Негосударственный пенсионный фонд закон

Информация по теме в статье: "Негосударственный пенсионный фонд закон". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Черешева Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». — Специально для системы ГАРАНТ, 2008 г.

Черешева Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». — Специально для системы ГАРАНТ, 2008.

В издании дается постатейный комментарий норм Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в котором подробно освещены вопросы создания, лицензирования, функционирования и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, осуществления фондами негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионного страхования. Подробно рассмотрен порядок управления средствами пенсионных резервов, пенсионных накоплений.

Данный комментарий предназначен для применения в сфере оказания негосударственными пенсионными фондами услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному страхованию.

Черешева Е.А. — начальник отдела автоматизированных информационных систем Министерства здравоохранения и социальной поддержки населения Саратовской области, юрисконсульт ЗАО «Современные технологии»

При подготовке настоящего издания использовались нормативно-правовые акты по состоянию на 1 июня 2008 года.

Обзор проекта закона о негосударственной пенсии 2019 года

С 2019 года в России заработала пенсионная реформа. Наиболее болезненным изменением стало повышение возраста, с которого возможен выход на пенсию. Вряд ли законодатели остановят реформу на текущем этапе. Но могут произойти изменения, касающиеся негосударственных пенсий, которые дают надежду на улучшение положения будущих пенсионеров.

Речь идет о законопроекте 722163-7, который находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ и уже принят в первом чтении 8 октября 2019 года. Расскажем, что такое негосударственная (частная) пенсия в РФ и что предлагает проект закона о негосударственной пенсии 2019 года, уже получивший одобрение в Правительстве РФ.

Суть проблемы и законодательная база

Несовершенство пенсионной системы налицо: уровень жизни российских пенсионеров значительно ниже, чем в развитых странах. Хотя в России с 1992 года пытаются перенять западный опыт, сумма выплат традиционно остается небольшой. Когда речь заходит о таком понятии, как негосударственная пенсия, что это такое, знают не все россияне.

Важно учитывать, что ни в одной развитой стране пожилые люди не живут на государственную пенсию, большую часть средств составляют их собственные накопления. Такой подход обладает и плюсами, и минусами:

  • деньги скапливаются при помощи различных фондов: человек отчисляет определенные суммы, фонд распоряжается этими деньгами, а затем выплачивает владельцу. Если организация грамотно вложит средства и получит большую прибыль, выплаты могут оказаться весьма внушительными;
  • есть риск потерять деньги, если фонд неудачно распорядится вкладами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В РФ подобная схема регулируется Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — НПФ) от 07.05.1998 № 75-ФЗ. На сегодня действует 58 НПФ, часто собственные фонды открываются известными банками (например, возможна негосударственная пенсия в Сбербанке).

В перечень наиболее крупных негосударственных пенсионных фондов входят:

  • Согласие;
  • Газфонд;
  • Нефтегарант;
  • ВТБ Пенсионный фонд;
  • Пенсионный фонд электроэнергетики;
  • Лукоил Гарант.

Актуальные вопросы о негосударственных пенсиях и НПФ

Что такое негосударственная пенсия и кто ее получает?

Главное отличие от стандартного государственного обеспечения: не нужно иметь определенный стаж работы, чтобы в дальнейшем получать выплаты. Сумма будет зависеть только от сделанных отчислений, пенсия назначается независимо от возраста, установленного для выхода на заслуженный отдых. Но сейчас такое право получают только граждане, заключившие договор с НПФ до 1 января 2019 года. Они могут рассчитывать на выплаты по старой схеме, которая существовала до момента, когда был повышен пенсионный возраст. Женщины могут получать такую пенсию с 55 лет (как раньше), мужчины — с 60 лет.

Лица, которые заключат договор с НПФ в 2019 году и позже такой привилегии, в соответствии с действующим законодательством, не имеют. Негосударственную пенсию они начнут получать одновременно с государственной.

Как получить негосударственную пенсию?

