Министерство юстиции проверка нотариуса

Информация по теме в статье: "Министерство юстиции проверка нотариуса". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Министерство юстиции проверка нотариуса

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Приказа Министерства юстиции РФ «Об утверждении формы удостоверения нотариуса, порядка ее заполнения и порядка выдачи удостоверения нотариуса» (подготовлен Минюстом России 07.08.2019)

Досье на проект

В соответствии с частью третьей статьи 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2013, N 51, ст. 6699; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5131), а также в целях упорядочивания организации оформления удостоверения нотариуса, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые форму удостоверения нотариуса, порядок ее заполнения и порядок выдачи удостоверения нотариуса, согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 г.

3. Федеральной нотариальной палате в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего приказа обеспечить выдачу удостоверений нотариусам, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации на 1 января 2020 г.

Министр А.В. Коновалов

УТВЕРЖДЕНЫ
решением правления Федеральной нотариальной палаты
от _______________ N ____

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства юстиции Российской Федерации
от _____________ N_____

Форма удостоверения нотариуса

Обложка удостоверения нотариуса*

Изображение эмблемы Федеральной нотариальной палаты
УДОСТОВЕРЕНИЕ
НОТАРИУСА

* Обложка удостоверения нотариуса изготавливается из кожи темно-бордового цвета размером в развернутом виде 210 мм x 70 мм.

На лицевой стороне обложки выполнена тисненая надпись золотистого цвета: «УДОСТОВЕРЕНИЕ НОТАРИУСА». Над надписью расположено тисненое изображение золотистого цвета эмблемы Федеральной нотариальной палаты, зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации в качестве символики Федеральной нотариальной палаты на основании решения о государственной регистрации символики некоммерческой организации, принятого распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 26.03.2012 N 565-р (символика некоммерческой организации учтена за N 188-12).

Внутренняя сторона удостоверения нотариуса**

Российская Федерация ГЗ ФОТО Федеральная нотариальная палата Удостоверение N _____ ________________________________________ (фамилия, ________________________________________ имя, отчество (последнее — при наличии) N ______________________________________ (регистрационный номер в реестре нотариусов и лиц,сдавших квалификационный экзамен) Нотариус _______________________________________ (наименование нотариального округа) _______________________________________ _______________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации) Дата начала осуществления полномочий: с ______________ Президент Федеральной нотариальной палаты ___________ _________________ (подпись) (инициалы, фамилия) МП Дата выдачи ____________________________

ГЗ — голографический знак.

МП — место оттиска малой выжимной металлической печати.

** Внутренняя сторона удостоверения нотариуса изготавливается согласно техническим требованиям и условиям изготовления защитной полиграфической продукции, установленной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2003 N 14н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817», и имеет фон в цветовой гамме розово-голубая с гильоширными нераппортными бордюром и сетками с ирисовым раскатом и изображением эмблемы Федеральной нотариальной палаты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Порядок заполнения удостоверения нотариуса

1. На внутренней стороне удостоверения располагаются:

— надпись «Российская Федерация»;

— организация, выдавшая удостоверение «Федеральная нотариальная палата»;

— голографический знак Федеральной нотариальной палаты;

— фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) нотариуса;

[1]

— регистрационный номер нотариуса в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;

— наименование нотариального округа, в котором нотариус осуществляет свою деятельность;

— наименование субъекта Российской Федерации, в котором расположен нотариальный округ;

— дата начала осуществления полномочий;

— должность, инициалы и фамилия лица, имеющего право подписи (Президент Федеральной нотариальной палаты);

— синий оттиск малой выжимной металлической печати;

— дата выдачи удостоверения.

2. Фотография нотариуса размером 3 x 4 см в цветном варианте без светлого угла. Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Для граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол.

3. Фотография нотариуса заверяется защитным голографическим знаком путем его наклеивания на правый верхний угол фотографии.

4. Голографический знак на удостоверении нотариуса представляет собой прямоугольник размером 12 мм x 18 мм. В прямоугольнике помещается изображение эмблемы Федеральной нотариальной палаты.

5. Оттиск малой выжимной металлической печати представляет собой металлический круг диаметром 22 мм. В центре малой выжимной металлической печати располагается эмблема Федеральной нотариальной палаты, вокруг которой расположены концентрические окружности диаметром 17 мм и 22 мм. Между внешней и внутренней окружностями помещается надпись: «ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА», высота шрифта — 1 мм.

6. Заполнение внутренней стороны удостоверения, за исключением даты выдачи удостоверения, производится с помощью компьютерной техники, оборудованной лазерными или струйными печатающими устройствами,с использованием оптимального шрифта курсив. Текст печатается черным цветом.

