Организации со 100 участием государства

Информация по теме в статье: "Организации со 100 участием государства". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Содержание

Глава VII. Особенности создания и правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.ст. 37 — 41)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в наименование главы VII настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава VII. Особенности создания и правового положения акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности

>
Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом

Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной мере предпринимательскую активность. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества

Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капиталом, где государство выступает в качестве единственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с государственными органами, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.

Более перспективны акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества представляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для широкого привлечения в экономику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.

Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо подругам экономическим или социальным мотивам. Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций.

Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества.

Читайте так же:  Вид на жительство рф для граждан украины

Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

Государственное акционерное предприятие

Государственное акционерное предприятие создается исполнительными органами власти и использует капиталы акционеров.

[3]

Осуществляя управление госимуществом, исполнительная власть пользуется и распоряжается ценными бумагами акционерного общества (АО) на правах собственника. В РФ, например, для этих целей созданы федеральные агентства. К основным формам госпредприятий относятся:
  • государственные корпорации;
  • акционерные общества;
  • унитарные предприятия.

Возникновение

  • Предприятия унитарного типа преобразуются в акционерные. Исполнительная власть решает вопрос (при изменении статуса унитарного предприятия) об организационно-правовой форме его дальнейшего существования. Например, в ходе реформ 2000-х гг. в РФ наиболее распространенным способом приватизации были переходы унитарных предприятий в ОАО. После этого преобразования государство имеет право не продавать акции, а сохранить весь пакет у себя.
  • Образование новых АО путем участия государства в создании уставного капитала. Государство является крупным игроком на рынке акций. Приобретая пакет акционерного общества, оно, становится субъектом гражданско-правовых отношений.

Категории

Первая категория ─ это предприятия, где государство владеет определенной долей ценных бумаг. Эта доля может варьировать от 25%, т.е. быть незначительной, до 50 % плюс одна акция (т.н. контрольный пакет). Органы исполнительной власти могут предоставить приватизированному предприятию права управления по типу «золотая акция». В этом случае утверждается представитель в совет директоров, а также госслужащий ─ в ревизионную комиссию. Государство может давать рекомендации по поводу изменения повестки дня собрания акционеров, проводимого ежегодно, а также имеет право потребовать созыва внеочередного собрания акционеров. «Золотая акция» ─ не является ценной бумагой, она предоставляет право ее держателю влиять на управленческие решения. В Италии, Великобритании, Франции и других странах такое право «золотой акции» используется госструктурами достаточно широко, например, для наложения «вето» на вызывающие сомнения изменения устава компании.

Вторая категория ─ общество, где государство владеет 100 % акций. Например, ОАО «Российские железные дороги». Единственный владелец (акционер) РЖД — государство. Полномочия осуществляет Правительство, которое утверждает президента АО и формирует совет директоров. Подобные акционерные общества по своему типу управления приближены к госпредприятиям.

Институт прикладных экономических исследований

О проекте оценки государственного сектора экономики

На данном сайте приводятся наши оценки размера государственного сектора российской экономики и его динамики по годам, начиная с 2000 г. Данный сектор состоит из трех компонентов: компаний с государственным участием (КГУ), сектора государственного управления (СГУ) и государственных унитарных предприятий (ГУП). Совокупная доля государственного сектора в ВВП включает оценку вклада каждого компонента. Методика оценки их размера также публикуется на данном сайте.

КГУ представляют собой компании, в которых государству прямо или косвенно принадлежит не менее 10% акций (долей). Это соответствует подходам OECD к определению данного типа компаний, что позволяет сравнивать приводимые нами показатели доли российских КГУ в ВВП, капитализации и численности занятых с аналогичными индикаторами других стран. Количественные параметры сектора КГУ рассчитаны на основе обширной выборки данных по компаниям.

Вклад СГУ характеризует стоимость государственных услуг, оказываемых обществу за плату и бесплатно. Оценка доли СГУ в ВВП осуществляется по данным сектора государственного управления в системе национального счетоводства.

Приводимые данные позволяют оценить размеры и динамику государственного сектора, их влияние на экономику и финансовый рынок. Отдельные компоненты размера государственного сектора экономики в России могут сравниваться с аналогичными показателями других стран. Часть из таких сравнений приводится на данном ресурсе. В то же время наиболее сложным объектом международных сравнений остается доля КГУ в ВВП. Мы надеемся, что наша работа создаст дополнительные импульсы для разработки унифицированной международной методики, позволяющей проводить аналогичные расчеты в других странах.