Право на получение имеют вкладчики указанных выше НПФ. В период с 2008 до 2015 года работающие граждане могли направлять часть ежемесячных отчислений в Пенсионный фонд (ПФР) не только на формирование будущей страховой пенсии, но и в НПФ. Работодатель перечислял за каждого сотрудника 22 % страховых взносов в ПФР по общему правилу, но до 2015 года гражданин мог самостоятельно выбрать НПФ, заключить с ним договор. В этом случае часть взносов (16 %) направлялась в ПФР на формирование будущей государственной пенсии, а 6 % поступало в НПФ.

[1]

Пенсия в негосударственном пенсионном фонде накапливается преимущественно за счет инвестирования в ценные бумаги. Закон оговаривает, что НПФ обязан организовать систему управления рисками, проходить стресс-тестирование финансовой устойчивости и т. д. Соответственно, фонды не могут использовать активы с высокими рисками, как правило, НПФ вкладывают средства в государственные ценные бумаги и облигации. Полученный доход распределяется по счетам будущих пенсионеров и увеличивает размер их пенсии.

Закон направлен и на борьбу с рисками неудачных инвестиций. В 2018 году Федеральным законом от 07.03.2018 № 49-ФЗ в регулирование деятельности НПФ были внесены изменения, у фондов появилась обязанность самостоятельно компенсировать убытки вкладчикам. Если будет подтверждено, что НПФ действовал не в интересах будущих пенсионеров, умышленно вкладывал деньги в некачественные активы, вследствие чего клиенты потеряли часть средств, то именно НПФ должен компенсировать эти убытки и вернуть людям потерянные деньги.

[2]

При всей строгости регулирования деятельности НПФ частная пенсия не стала популярной в России. Начиная с 2015 года отчисления работающих граждан (6 %) в НПФ были заморожены. Сегодня делать дополнительные отчисления в негосударственные фонды можно лишь самостоятельно. По статистике, так поступают очень немногие люди, предпочитая инвестировать средства и распоряжаться деньгами своими силами.

Читайте так же:  Что лучше ссср или российская федерация

Новый законопроект о негосударственной пенсии

Законопроект № 722163-7, принятый 8 октября 2019 года в первом чтении, предлагает внести изменения в статью 10 Федерального закона № 75-ФЗ. Авторы данного документа пытаются сделать негосударственную пенсию более популярной среди россиян, привлекательной для них. Если документ примут в трех чтениях, то:

  1. У граждан появится возможность получать негосударственную пенсию на старых условиях: с учетом пенсионных возрастов, действовавших ранее (55 лет для женщин, 60 — для мужчин).
  2. Те, кто заключит договор с НПФ, могут рассчитывать на получение выплат уже в предпенсионном возрасте, определенные категории льготников (инвалиды, труженики Крайнего Севера и т. д.) сохранят свои привилегии.
  3. Планируется, что данное изменение сделает негосударственную пенсию интересной не только для работающих граждан, но и привлечет к накоплению будущих пенсий самозанятых лиц, иностранцев, граждан, имеющих иждивенцев и наемных работников.
  4. Предлагается уточнить пенсионные основания, исключив из них условие о наличии страхового стажа, и порядок обращения за негосударственной пенсией.

В случае принятия этого закона дополнительная негосударственная пенсия в ГазФонде или Согласии станет возможной для тех россиян, кто уже сейчас задумывается о будущем пенсионном обеспечении, но не хочет дожидаться установленного государством возраста.

Скачать текст законопроекта № 722163-7 и ознакомиться с ним можно здесь.

Федеральный Закон №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) (07 мая 1998 г.). Закон закладывает основы системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд — особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение.

Перечень законодательных актов

Закон Описание
Федеральный Закон №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (24 июля 2002 г.) Закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Определены особенности правового статуса субъектов и участников этих отношений (в том числе Пенсионного фонда РФ, специализированных депозитариев, управляющих компаний, застрахованных лиц и страхователей, брокеров, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов).

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (15 декабря 2001 г.). Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (15 декабря 2001 г.). Устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. Определяются субъекты правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, их права и обязанности. Устанавливаются тарифы страховых взносов, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ и дифференцируемые в зависимости от категорий страхователей.

