хозяйства. Безработица молодежи –социальноэкономическое явление, при котором трудоспособная молодежь находится в поиске работы и готова приступить к ней, но не может реализовать свое право на труд, тем самым теряет основные средства к существованию.Безработица среди молодежи продолжает нарастать.Потребность молодых специалистов в трудоустройстве не соответствует перспективерабочих местна рынке труда. Финансовые ожидания молодых специалистов противоречивы требованиям, которые запрашивают работодатели к своим потенциальным сотрудникам. Ситуацию осложняет отсутствие практического опыта и тесной взаимосвязи образовательного и производственного процессов.

Втретьих, в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке труда обостряется проблема отсутствия у выпускников навыков поиска работы, поведения на рынке труда. Вчетвертых, проводить мероприятия, направленные на содействие трудоустройству студентов и выпускников, необходимо уже начиная со 2–3 курса, применяя при этом активные формы взаимодействия со студентами (организация встреч студентов с работодателями, лекций и занятий по эффективному трудоустройству и т.д.). Итак, исследование позволило выявить предпочтения работодателей по отношению к приему на работу выпускников вузов, а также определить настроения студентов старших курсов вуза по поводу предстоящего трудоустройства. Это позволило разработать направления по совершенствованию механизма эффективного трудоустройства молодых специалистов.

Ссылки на источники1.Бавыкина Е.Н. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в Алтайском крае [Текст] / Е.Н. Бавыкина, С.С. Гущина, Г.М. Дзюина, О.В. Мельникова, Т.В. Позднякова // Мир науки, культуры образования. 2015. №1 [50] С. 217220.2.Маркетинговые исследования на локальном рынке труда депрессивного региона [Текст] / Л. Миляева ; Н. Подольная // Маркетинг. 2001. № 6. С.3.Беглова Е.И. Безработица молодёжи: первоочередная проблема современного рынка труда // Экономические науки. 2010. №11. С. 172.

Рынок труда молодых специалистов

1. Динамика спроса на молодых специалистов

Число вакансий для молодых специалистов с июня 2012 года по июнь 2013 года выросло на 38%. Самый большой прирост вакансий для молодежи зафиксирован в таких отраслях, как промышленность (+112%), логистика (+92%) и туризм (+88%).


2. Структура спроса

Значительная часть вакансий для молодых специалистов (38,6%) относится к сфере продаж. Специалистов без опыта работы ждут также в банковской сфере (9,7%) и на административных позициях (5,8%).

[2]


3. Кого учат вузы

Анализ направлений подготовки и специальностей в рамках проекта «Superjob для студентов» подтверждает расхожее мнение об огромной популярности юридического и экономического образования среди молодежи. Самое большое число студентов, ищущих работу на Superjob.ru, учатся на таких специальностях, как «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии по отраслям» и «Менеджмент». В ТОП-10 попали также юристы.


4. Кого ждут работодатели

Отвечая в рамках проекта «Superjob для студентов» на вопрос о том, выпускники каких специальностей понадобятся им в ближайшие 3-5 лет, работодатели имели возможность указать до 30 различных направлений. Нужно учесть, что часто на одну позицию будут нужны сразу несколько сотрудников. Например, три программиста, два юриста, пять инженеров.

Вопреки расхожему мнению, что экономисты и юристы рынку не нужны, именно эти специальности чаще всего работодатели и отмечают в своих планах. Совершенно очевидно, что почти каждой компании нужен бухгалтер или юрист.

Однако из этого не следует, что экономика не нуждается в инженерах или врачах. Поэтому востребованность той или иной специальности следует рассматривать только в пределах своей укрупненной группы специальностей или смежных профессий. Эта информация поможет сориентировать абитуриентов в выборе будущей специальности.

Основные проблемы рынка труда молодых специалистов в российской федерации

Будущее нашей страны – это молодежь, так как она играет важную роль в экономической, социальной и политической жизни общества. Сегодняшние молодые люди будут задействованы в дальнейшем развитии государства. В условиях экономического кризиса именно молодежь является наиболее социально и экономически уязвимой категорией граждан в вопросах труда и занятости. Острота данной проблемы определяет необходимость всестороннего изучения положения молодежи на региональном рынке труда.

Читайте так же:  Если ехать в армению нужен загранпаспорт

Факторами, определяющими положение молодежи в обществе являются: возможность получить образование, реализовать себя в профессиональной сфере, найти хорошую работу, обеспечить достойный материальной уровень.