Согласно нашим исследованиям, доля государства в ВВП на 2018 год составляет 46%. В опубликованном агенством Moody’s докладе от февраля 2019 года, доля госсектора в российской экономике оценивается в 40-50% (РБК), что соответствует нашим результатам

Надеемся, что наши данные, несмотря на объяснимые для таких случаев допущения, будут полезны в исследовательских проектах, при разработке мер экономической политики, в учебном процессе и в других направлениях их использования.

Изучение государственного сектора и его влияния на экономику и финансы является важным направлением научной деятельности нашего подразделения. Мы предполагаем регулярно обновлять данный ресурс и дополнять его свежей информацией.

2.5. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом

Акционерные общества с участием государственного капитала занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной м ере предпринимательскую активность. В современных условиях фактор управления является определяющим не только в решении задач выживания, но и высокой эффективности развития предприятий с государственным капиталом.

В частности, многое зависит от руководителя. Необходимо отказаться от традиционной, сложившейся прежде безусловной поддержки тех руководителей предприятий, которые имеют антирыночный менталитет, не сумели приспособиться к требованиям рынка. Если в акционерном обществе, где государство выполняет роль «твердого ядра», сохраняется старая система управления, то будет дискредитирована сама идея смешанной собственности, ибо такое акционерное общество не сможет выдержать конкурентной борьбы.

По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100%-ным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

[1]

Смысл образования акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ вообще по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки «рыночного поведения» соответствующих фирм.

Читайте так же:  Влияет ли прерывание стажа на больничный

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь периодически ориентирует и оценивает деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее, эффективность деятельности акционерного общества со 100%-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подсобного акционерного общества извращается.

Принципиальное значение для функционирования фирм со 100%-ным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между органами управления исполнительной власти и органами управления акционерного общества.

Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях общества с органами исполнительной власти, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в акционерном обществе с достаточным контролем за их деятельностью со стороны органа, в сфере интересов которого находится данная компания.

Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, представляют собой компании со смешанной собственностью и решают, по крайней мере, две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций, и создаются условия для привлечения значительного отечественного и иностранного капиталов. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.

Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества не допустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам, Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства. В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. Представлять интересы государства могут либо назначенные компетентными органами государственные служащие, либо иные граждане на основании договоров, заключенных с Госкомимуществом. Примерный договор и Порядок заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, утверждены правительством. Размеры этой части не установлены. Это означает, что представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется, пусть даже самый малый, пакет государственных акций.

Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Он еще и активный член органов управления общества, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций, и другие вопросы политики акционерного общества. Действенность управления данным видом акционерного общества зависит от компетенции, заинтересованности и ответственности лиц, являющихся представителями государства. Обладая такими обязанностями, представитель государства должен иметь соответствующие права и возможности. Представитель государства в письменной форме должен согласовывать с органами исполнительной власти: а) проекты решений, которые он будет вносить; б) свое будущее голосование по наиболее важным проектам решений, предложенных другими членами органов управления обществом. Необходимо также представлять отчеты об организационной и финансово-хозяйственной деятельности компании.

В интересах эффективного участий в управлении акционерным обществом с государственным капиталом представитель государства должен знать предприятие и его особенности. Он должен быть поставлен в такие условия, чтобы можно было проявлять предпринимательскую инициативу и творчество в проведении научно-технической и инновационной политики, реально отвечать за целесообразность и плодотворность использования государственного капитала, Только тогда управление пакетом акций государства может стать эффективным.

Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

Банки с государственным участием список 2019

Государственные банки или банки с господдержкой, конечно, вызывают большее доверие у населения. Они относятся к самой безопасной категории кредитных организаций, так как госучастие обеспечивает им некоторые преимущества.

Далее рассмотрим какие банки относятся к данной категории.

Способы государственного участия

Список государственных банков России практически не меняется и классифицируется по степени участия государства:

  • В силу закона
  • Полное участие
  • Частичное участие
  • Косвенное участие
  • Контроль государства

К первому варианту относятся банки, которые сами созданы на основании соответствующих федеральных законов. И государство в них не участвует, а они сами олицетворяют государство: Центральный банк.