Федеральный Закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) (действующая редакция от 28.12.2013). Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями). Устанавливается порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование).

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (с изменениями и дополнениями). Поправки направлены на оптимизацию расходов и обеспечение сбалансированности бюджета ПФР. Увеличивается фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц. Уточнен порядок определения ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости.

Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

Федеральный закон от 02.11.2013 N 293-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» (02 ноября 2013 г.). Закон посвящен актуарной деятельности. Актуарной признается деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками. Перечислены органы и организации, деятельность которых является объектом обязательного актуарного оценивания.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (30 ноября 2011 г.). Закон посвящен порядку финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений. Кроме того, закон актуален и в отношении средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

Читайте так же:  Возврат товара не подошедшего по размеру

Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». Законом предусмотрена двухуровневая система гарантирования накоплений: формируемые каждым страховщиком резервы по ОПС и фонд гарантирования пенсионных накоплений. Последний создается за счет взносов страховщиков (в том числе ПФР).

Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 N 56-ФЗ (действующая редакция, 2016) определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) (07 мая 1998 г.). Закон закладывает основы системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд — особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение.

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О минимальном размере оплаты труда» (19 июня 2000 г.). МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Вносятся существенные изменения в порядок денежного довольствия военнослужащих.

Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (с изменениями и дополнениями). Установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии отдельным категориям работников угольной промышленности. Размер доплаты определяется расчетным путем. Территориальные органы ПФР контролируют правильность исчисления и уплаты взносов, а также назначают доплаты и выплачивают их одновременно с пенсией.

Акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд «Транснефть»

Пенсионное законодательство

Нормативные правовые акты Российской Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II. Раздел VIII. Федеральные налоги. Глава 23. Налог на доходы физических лиц. Статья 219. Социальные налоговые вычеты

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 № 1048 «Об утверждении Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам»

Постановление Правительства РФ от 01.02.2007 № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением»

Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 № 710 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии»

Постановление Правительства РФ от 02.06.2015 № 531 «Об утверждении методики оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии»

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 731н «Об утверждении Типовых страховых правил негосударственного пенсионного фонда»

Приказ Минтруда России от 03.06.2013 № 238н «Об утверждении формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом»

Приказ Минтруда России от 03.07.2012 № 12н «Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам»

Приказ Минтруда России от 25.12.2014 № 1114н «Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии»

Приказ ФСФР России от 18.03.2008 № 08-11/пз-н «Об утверждении Положения о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда»

Постановление Правления ПФР от 15.07.2016 № 668п «Об утверждении форм заявлений застрахованного лица о назначении накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, подаваемых в негосударственный пенсионный фонд»

Информационные материалы

Информация ПФР от 22.03.2016 «О праве выбора варианта пенсионного обеспечения»

Федеральный закон № 75 «О негосударственных пенсионных фондах»

Негосударственный пенсионный фонд — особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение. В этом законе четко прописаны условия лицензирования Фондов, получивших право работы по обязательному пенсионному страхованию (совокупный вклад учредителей, количество участников и т. д); деятельность фонда; гарантии исполнения фондом обязательств. Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, органы управления, регулирования и контроля за деятельностью фонда (регламент проведения проверок, правила проведения актуарных, аудиторских проверок).

В случае отзыва лицензии у НПФ все накопления застрахованных лиц с учетом инвестиционного дохода, автоматически возвращаются в ПФР в течении 3-х месяцев.

«При ликвидации фонда средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок передаются в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации» (ст.33 п.3).

Читайте так же:  Ограничение на выезд ребенка за границу

«Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками фонд создает страховой резерв» (ст.20 п.1).

«В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России» (ст. 34.п.1)

Негосударственный пенсионный фонд закон

определены статьями 1, 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральный закон N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие

при создании негосударственных пенсионных фондов,

осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению,

в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению,

обязательному пенсионному страхованию,

реорганизации и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также

устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов (НПФ), осуществлении ими деятельности, реорганизации и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, регулируются

Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»,

законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании,

другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными актами Центрального банка РФ (Банка России).

