О пенсионном обеспечении граждан в ссср

Информация по теме в статье: "О пенсионном обеспечении граждан в ссср". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

О пенсионном обеспечении граждан в ссср

53 года назад было существенно расширено пенсионное обеспечение советских граждан.

14 июля 1956 года был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», которым предусматривались пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсии по инвалидности устанавливались не только рабочим и служащим, но и военным рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, учащимся высших, средних специальных и иных учебных заведений. Для членов семей указанных категорий предусматривались пенсии по случаю потери кормильца.

В законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:

  • гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся;
  • выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов;
  • единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца);
  • единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии;
  • единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников.

В основе исчисления пенсии каждого трудящегося лежал размер зарплаты. Полная пенсия предоставлялась мужчинам с шестидесяти лет со стажем работы не менее двадцати пяти лет и женщинам с пятидесяти пяти лет со стажем не менее двадцати лет.

Приветствовался и длительный срок работы на одном месте. Некоторым категориям трудящихся предоставлялась дополнительная пенсия за выслугу лет. За непрерывный стаж работы начислялись надбавки к пенсии. Надбавку получали и пенсионеры, имеющие на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи. Государство поощряло и работающих пенсионеров. Помимо зарплаты им частично или полностью выплачивалась пенсия.

Через восемь лет, с введением в 1964 году системы пенсионного обеспечения колхозников, о которой рассказывалось год назад 15 июля , в стране была создана единая государственная пенсионная система. Она обеспечивала уровень жизни советских пенсионеров почти тридцать лет.

В мае 1990 года был принят закон СССР « О пенсионном обеспечении граждан в СССР ».

В том же году принимается закон РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР », который практически блокировал действие союзного закона и установил новые правила пенсионного обеспечения. Был впервые создан Пенсионный фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

В дальнейшем пенсионная система в Российской Федерации неоднократно реформировалась. Действующий в настоящее время Федеральный закон » О трудовых пенсиях в Российской Федерации » , принятый в 2001 году, пережил уже несколько редакций и множество изменений.

Порядок деятельности Верховного суда СССР был темой дня в прошлом году.

Пенсии колхозников

44 года назад была введена единая система пенсионного обеспечения колхозников.

Принятая в 1936 году «сталинская» Конституция закрепляла право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и нетрудоспособности. Однако, государственной системы социального обеспечения сельских жителей не существовало. Социальное обеспечение колхозников возлагалось на сельскохозяйственные артели, где колхозники могли создавать фонды помощи инвалидам, старикам и другим нуждающимся сельским жителям. Выплаты зачастую носили натуральный характер и не были обязательными. Закон о государственных пенсиях и пособиях колхозникам вызвал большой общественный резонанс. Устанавливались три вида пенсии: по старости, по инвалидности, по потере кормильца. Колхозницы получали право на пособие по беременности и родам. Размеры государственных пенсий и пособий колхозников устанавливались ниже, чем у рабочих и служащих, однако, государство брало на себя обязательство постепенно их увеличивать. В настоящее время, российская система социального обеспечения отвечает мировым стандартам. Однако, размер пенсий и пособий остается на критически низком уровне.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Колонка «Исторический документ» познакомит вас с нормативными документами, принятыми много лет назад. Мы постараемся отобрать документы, являющиеся яркими представителями своего времени и оказавшие значительное влияние на жизнь и историю России, ее граждан, а, в некоторых случаях, и историю всей нашей планеты.

Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (с изменениями и дополнениями) (не применяется)

Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I
«О пенсионном обеспечении граждан в СССР»

С изменениями и дополнениями от:

17 апреля 1991 г.

Согласно постановлению ВС РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 341-1 настоящий Закон не применяется на территории РСФСР с 1 марта 1991 г.

См. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета СССР от 15 мая 1990 г. N 1481-I

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных япенсий.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого советского человека, исключался уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.

*(1) В дальнейшем именуются — пенсии по возрасту.

*(2) В дальнейшем именуются — предприятия и организации, если не оговорено иное.

[3]

*(3) В дальнейшем именуется — минимальная заработная плата.

*(4) В дальнейшем именуются — участники войны.

*(5) В дальнейшем именуется — районный (городской) отдел социального обеспечения.