Молодые люди, выходящие на рынок труда различаются по возрасту, образовательному уровню, жизненным ценностям, полу. Исследователи выделяют три группы молодежи:

— первую группу представляет молодежь в возрасте от 15 до 18 лет. Это учащиеся средних, средне — специальных и высших учебных заведений. В данной возрастной группе формируются жизненные ценности, нормы поведения в обществе, а также осуществляется выбор будущей профессии. Граждане этого возраста практически не вовлечены в трудовую деятельность. Однако, большинство подростков, именно в этом возрасте зарабатывают свои первые деньги.

— вторую группу образуют в основном выпускники средне-специальных и высших учебных заведений в возрасте от 18 до 25 лет. Молодежь, входящая в эту группу не имеет должного профессионального и социального опыта и поэтому менее конкурентоспособна на рынке труда. Молодые люди этого возраста не имеют стажа работы, отличаются низкой профессиональной квалификацией. Однако начальный этап карьеры приходится именно на этот период.

— третью группу составляют мужчины и женщины в возрасте от 25 до 29 лет. Она отличается тем, что молодежь, входящая в эту группу уже имеет определенный опыт работы и собственную профессиональную стратегию развития. У большинства молодых людей есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой работе. Высокий уровень безработицы в этой группе особенно опасен, так как может привести к росту бедности молодых семей, что влечет за собой сокращение рождаемости, увеличению разводов, абортов и т.д. Многие молодые люди, не нашедшие работу в этом возрасте, начинают искать нелегальные формы заработка в теневом секторе экономики. Как следствие увеличивается число экономических и уголовных преступлений, увеличивается рост заболеваемости алкоголизмом и наркоманией и как следствие растет уровень смертности среди молодежи [2,5,6,7].

Современный Молодежный рынок труда имеет свою специфику:

1. Наблюдается дисбаланс спроса и предложения, обусловленный социально-профессиональной неопределенностью молодежи.

2. Для молодежного рынка труда характерна низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами, поскольку ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

3. Увеличивается группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.

4. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие профессии, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, не может трудоустроиться по специальности.

5. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

6. Молодые женщины составляют значительную долю безработных на рынке труда, поскольку работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам [1].

С целью изучения ситуации, сложившейся при вхождении на рынок труда молодых людей, авторами было проведено социологическое исследование с применением метода анкетного опроса, направленное на выявление положения молодежи на региональном рынке труда. Выборка исследования составила 1000 респондентов. Опрос является репрезентативным по полу, возрасту и образованию. Обработка эмпирического материала осуществлялась с использованием статистического пакета – SPSS. Объектом данного исследования являлась молодежь Нижегородской области в возрасте от 16-29 лет [8].

[1]

Среди опрошенных — 59% составляли девушки и 41% юноши, что примерно отражает реальное соотношение полов в области. Образовательный уровень респондентов был достаточно высоким. У большинства опрошенных, образование в силу возрастного состава оказалось незаконченным высшим – 43%. Высок удельный вес лиц, имеющих высшее образование – 30%. Среди опрошенных мало молодежи с неполным средним образованием – 3%.

Большинство опрошенных молодых людей ( 20% ) имели специальность инженер, 10% — педагог, 12% — врач и медицинский работник, специальность менеджера — 8 % , работника сферы услуг – 10%, рабочие – 15%, специальность бухгалтера и экономисты – имели10%, юриста — 5%. Около 40% опрошенных работают не по специальности. 34% молодежи довольны своей работой, 28% считают свою работу интересной, но мало оплачиваемой, 14% не устраивает режим работы, 12% считают свою работу не интересной, но хорошо оплачиваемой, 7% считают работу хорошей, но отмечают плохие взаимоотношения в коллективе, 5% считают работу плохой во всех отношениях.

42% не увольняются из-за хорошей оплаты, боятся остаться без работы – 30%. Однако 23% молодых людей устраивает режим работы и 5% респондентов понимают, что лучшей работы не найти.

В целом молодежь, которая нашла свое место на рынке труда, не удовлетворена ситуацией, из замечаний можно выделить невысокую зарплату и небольшие возможности карьерного продвижения.

Молодежь в основном боится потерять работу по тем или иным причинам (41%), не задумывается о возможности потере работы – 40% респондентов, а 19% — вообще не боится потерять работу.

Основная часть опрошенных (55%) считает, что в современных условиях необходимо иметь высшее образование. Часть респондентов получает второе высшее образование или продолжает обучение в магистратуре, аспирантуре. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда молодежь старается повышать свой образовательный уровень на курсах, семинарах и тренингах, изучать иностранные языки и осваивать новые компьютерные программы.

Большинство молодежи трудоустроились на работу с помощью знакомых – 35%, 20% обращались непосредственно на предприятия, 7% нашли работу по объявлениям. Лишь 8% молодых людей обращались в государственную службу занятости населения, а 21% использовали все варианты трудоустройства.