Что такое «Негосударственные пенсионные фонды»

Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является

негосударственное пенсионное обеспечение,

в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и

обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется негосударственным пенсионным фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Негосударственный пенсионный фонд вправе осуществлять свою деятельность:

по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность

по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем

внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.05.98 N 75-ФЗ «О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ»
Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.05.98 N 75-ФЗ «О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 75-ФЗ
Дата принятия 13.05.1998
Дата редакции 07.05.1998
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 90, 13.05.98,
  • «Собрание законодательства РФ», N 19, 11.05.98, ст. 2071,
  • «Финансовая газета», N 21, 25.05.98
Навигатор Примечания

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 2. Негосударственные пенсионные фонды

1. Негосударственный пенсионный фонд (далее — фонд) — особая организационно — правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

2. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

Федеральный Закон ФЗ-75 о негосударственных пенсионных фондах

Время не стоит на месте. Создаются новые структуры, службы, образования. Коснулись перемены и системы пенсионного страхования – возникли негосударственные фонды, деятельность которых регламентируется законом о НПФ.

Что это за организации, можно ли им доверять и кто имеет право туда обратиться, будет подробно разъяснено в данной статье.

Обсуждение закона в Государственной Думе

Структура ФЗ-75 о негосударственном страховом обеспечении и пенсионных фондах

Закон, вступивший в действие 07 мая 1998 года, определяет уровень отношений, возникающих в процессе образования неправительственных структур:

При этом законодательно предусмотрен контроль над деятельностью ПФ. Согласно 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», разрешение на осуществление страхования дается только после получения соответствующей лицензии. Страховая компания не может предоставлять услуги в ином порядке. Кроме того, обязательным требованием является регистрация в специальном реестре НПФ.

Закон разъясняет основные термины и понятия, дает четкие ответы на вопросы, связанные с деятельностью частных компаний, оказывающих спектр услуг по страхованию граждан. Вводится определение договора – основного документа, регулирующего взаимоотношения между администрацией и вкладчиком, включая его правопреемников в случае смерти.

Категории граждан, на которых может распространяться действие ФЗ-75

Закон «О негосударственных пенсионных фондах» не накладывает каких-либо серьезных ограничений по участию в НПФ. Любой платежеспособный гражданин может обратиться в выбранную им компанию для заключения договора на обслуживание. Единственное условие – регулярное осуществление взносов вкладчиком (его работодателем), на основании требований договора. Фонд, в свою очередь, обязуется выплачивать причитающиеся ему средства.

Установленная ФЗ правовая форма существования фонда – акционерное общество. Процедура обращения с клиентами подобна таковой в ГПФР: создается лицевой счет, номер которого соответствует данным регистрации в государственной системе (требования ФЗ N27 от 01.04.1996). Далее счет делится на 2 части – основную и специальную.

Идентификация производится по ФИО, дате и месту рождения, полу. Кроме этого, указывается дополнительная информация: адрес постоянного проживания, паспортные данные, гражданство, дата заключения договора на государственное пенсионное страхование (оформления/закрытия счета).

Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» также оговаривает определенные обязательства по поводу предоставления информации о заключенных договорных обязательствах в адрес Центробанка и ПФР. Кроме того, направляется отчетность по единым формам о финансовой деятельности, перерасчетах пенсий, проводится сверка взносов и так далее.

Центральный Банк Российской Федерации

Основные правовые положения, предусмотренные ФЗ-75 «О негосударственных пенсионных фондах»

Текст 75 федерального законодательства «О негосударственных пенсионных фондах» разбит на отдельные статьи, в рамках которых излагаются смысловые блоки, даются необходимые разъяснения.

Наниматель наделен определенными полномочиями для заключения договорных обязательств с НПФ по обслуживанию своих сотрудников. При этом соответствующие положения вносятся в трудовой договор. Учитываются условия труда (степень их вредности для человека), это основное условие для права на получение досрочного страхования.