Ко второму способу относятся банки, где государство владеет 100% акций банка. Например, Россельхозбанк или РНКБ.

Частичное – это наличие у государства контрольного пакета акций. Классический пример такого банка – это Сбербанк. Хотя все и считают его государственным, на самом деле государству принадлежит лишь 52,32% его акций в лице Банка России. Но при этом никто не считает Банк Российский капитал государственным, а ведь доля участия в нём государства в лице АСВ – 100%.

Косвенное – это когда государственное участие происходит через одну из подконтрольных организаций, а не на прямую. Самый понятный пример это банки группы ВТБ. Так, более 99% акций ВТБ24 принадлежало ВТБ. В свою очередь государству принадлежит 60,9% самого ВТБ. Следовательно, государству принадлежало и ВТБ24.

Читайте так же:  Согласование плана эвакуации при пожаре

Есть и более сложные конструкции – Почтобанк. Более 96% его акций принадлежало 96,784% Связь-Банку. Акции самого Связь-Банка принадлежат Внешэкономбанку (более 99%). А Внешэкономбанк уже является государственным действуя на основании специального федерального закона.

Контроль. В эту категорию можно отнести те организации, в которых назначена временная администрация, например, на время санации АСВ или после отзыва лицензии.

Организации со 100 участием государства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Доля участия государства в уставном капитале ООО составляет 100%.
В соответствии с каким законом (Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ или Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ) необходимо осуществлять закупки в 2017 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанное в вопросе общество в 2017 году при осуществлении закупок товаров, работ и услуг обязано руководствоваться требованиями Закона N 223-ФЗ. Закон N 44-ФЗ распространяется на это ООО только в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 15 этого Закона.

Рекомендуем Вам также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Хозяйственные общества. Закупки по Закону N 223-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Хозяйственные общества. Закупки по Закону N 223-ФЗ, определение отнесения к заказчикам;
— Энциклопедия решений. Лица, руководствующиеся законодательством о контрактной системе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Видео (кликните для воспроизведения).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

21 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Закупка услуг АО со 100-процентным государственным участием

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ его положения распространяются на хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

С учетом данных положений, акционерное общество со 100-процентным государственным участием обязано осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ.

Однако порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом № 223-ФЗ положения о закупке. В положении о закупке может быть предусмотрено проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В положении о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, в том числе у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом должен быть установлен порядок закупки указанным способом.

Заказчик свободен в выборе способа закупки, которая может быть произведена наиболее приемлемым для заказчика (в зависимости от особенностей осуществления хозяйственной деятельности) способом, что закреплено нормами Закона № 223-ФЗ в части регулирования закупочных процедур.

Распространяется ли на ТОО со 100% долей участия государства нормы постановления Правительства № 1428 от 22.09.2000г.? (Г. Жуманова, 25 декабря 2015 г.)

Г. Жуманова, юрист

по вопросам трудового и гражданского права

РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЛИ НА ТОО СО 100% ДОЛЕЙ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА НОРМЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 1428 ОТ 22.09.2000Г.?

ТОО со 100% долей государства. Должны ли в своей работе руководствоваться Постановлением №1428 «Правила о служебных командировках работников ГУ. » Если это возможно, то со ссылкой на законодательный акт

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК РК) юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация).

Согласно пункту 2 статьи 34 Гражданского кодекса РК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива.

Согласно статье 1 Закона Республики Казахстан от 2 мая 1995 года № 2255 «О хозяйственных товариществах» хозяйственным товариществом признается коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, с разделенным на вклады (доли) учредителей (участников) уставным фондом, имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью.

Таким образом, юридическое лицо, созданное в форме товарищества с ограниченной ответственностью, является коммерческой организацией, преследующее извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности.

Читайте так же:  Валюта контракта и валюта платежа разные

Пунктом 3 статьи 34 Гражданского кодекса РК установлено, что юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами.

Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям.

Согласно пункту 3-1 статьи 34 Гражданского кодекса РК юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией и содержащееся только за счет государственного бюджета, может быть создано исключительно в форме государственного учреждения.

В соответствии с подпунктом 15 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года № 413-IV государственным учреждением является некоммерческая организация, созданная государством и содержащаяся только за счет бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, если дополнительные источники финансирования не установлены законами Республики Казахстан, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Таким образом, товарищество с ограниченной ответственностью, в том числе со 100% участием государства, и государственное учреждение являются разными по своим видам и формам юридическими лицами.