Читайте так же:  Три дня на свадьбу по трудовому кодексу

Средний уровень заработной платы молодого специалиста в Нижегородской области не превышает 20 тысяч рублей.

В ходе исследования было выявлено, что для современного рынка труда Нижегородской области характерны гендерные диспропорции [4], что проявляется в уровне заработной платы. Мужчины, трудоустроившиеся после окончания вуза, имеют более высокий уровень заработной платы, чем женщины. Этот факт подтверждает общую закономерность, характерную не только для Нижегородской области, но и для всего российского рынка труда – вытеснение женщин в низкооплачиваемые сферы экономики. Так, у девушек средний уровень заработной платы составляет 15 тысяч рублей, а у молодых людей – 25 тысяч рублей. Самую высокую заработную плату обозначили юноши, занятые в автомобилестроении, строительстве и финансовом секторе экономики (30 тысяч рублей и выше). Сроки и способы поиска работы у девушек и юношей примерно одинаковые и составляют в среднем 1-3 месяца.

Таким образом, молодые люди в основном трудоустраиваются через знакомых, непосредственно на предприятиях, через рекламу в газетах и сеть Интернет. Необходимо констатировать и тот факт, что такие официально санкционированные средства трудоустройства молодежи, как «ярмарки вакансий» или «служба занятости населения» являются на сегодняшний день самыми малоэффективными. Ни один из опрошенных респондентов не нашел работу с их помощью. Среди требований, предъявляемых молодежью к работе, на первом месте стоит высокая заработная плата, на втором месте — перспективы карьерного роста и на третьем наличие благоприятных условий труда.

Социально-экономическое положение молодежи в российском обществе оценивается авторами как нестабильное. На наш взгляд, необходимо изучение как европейского, так и российского опыта решения проблем молодёжного рынка труда, с целью разработки адекватной стратегии социализации и профессионального роста молодых людей. Образованная молодежь, не находя возможностей самореализации, вынуждена довольствоваться низовыми позициями и работой не по профилю. Растет процент трудовой миграции выпускников вузов, причем выполняемая ими работа, как правило, не соответствует уровню полученного образования. Во многом такая ситуация также обусловлена низким качеством профориентационной работы в школах и вузах. Незнание потенциальных перспектив развития рынка труда приводит к тому, что молодежь выбирает не то, что ей подходит и востребовано на рынке труда, а то, что легче достигается (поступают в тот вуз, куда по баллам прошел на бюджетную форму обучения), дешевле стоит и т.д.

Государство должно занять самую активную позицию в деле обеспечения занятости молодежи – разработать комплекс мер по закреплению молодых рабочих кадров, особенно в трудодифицитных сегментах экономики. Главный инструмент такой политики – региональные программы по созданию и квотированию рабочих мест для молодежи,

Нельзя сказать, что для поддержки молодежи не создано никаких соответствующих программ. Такие программы есть, они составляются и утверждаются структурами, осуществляющими государственную политику в сфере содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и прочие структурные организации) [3]. Однако этого явно недостаточно. Молодежь должна понимать, что многое зависит и от их активности. Работодатели предъявляют высокие требования к претендентам на вакантные рабочие места. Соискатели должны обладать такими качествами как: высокая квалификация, упорство и настойчивость, мобильность и т.д.

Таким образом, базируясь на проведенном исследовании, авторы считают возможным в качестве рекомендаций предложить следующие меры:

• на законодательном уровне обеспечить правовую и экономическую защиту молодежи;

• ввести квотирование рабочих мест для молодежи;

• ориентировать систему образования на практические потребности рынка;

• содействовать профессиональной подготовке молодежи. Молодежь должна иметь право на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

• смягчить критерии приема на работу, трудоустройства без опыта работы;

• создать гибкий график работы для студентов дневной формы обучения и др.;

• расширить подготовку специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т.д.;

• создавать специальные молодежные предприятия и организации для решения проблемы занятости;

• рассматривать регулирование занятости молодежи как основную задачу социальной политики государства;

• через имеющуюся систему образования формировать в каждом человеке активный тип трудового поведения;

• провести модернизацию системы профессионального ориентирования школьников, создать более действенный механизм выявления способностей учащихся к тем или иным видам профессиональной деятельности;

• организовать доступ (открытые лекции, специализированные сайты, брошюры с методическими рекомендациями) для учащихся старших классов к информации по востребованности тех или иных специальностей не только на текущий момент, но и с перспективным развитием на 5 лет вперед.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но самое главное — государственные и федеральные социальные программы должны способствовать трудоустройству молодежи через создание новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики, привлекая для этого бюджетные средства, средства частных предприятий и инвесторов.

Источники


  1. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.

  2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
  4. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
  5. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
Основные проблемы рынка труда молодых специалистов в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here