Уплату взносов регулирует работодатель, отчисляя равные доли в страховую компанию на основании заключенных договоров. Администрация нанимателя обязана разработать пенсионную программу, в которой излагаются (и доводятся до сведения сотрудников) следующие данные:

  • категории, которые подпадают под действие страхования;
  • пенсионные основания (согласно ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»);
  • схему и очередность внесения средств в НПФ на лицевые счета работников;
  • правила осуществления выплат на основании состояния персонифицированного вклада сотрудника;
  • наименование и реквизиты организации, которая осуществляет страхование;
  • порядок участия в данной программе (и выхода из нее).
Читайте так же:  Положен ли материнский капитал опекунам

Обязательно оговариваются полномочия сторон, все возможные обстоятельства прекращения отношений, условия начала (и завершения) договорных обязательств НПФ.

Поскольку деятельность страховых компаний и их клиентов осуществляется на территории Федерации и подпадает под действие российского законодательства, все возможные конфликты улаживаются в судебном порядке.

Фонды, которые были созданы до вступления ФЗ в действие, обязаны соблюдать все его требования и положения. Касается это и основных документов (уставов, договоров, программ), на приведение их в соответствие дается срок в 1 год.

Изменения, вносимые в Закон

Как и в любой действующий нормативный акт, в Закон 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» периодически вносятся поправки и изменения. В частности, до 2017 года существовало ограничение на монополию в области неправительственного пенсионного страхования. Сделано это было для создания здоровых условий конкурентной борьбы, расширения группы организаций, задействованных в данной сфере рынка. Исключение статьи произошло в связи с ее переносом в другой ФЗ.

Также, для удобства пользования, в тексте указывается, какие статьи утратили силу или устарели со ссылкой на соответствующий нормативный акт.

Учитывая, что N75 ФЗ «О негосударственных акционерных пенсионных фондах» существует почти 2 десятка лет, он многократно дополнялся, согласно актуальным правовым нормам.

В заключение

Как видно из кратко рассмотренных положений, существующее законодательство РФ предусматривает правовое регулирование работы страховых компаний (фондов), предоставляющих услуги по пенсионному обеспечению.

В обязательном порядке должны быть разработаны учредительные документы, оформлена лицензия и выполнена регистрация в реестре ПФ – без этого компания не имеет право осуществлять свою деятельность. В соответствии с требованиями Центробанка предоставляется отчетность, производятся сверки финансовых поступлений.

Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов

Об утверждении типовой формы договора об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и типовой формы договора об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании в отношении средств пенсионных накоплений
(зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2016 № 44103)

4197-У 17.11.2016 Указание Банка России О перечне документов, прилагаемых к заявлению об отказе от лицензии на осуществление деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, лицензии на осуществление деятельности инвестиционных фондов, лицензии управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов
(зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2016 № 44693) 4235-У 19.12.2016 Указание Банка России

Об утверждении формы предоставления участникам пенсионных договоров досрочного негосударственного пенсионного обеспечения информации о состоянии их именных пенсионных счетов и информации о результатах инвестирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе о суммах пенсионных взносов работодателя, дополнительных добровольных взносов работников на формирование средств для выплаты этих пенсий
(зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2017 № 45143)

Негосударственный пенсионный фонд закон

В данном разделе вы можете ознакомиться с основополагающими законодательными актами российской Пенсионной системы:

Федеральные законы РФ:

Федеральный закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 г.

Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г.

Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 г.

Федеральный закон № 111-ФЗ от 24.07.2002 г.

Федеральный закон № 56-ФЗ от 30.04.2008 г

Федеральный закон № 360-ФЗ от 30.11.2011 г.

Федеральный закон № 351-ФЗ от 04.12.2013 г.

Федеральный закон № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Федеральный закон № 424-ФЗ от 28.12.2013 г.

Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.

Федеральный закон № 410-ФЗ от 28.12.2013 г.