*(6) В дальнейшем именуются — районный (городской) Совет народных депутатов.

Президент Союза Советских
Социалистических Республик

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»

Настоящий Закон вводится в действие с 1 октября 1990 г. — в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны;

с 1 января 1991 г. — в части минимальных размеров пенсий для других категорий пенсионеров, социальных пенсий, пенсий по инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ либо с их последствиями, пенсий детям — круглым сиротам, матерям, имеющим детей-инвалидов (инвалидов с детства I и II групп), участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий;

Читайте так же:  Проверка документов иностранных граждан

с 1 января 1992 г. — для вновь назначаемых пенсий и перерасчета других пенсий, назначенных до введения в действие Закона (по стажу, заработку и другим основаниям, предусмотренным Законом, с зачетом повышения с 1 января 1991 г.)

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 6 июня 1990 г. N 23, ст. 416

Согласно постановлению ВС РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 341-1 настоящий Закон не применяется на территории РСФСР с 1 марта 1991 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Верховного Совета СССР от 15 мая 1990 г. N 1481-I «О порядке введения в действие Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (не применяется)

Постановление Верховного Совета СССР от 15 мая 1990 г. N 1481-I
«О порядке введения в действие Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»

Постановлением ВС РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 341-1 настоящее постановление не применяется на территории РСФСР с 1 марта 1991 г.

Верховный Совет СССР постановляет:

1. Ввести в действие Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»* в следующие сроки:

с 1 октября 1990 года — в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны;

с 1 января 1991 года — в части минимальных размеров пенсий для других категорий пенсионеров, социальных пенсий, пенсий по инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, пенсий детям — круглым сиротам, матерям, имеющим детей-инвалидов (инвалидов с детства I и II групп), участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий. Одновременно повысить на 5-40 рублей пенсии, назначенные до введения в действие Закона, в зависимости от продолжительности пребывания на пенсии, предусмотренного пунктом 3 настоящего Постановления;

с 1 января 1992 года — для вновь назначаемых пенсий и перерасчета других пенсий, назначенных до введения в действие Закона (по стажу, заработку и другим основаниям, предусмотренным Законом, с зачетом повышения с 1 января 1991 года). При этом пенсии, исчисленные в соответствии с настоящим Законом в размере свыше 160 рублей, выплачиваются: в период до 1 июля 1993 года — в пределах до 160 рублей, но не ниже размеров, установленных с 1 января 1991 года с повышением на 5-40 рублей, с 1 июля 1993 года — в полной сумме.

Однако в период до 1 июля 1993 года во всех случаях пенсии выплачиваются в размерах не ниже предусмотренных законодательством до введения в действие Закона.

2. Отменить с 1 января 1991 года ограничения в праве на пенсию по старости в повышенных максимальных размерах, установленных статьей 13 Закона СССР «О государственных пенсиях» для рабочих и служащих угольной, металлургической и других отраслей промышленности и строительства, оставивших работу, дающую право на указанную пенсию, до введения повышенных максимальных размеров пенсий этим категориям работников.

Для рабочих и служащих, которым установлены указанные повышенные максимальные размеры пенсий, ввести в действие Закон с 1 января 1991 года с выплатой пенсий до 1 января 1992 года в пределах до 210 рублей, с 1 января 1992 года — в полной сумме.

3. Пенсии, назначенные до введения в действие Закона, в том числе минимальные, при перерасчете повышаются до размеров, установленных Законом, с начислением соответствующих надбавок, но не менее чем на 5 рублей в месяц в случаях пребывания на пенсии до 5 лет включительно, на 10 рублей — от 5 до 10 лет, на 15 рублей — от 10 до 15 лет, на 20 рублей — от 15 до 20 лет, на 30 рублей — от 20 до 25 лет, на 40 рублей — 25 и более лет (для инвалидов войны и других участников войны — без учета повышения, предусмотренного статьями 22 и 35 Закона). Пенсии по инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, а также пенсии по случаю потери кормильца инвалидам с детства вследствие указанных причин повышаются сверх того на 15 процентов минимальной пенсии по возрасту.