Пунктом 5 статьи 34 Гражданского кодекса РК установлено, что юридическое лицо действует на основе Гражданского кодекса РК, Закона о каждой из форм юридических лиц, иных законодательных актов и учредительных документов.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2000 года № 1428 утверждены «Правила о служебных командировках в пределах Республики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, а также депутатов Парламента Республики Казахстан» (далее — Правила). Правила определяют порядок и условия возмещения расходов работникам государственных учреждений Республики Казахстан, направляемым в служебные командировки в пределах Республики Казахстан.

Соответственно, Правила не распространяются на ТОО со 100% участием государства.

Настоящий материал является объектом авторского права.

Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.

Акционерные общества с участием государства.

Вооружившись идеей о бесперспективности искусственно созданной конструкции хозяйственного ведения [1] , начиная с 1990-х гг. законодатель взял курс на прекращение создания федеральных унитарных предприятий и их преобразование в АО. Данный курс продолжается и по сегодняшний день. Так, Концепция управления федеральным имуществом на период до 2018 года предусматривает ограничение «разрастания» государственного сектора экономики, в том числе прекращение деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, к 2018 г. [2]

Процесс создания современных российских АО с участием государства начался с принятием первого закона о приватизации — Закона РСФСР от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» [3] . Законом предусматривалось, что приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в АО. Акционирование унитарного предприятия может быть стадией, предшествующей продаже акций из государственной собственности в частную собственность. Иными словами, акционирование и продажа акций являются двумя взаимосвязанными элементами сделки о приватизации предприятия. При этом акционирование, т.е. преобразование государственного унитарного предприятия в ОАО, является непременным условием приватизации указанным способом, поскольку в качестве объекта приватизации выступают акции [4] .

Учредителем ОАО, создаваемого на основе государственного предприятия, являлся Госкомимущество России, его территориальное агентство или комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования, который после регистрации АО передавал права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества.

Фонд продавал акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии с приватизационным законом в течение месяца после учреждения общества. Часть акций могла быть внесена в фонд акционирования работников предприятия, а также обменена на акции инвестиционных фондов. Нереализованные акции оставались в распоряжении Российского фонда федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.

Все нормативные акты, принимаемые в начале 1990-х гг., прежде всего Указы Президента РФ, были направлены на ускорение процесса приватизации и принудительное акционирование крупных и средних предприятий. При этом в руках государства концентрировалась значительная часть акций, которые передавались фондами имущества в почти бесконтрольное использование руководству бывших предприятий или третьим лицам [5] .

При продаже акций АО открытого типа, созданных путем преобразования государственных унитарных предприятий, члены трудового коллектива приватизируемого предприятия имели право на приобретение акций в соответствии с вариантами льгот, предусмотренными Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, а позже — в соответствии с Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года.

[2]

Как отмечает А. Н. Лякин, принятая в России система льгот, предоставлявшая чрезвычайно широкие возможности для выкупа акций работниками предприятий, была продиктована не экономической целесообразностью и желанием сформировать основу для рабочей акционерной собственности, а соображениями политической стабильности и ускорения приватизационного процесса [6] .

Как показала практика тех лет, предпочтением у трудовых коллективов пользовался второй вариант, по котором>’ в общей сложности было приватизировано 75% крупных предприятий; первый вариант был избран в 24% случаев, третий вариант — в 1% случаев [7] . Это дало основание говорить об избранной в России «инсайдерской» модели приватизации. В реальности оказалось, что концентрация акций в одном месте просто позволила сократить издержки на скупку акций и взаимодействие с реестродержателем.

Таким образом, первые российские АО с участием государства были созданы в процессе преобразования государственных предприятий в соответствии с приватизационным законодательством. Акционерами таких обществ наряду с государством являлись работники бывших государственных предприятий, имевшие право приобретать акции создаваемого АО на льготных условиях. Такие АО отличались распыленным акционерным капиталом и слабыми механизмами управления. Бывшие директора государственных предприятий, которые становились директорами и создаваемых АО, были не готовы к эффективному управлению ими в новых условиях хозяйствования.