Федеральный закон № 410-ФЗ от 01.12.2014 г.

Налоговый кодекс РФ:

Статья 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации

Постановления правительства РФ:

Постановление Правительства РФ № 1048 от 21.12.2009 г. (с изменениями и дополнениями от 30 мая 2012 г.)

Постановление правительства РФ № 710 от 30.07.2014 г.

ежедневно с 8 до 20

Лицензия № 67/2, выданная Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2004 г.
Сведения о структуре и составе акционеров АО НПФ «САФМАР», в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится АО НПФ «САФМАР»

Стать клиентом

Оставьте заявку или получите бесплатную консультацию, позвонив
нам по телефону: 8 (800) 700 80 20

Оставьте заявку или получите бесплатную консультацию, позвонив нам по телефону: +7 499 391-77-29

Обратная связь

Оставьте заявку или получите бесплатную консультацию, позвонив
нам по телефону: 8 (800) 700 80 20

Оставьте заявку или получите бесплатную консультацию, позвонив нам по телефону: +7 499 391-77-29

Заказать обратный звонок

Ваше сообщение отправлено.

АО НПФ «САФМАР» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов
и удобства пользователей. АО НПФ «САФМАР» серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями их
обработки

Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Закон о негосударственных пенсионных фондах: актуальные данные

Закон о негосударственных пенсионных фондах обеспечивает регулирование деятельности этих акционерных обществ. Они занимаются пенсионным обеспечением негосударственного характера. Такая практика допускается исключительно при наличии соответствующей лицензии.

Принятие закона о негосударственных пенсионных фондах

История возникновения НПФ связана с Указом Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», принятым во время проведения реформ в экономике. В течение двух лет учредили около 350 таких организаций. Для лицензирования их деятельности была создана Инспекция НПФ, которую позже упразднили.

Читайте так же:  До скольки лет по закону платят алименты

С 2008 года количество фондов стало сокращаться за счет слияний и самоликвидаций. В 2018 году насчитывается 94 НПФ.

В конце 2013 года приняли закон, по которому к 2016 году должны быть акционированы все НПФ с обязательным пенсионным страхованием в практике. Прочие фонды такую процедуру должны пройти до нового года.

До завершения акционирования пенсионные накопления участников фонда переводятся в ПФР. Для управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления, предусмотрено вступление в страховую программу в обязательном порядке после проверки Центральным Банком. Эта программа необходима для гарантирования сохранности денежных средств вкладчиков.

Функции НПФ по закону

Деятельность НПФ осуществляется по двум основным направлениям – негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию по ОПС. Различают также другой вид деятельности данных организаций – пенсионное страхование профессионального характера.

Федеральный закон предусматривает следующие функции таких организаций:

  • заключение пенсионных договоров и договоров по ОПС;
  • сбор и хранение взносов и накоплений;
  • ведение счетов НПО (негосударственное пенсионное обеспечение);
  • создание пенсионных резервов с последующим размещением их средств;
  • вложение накоплений с целью получения прибыли;
  • назначение и производство выплат негосударственной пенсии;
  • назначение и произведение накоплений, срочных и единовременных выплат;
  • формирование выплатного резерва.

НПФ имеют право вести пенсионные счета лично, либо посредством других организаций на основании соответствующих договоров. Уставная деятельность обеспечивается определенным образом. На оплату расходов направляются собственные средства организации.

Исключение: расходы на размещение резервных средств и инвестиции пенсионных накоплений.

Вкладчикам, участникам и застрахованным лицам в обязательном порядке ежегодно предоставляется информация о состоянии их счетов. Обеспечивают ее по обращению в течение 10 дней.

Обязательные резервы НПФ

Федеральный закон № 75 предусматривает, что НПФ обязан обеспечить устойчивость исполнения обязательств относительно своих участников.