При последующем увеличении минимального размера пенсий в связи с ростом минимальной заработной платы перерасчет пенсий производится без учета указанного повышения пенсий на 5-40 рублей.

4. Установить, что независимо от положений статьи 67 Закона время работы после назначения пенсии в период до введения в действие Закона учитывается при увеличении размера пенсии (статья 20 Закона).

5. Сохранить действовавший до введения в действие Закона порядок:

назначения и выплаты пенсий космонавтам, пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, спортсменам (с учетом права выбора пенсии в соответствий со статьей 6 Закона);

включения в трудовой стаж времени пребывания на оккупированной части территории СССР и других государств в период Великой Отечественной войны;

включения в трудовой стаж времени пребывания за границей жен работников советских учреждений и международных организаций;

выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, если этот порядок предусматривает более льготные условия, чем это установлено Законом;

начисления надбавки к пенсии по возрасту за каждый год работы после достижения пенсионного возраста (но не долее чем до 1 января 1991 года) в пределах размеров, исчисленных в соответствии со статьями 20 и 76 Закона при соответствующем стаже работы из десятикратного размера минимальной заработной платы.

6. Совету Министров СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских, районных Советов народных депутатов для обеспечения своевременного перерасчета, назначения и выплаты пенсий в соответствии с Законом разработать и осуществить неотложные мероприятия по укреплению материально-технической базы системы органов социального обеспечения, наиболее полному оснащению их современными средствами вычислительной техники, связи и транспорта, укомплектованию квалифицированными кадрами, совершенствованию материального стимулирования труда работников этих органов.

Совету Министров СССР в срок до 1 ноября 1990 года:

принять необходимые нормативные акты по применению Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» по вопросам, отнесенным Законом к компетенции Совета Министров СССР;

утвердить совместно с ВЦСПС Положение о Пенсионном фонде СССР, а также условия и порядок уплаты гражданами обязательных страховых взносов в этот фонд, государственного социального страхования лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве;

с участием ВЦСПС завершить формирование списков производств, цехов, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, списков производств и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет, рассмотрев при этом высказанные в ходе настоящей сессии предложения народных депутатов СССР, относящиеся к указанным спискам;

Читайте так же:  Срок действия медицинской справки 086 у

представить в Верховный Совет СССР предложения о порядке и сроках повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы (статья 124 Закона) одновременно с проектом Закона об индексации доходов населения;

при установлении порядка подтверждения трудового стажа (статья 74 Закона) предусмотреть возможность подтверждения по свидетельским показаниям стажа работы для увеличения размера пенсии в соответствии со статьей 20 Закона;

решить вопрос о льготном пенсионном обеспечении медицинских и фармацевтических работников, заразившихся при исполнении служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека;

рассмотреть вопрос о зачете в стаж в двойном размере времени работы в лечебных учреждениях на территориях с радиационным загрязнением, в инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИД, в паталогоанатомических и реанимационных отделениях лечебных учреждений;

представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений и дополнений, вытекающих из Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в том числе об изменении законодательства о льготах по исчислению трудового стажа за период работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к этим районам.

Совету Министров СССР привести акты Правительства СССР в соответствие с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР их нормативных актов, в том числе инструкций, противоречащих названному Закону.

Установить, что порядок исчисления стажа работы, предусмотренный статьей 70 Закона для тружеников тыла и вольнонаемного состава воинских частей в период Великой Отечественной войны, распространяется на лиц, проживавших в трудоспособном возрасте в г. Ленинграде в период его блокады, а также на лиц, насильственно вывезенных с временно оккупированной территории СССР в период Великой Отечественной войны на территорию государств, находящихся в состоянии войны с СССР, на узников, в том числе детей, фашистских концлагерей (гетто и других мест принудительного содержания в период войны), если они не совершили в этот период преступлений против Родины.

Предоставить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам в период проведения пенсионной реформы в соответствии с Законом право принимать решения о порядке его применения, в том числе касающиеся отдельных категорий граждан, обязательные для министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик, местных органов государственного управления, предприятий и организаций. При этом за гражданами сохраняется право на обращение в суд в соответствии со статьей 102 Закона.