Читайте так же:  Уровень образования среднее специальное

Период 1992—1993 гг. знаменовался хроническими задержками и невыплатами заработной платы. Работники, став акционерами созданного АО, не понимали сути происходящих изменений и, желая получить хоть какие- нибудь средства, продавали принадлежащие им акции. Практически в этот период и начинается массовая скупка акций у работников-акционеров.

В условиях нерегулярных выплат заработной платы, резкого снижения ее уровня, отказа от выплаты дивидендов или их символических выплат, работники стали быстро распродавать принадлежащие им бумаги как собственной администрации, так и сторонним скупщикам. По всем оценкам именно доля трудового коллектива в уставном капитале подверглась наиболее быстрому размыванию в постприватизационный период. Именно трудовой коллектив стал тем слоем акционеров, который служил источником укрупнения пакетов для потенциальных собственников компании, будь это сторонний инвестор или директорская группа [8] .

В начале 1990-х гг. принимаются Указы Президента РФ, определяющие порядок создания АО в отдельных отраслях экономики, представляющих особое значение для интересов государства. Определение приоритетных для государства отраслей экономики свидетельствовало о признании необходимости сохранения его прямого участия в экономике, по крайней мере применительно к видам деятельности, обеспечивающим единство экономического пространства и национальную безопасность [9] . В таких приоритетных отраслях экономики государство закрепляло за собой на три года пакеты акций, размер которых был регламентирован — 51%, 38%, 25,5% обыкновенных акций или специальное право («золотую акцию») [10] .

Ныне действующий — уже третий по счету — Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 21.07.2014) (далее — Закон о приватизации) называет в качестве способов приватизации, в частности:

  • — преобразование унитарного предприятия в ОАО;
  • — преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью [11] ;
  • — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.

При преобразовании унитарного предприятия в АО государство является единственным акционером, имеющим 100% акций данного АО. В последующем государство продает определенную часть акций способами, предусмотренными приватизационным законом: либо на специализированных аукционах, либо через организатора торговли на рынке ценных бумаг; либо осуществляет продажу за пределами России находящихся в государственной собственности акций ОАО посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.

Определенный пакет акций, находящихся в собственности государства, может быть передан в качестве вклада в уставные капиталы ОАО как при их учреждении, так и в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО. При этом доля акций ОАО, находящихся в собственности России и приобретаемых Россией, в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25% плюс одна акция. В отношении стратегических АО Президентом РФ может быть установлен иной размер доли акций, принадлежащих государству.

В начале 2000-х гг. приватизация государственного имущества путем преобразования государственных унитарных предприятий в ОАО осуществлялась не только на основании Закона о приватизации, но и на основании иных специальных федеральных законов.

Так, приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществлялась в соответствии с законодательством РФ о приватизации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 № 29-ФЗ (с изменениями на 26.06.2008) Специальным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие при приватизации имущества и акций организаций атомного энергопромышленного комплекса, является Федеральный закон от 05.02.2007 № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Однако в последующие годы (2004—2009) преобразование государственных предприятий в ОАО с участием государства осуществлялось на основании Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и распоряжений Правительства РФ [12] [13] .

В это же время Президентом РФ принимаются указы о создании и деятельности ОАО, пакеты акций которых находятся в федеральной собственности. Данные АО учреждаются путем внесения государственного имущества в уставные капиталы ОАО в соответствии со сг. 25 Закона о приватизации [14] .

Таким образом, в силу стратегических причин, необходимости обеспечения безопасности, обороноспособности, решения социально-значимых задач государство сохраняет свое участие в АО и посредством АО осуществляет поставку общественных благ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Акционерные общества с участием государства — это реальность рыночной экономики. Причем не только российской, но и зарубежной. Подобное участие обусловлено объективными причинами и вытекает из социальной и экономической функции государства. Например, крупнейший железнодорожный перевозчик США — это АО с участием государства. Форма акционерных компаний широко используется в ФРГ при организации государственных концернов, представляющих собой разновидность холдинговых компаний, в которых тесно переплетаются государственный и частный капитал. В таких концернах капитал головной компании обычно полностью принадлежат государству. Получили они также распространение во Франции (так называемые национальные общества) и в Италии. Акции таких обществ полностью принадлежат государству. Иногда в качестве акционеров выступают другие государственные предприятия [15] .

Источники


  1. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.

  2. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.

  3. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
  4. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  5. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.
Организации со 100 участием государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here