С этими целями создается страховой резерв. Его учет ведется обособленно. Банк России устанавливает особенности формирования и применения страхового резерва, а также регламентирует его нормативный размер. При нарушении этих требований наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

С аналогичными целями создают резерв по ОПС. Его формирование обеспечивается:

  • ежегодными отчислениями по ОПС за счет дохода от инвестиций;
  • средствами пенсионных накоплений, которые не были получены правопреемниками;
  • доходами от инвестиций средств фонда по ОПС.

Если доход от инвестиций отсутствует либо недостаточен, то формирование резерва производят за счет собственных средств НПФ.

Важно! Резервные средства используются для передачи пенсионных накоплений правопреемникам, а также для гарантийного восполнения.

Кто осуществляет контроль над деятельностью фондов

Закон от 7 мая 1998 г №75 ФЗ предусматривает, что единоличный исполнительный орган фонда не имеет права передавать полномочия индивидуальному предпринимателю.

Деятельность НПФ ежедневно контролируется специализированным депозитарием. Контроль деятельности фондов осуществляется также следующими органами:

  • Пенсионным фондом РФ;
  • Банком России;
  • Федеральной налоговой службой;
  • Счетной палатой;
  • независимым аудитором;
  • независимым актуарием.

Такой многоступенчатый контроль необходим для защиты прав и состояния средств участников НПФ. Органы управления и контроля должны иметь определенный состав и структуру. Этот пункт регламентируется уставом фонда и законодательством РФ.

Участие в НПФ

Пенсия имеет страховую и накопительную части. Формируются они из отчисления работодателя (22%) и составляют соответственно 16% и 6% от фонда оплаты труда. Накопительная часть формируется только у тех граждан, которые выбрали соответствующее обеспечение.

Закон о негосударственном пенсионном обеспечении предполагает, что любой гражданин вправе переносить накопительную часть в НПФ.

На страховую часть эти права не распространяются, так как в настоящее время она используется для выплат действующим пенсионерам.

Накопления, переданные в НПФ, приносят доход. Это обеспечивается за счет инвестирования средств. Если сравнивать среднюю доходность при государственном и негосударственном обеспечении, то выше показатели будут во втором случае.

Обратите внимание: обязательное условие сотрудничества с НПФ – заключение договора об ОПС.

Переход из ПФР в НПФ: порядок, способы

Переход в НПФ осуществляется по определенным правилам. В закон были внесены поправки, в соответствии с которыми заявление о переходе необходимо подавать в ПФР.

Сделать это можно лично либо по почте. Во втором случае заявление необходимо нотариально заверять.

Инвестирование накоплений и размещение резервных средств по закону

Закон регламентирует, что движения инвестируемых накоплений и размещаемых резервных средств должны быть прозрачными и информационно открытыми.

НПФ руководствуется определенными принципами:

  1. гарантировать сохранность этих средств;
  2. обеспечить получение дохода, вложения в разные активы, их ликвидность;
  3. определить стратегию инвестиций, основываясь на непредвзятых критериях;
  4. учитывать надежность ценных бумаг;
  5. профессионально управлять процессом инвестирования.

Средства резервов фонды могут размещать самостоятельно либо посредством управляющих компаний, но последние не получают при этом право собственности.

Объекты инвестирования предусматривает Банк России. Сотрудничество с управляющими компаниями осуществляется по договору доверительного управления.

Объекты инвестирования

Активы пенсионных накоплений должны соответствовать определенным критериям, устанавливаемым Банком России.

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы относительно следующих объектов:

  • государственных ценных бумаг РФ и ее субъектов;
  • облигаций и акций (при создании в форме ОАО) российских эмитентов;
  • паев ПИФов;
  • ипотечных ценных бумаг;
  • денежных средств на счетах и депозитах кредитной организации (рубли, иностранная валюта);
  • ценных бумаг международной финансовой организации, если допущено их публичное обращение и размещение в РФ;
  • облигаций иностранных эмитентов, если российское юридическое лицо получает доходы от их размещения.

Банк России вправе также вводить дополнительные ограничения касаемо инвестирования.

Источники


  1. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.

  2. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  3. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
  4. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
  5. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
Негосударственный пенсионный фонд закон
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here