8. Для финансирования расходов, связанных с принятием Закона, повысить тарифы взносов на государственное социальное страхование, уплачиваемых предприятиями, учреждениями, организациями, кроме общественных организаций инвалидов и пенсионеров, их предприятий, учреждений, объединений и учебных заведений, установив их в размере 37 процентов одновременно с введением новых оптовых и закупочных цен.

Установить обязательные страховые взносы граждан в Пенсионный фонд СССР (статья 8 Закона) в размере 1 процента заработной платы.

9. Совету Министров СССР совместно с Академией наук СССР и Академией медицинских наук СССР провести работу по подготовке кардинальной реформы государственного льготного пенсионного обеспечения, в том числе за выслугу лет, ограничив сферу его действия специфическими отраслями, где вредные и тяжелые условия труда либо опасность для здоровья человека сохраняются вне зависимости от состояния научно-технического прогресса, с целью последующей передачи решения этих вопросов предприятиям и организациям в рамках коллективных договоров. Представить Верховному Совету СССР соответствующие предложения до 1 января 1992 года.

На сессии Верховного Совета СССР заслушать вопрос о состоянии условий труда на предприятиях страны. Поручить подготовку этого вопроса Комиссии Совета Союза по вопросам труда, цен и социальной политики, Комитету Верховного Совета СССР по охране здоровья народа, Комиссии Совета Союза по вопросам развития промышленности, энергетики, техники и технологии.

10. Совету Министров СССР с учетом предложений, высказанных народными депутатами СССР в ходе настоящей сессии:

одновременно с внесением в Верховный Совет СССР проектов Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1991-1995 годы и Государственного бюджета СССР на 1991 год представить предложения о поэтапном увеличении минимальной заработной платы, имея в виду зависимость минимального размера пенсии от минимального заработка;

рассмотреть вопрос об организации переосвидетельствования во врачебно-трудовых экспертных комиссиях участников войны и других боевых действий, в том числе при выполнении интернационального долга, получивших при этом ранение, контузию или увечье и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, в целях установления возможной причинной связи их инвалидности с указанными ранением, контузией или увечьем;

совместно с Комитетом Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства и Комитетом советских женщин при формировании программы по улучшению положения женщин в стране рассмотреть предложения, связанные с досрочным выходом их на пенсию независимо от возраста при наличии длительного трудового стажа;

совместно с Комитетом Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов при разработке экологической программы подготовить предложения о формах компенсации населению за утрату здоровья в городах и регионах с кризисной экологической ситуацией;

совместно с соответствующими комитетами Верховного Совета СССР и постоянными комиссиями палат подготовить и представить на рассмотрение Верховного Совета СССР до 1 ноября 1990 года предложения по вопросам социальной защиты и улучшения материально-бытового положения лиц, подвергшихся необоснованным репрессиям и впоследствии реабилитированных, их детей, а также и детей — узников фашистских концлагерей (гетто и других мест принудительного содержания в период Великой Отечественной войны);

рассмотреть предложения о порядке исчисления стажа работы отдельных категорий граждан из числа народностей, насильственно выселенных из мест постоянного проживания в 30-40-х годах;

совместно с Комитетом Верховного Совета СССР по охране здоровья народа, Комиссией Совета Национальностей по национальной политике и межнациональным отношениям и Комиссией Совета Союза по вопросам труда, цен и социальной политики рассмотреть предложения об условиях и порядке пенсионного обеспечения трудящихся из числа малочисленных народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока и о результатах доложить Верховному Совету СССР.

11. Рекомендовать Верховным Советам союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов осуществить на основании Закона меры по обеспечению дополнительных гарантий социальной защищенности и улучшению условий жизни ветеранов войны и труда, инвалидов и семей, потерявших кормильца, и особенно по усилению заботы о менее обеспеченных категориях пенсионеров.

Пенсионное обеспечение в ХХ веке (до 1990 года)

Огромным шагом на пути реформирования государственной системы пенсионного страхования было принятие в 1912 году ряда законов: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих». Несмотря на обилие законопроектов, Всероссийская конференция РСДРП выразила критическое отношение к ним и приняла свою страховую программу.

Читайте так же:  Что относится к текущему ремонту здания

Государственное пенсионное обеспечение для трудящихся в России было установлено после Октябрьской революции 1917 года. С первых лет Советской власти за счет государства назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Необходимость восстановления народного хозяйства после гражданской войны потребовала проведения новой экономической политики. С переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет появилась возможность замены государственного социального обеспечения рабочих и служащих социальным страхованием за счет взносов предприятий, что и было утверждено постановлением СНК РСФСР от 15 ноября 1921 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 20-е годы ХХ века система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по следующему принципу. Все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, выплату пенсий гражданам.

После Октябрьской революции был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении. В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 — рабочие текстильной промышленности, в 1929 — рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет — для женщин и 60 лет — для мужчин.

Позднее, в 1933 г. социальное страхование было передано в управление профсоюзам. Основные расходы по финансированию системы легли на государственный бюджет, который фактически объединялся с бюджетом социального страхования. Таким образом, социальное страхование по существу утратило страховой и приобрело дотационный (госбюджетный) характер.

Что касается видов обеспечения, то в соответствии с провозглашенными принципами создаваемая система должна была охватывать все случаи утраты заработка в связи с нетрудоспособностью, старостью и безработицей. Необходимо было также организовать систему социальных услуг по оказанию медицинской помощи, протезированию, санаторно-курортному лечению, содержанию и воспитанию детей в детских учреждениях и другие.

Конституцией СССР 1936 года [2] было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Конституция СССР 1936 г. закрепила победу социализма в СССР. В числе важнейших прав ст. 120 Конституции устанавливала право на материальное обеспечение: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов».

На основе провозглашенного Конституцией равенства прав всех граждан СССР пенсии по старости и инвалидности стали назначаться служащим на тех же условиях, что и рабочим. Были отменены ограничения в пенсионном обеспечении для граждан, ранее лишенных избирательных прав в связи с социальным происхождением или прошлой деятельностью.

16 июля 1940 r. СНК СССР утвердил постановление «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего состава срочной службы и их семьям».

Россия была одной из первых стран мира (после Великобритании), установившей страхование на случай безработицы. Пособия по безработице выплачивались до полной ликвидации безработицы в стране, т.е. до начала 30-х годов.

Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда России в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР “О пенсионном обеспечении граждан СССР”[9].

Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. №340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”[10] (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.

В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система — через государственные органы социального обеспечения населения, сейчас — органы социальной защиты населения [32].

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели — около 90 % всех расходов. В итоге роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая “уравниловка” не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы.

Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»

Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I
«О пенсионном обеспечении граждан в СССР»

О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета СССР от 15 мая 1990 г. N 1481-I

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных япенсий.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого советского человека, исключался уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.

*(1) В дальнейшем именуются — пенсии по возрасту.

Читайте так же:  Вторичное извещение почта россии что это

*(2) В дальнейшем именуются — предприятия и организации, если не оговорено иное.

*(3) В дальнейшем именуется — минимальная заработная плата.

*(4) В дальнейшем именуются — участники войны.


*(5) В дальнейшем именуется — районный (городской) отдел социального обеспечения.

*(6) В дальнейшем именуются — районный (городской) Совет народных депутатов.

Президент Союза Советских
Социалистических Республик

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»

Настоящий Закон вводится в действие с 1 октября 1990 г. — в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны;

с 1 января 1991 г. — в части минимальных размеров пенсий для других категорий пенсионеров, социальных пенсий, пенсий по инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ либо с их последствиями, пенсий детям — круглым сиротам, матерям, имеющим детей-инвалидов (инвалидов с детства I и II групп), участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий;

с 1 января 1992 г. — для вновь назначаемых пенсий и перерасчета других пенсий, назначенных до введения в действие Закона (по стажу, заработку и другим основаниям, предусмотренным Законом, с зачетом повышения с 1 января 1991 г.)

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 6 июня 1990 г. N 23, ст. 416

Согласно постановлению ВС РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 341-1 настоящий Закон не применяется на территории РСФСР с 1 марта 1991 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

О пенсионном обеспечении граждан в ссср

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Читайте так же:  Особенности организации труда инвалидов

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

[1]

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

Видео (кликните для воспроизведения).

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Источники


  1. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.

  2. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  3. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
  4. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
  5. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
О пенсионном обеспечении граждан в ссср
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here