Подпись лица, подписавшего удостоверение, дата выдачи удостоверения производится от руки чернилами черного цвета.

7. При заполнении внутренней стороны удостоверения не допускаются помарки и подчистки. Удостоверение, оформленное в нарушение настоящего Порядка,с помарками и подчистками считается недействительным.

Порядок выдачи удостоверения нотариуса

1. Удостоверение выдается нотариусу в следующих случаях:

1) назначение на должность нотариуса;

2) изменение сведений, содержащихся в удостоверении нотариуса;

3) взамен утраченного;

4) взамен испорченного.

2. Удостоверение выдается без ограничения срока действия. Удостоверение действительно до момента прекращения полномочий нотариуса.

3. Нотариус в течение 30 дней с даты наступления основания для выдачи удостоверения, предусмотренного пунктом 1 настоящего Порядка, представляет в нотариальную палату субъекта Российской Федерации (далее — нотариальная палата) заявление о выдаче удостоверения (Приложение N 1 к настоящему Порядку).

К заявлению о выдаче удостоверения нотариусом прилагаются:

— выписка из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;

— копия документа, подтверждающего обращение нотариуса по факту утраты удостоверения в правоохранительные органы (в случае утраты удостоверения);

— удостоверение (в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 4 пункта 1 настоящего Порядка);

— фотография нотариуса (в формате jpeg).

4. При личном представлении заявления о выдаче удостоверения и прилагаемых к нему документов нотариус предъявляет документ, удостоверяющий личность. Фотография представляется на отчуждаемых машинных носителях (CD/DVD — ROM, флэш-картах или иных устройствах, используемых для переноса информации).

Читайте так же:  Можно ли продлить загранпаспорт украины

Заявление о выдаче удостоверения по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящего Порядка, и прилагаемые к нему документы, могут быть представлены нотариусом в нотариальную палату по электронной почте. В таком случае электронный образ заявления и скан-образ документов должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

5. Нотариальная палата в течение 2 рабочих дней со дня получения заявления о выдаче удостоверения и прилагаемых к нему документов направляет их в Федеральную нотариальную палату по электронной почте.

Удостоверение, представленное нотариусом в нотариальную палату при подаче заявления о выдаче удостоверения по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 4 пункта 1 настоящего Порядка, в Федеральную нотариальную палату не направляется.

6. Федеральная нотариальная палата не позднее 30 дней со дня получения от нотариальной палаты заявления о выдаче удостоверения и прилагаемых к нему документов, передает удостоверение в нотариальную палату для его выдачи нотариусу.

7. В день выдачи удостоверения уполномоченным работником нотариальной палаты в удостоверении проставляется дата его выдачи.

Нотариальная палата ведет учет выдачи удостоверений в книге учета выдачи удостоверений нотариусов (Приложение N 2 к настоящему Порядку).

Книга учета выдачи удостоверений нотариусов должна быть прошита, ее листы пронумерованы, сведения о количестве листов заверены подписью уполномоченного лица нотариальной палаты и оттиском печати нотариальной палаты. Книга учета выдачи удостоверений нотариусов имеет постоянный срок хранения.

8. В случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 4 пункта 1 настоящего Порядка, удостоверение выдается нотариусу нотариальной палатой при соблюдении нотариусом обязанности по сдаче имеющегося у него удостоверения в нотариальную палату.

9. Лицо, сложившее полномочия нотариуса, обязано сдать удостоверение нотариуса в нотариальную палату, в котором осуществляло свою деятельность,не позднее 30 дней с даты сложения полномочий.

10. Удостоверение, обнаруженное в нотариальной конторе комиссией, созданной для передачи дел нотариуса, либо иными лицами, в случае его смерти, подлежит передаче в нотариальную палату для последующего уничтожения в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка.

11. Удостоверение, сданное в нотариальную палату в соответствии с пунктами 9 — 10 настоящего Порядка, подлежит уничтожению нотариальной палатой с составлением акта об уничтожении удостоверения.

Приложение N 1
к Порядку выдачи удостоверения нотариуса

Кому:
___________________________________
(наименование нотариальной палаты субъекта Российской Федерации)

от нотариуса:
____________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) полностью)

Я, __________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) полностью)
нотариус ____________________________________________________________, (наименование нотариального округа, субъекта Российской Федерации полностью)
регистрационный номер в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен _____________,
прошу в соответствии с требованиями части третьей статьи 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате выдать мне удостоверение нотариуса ____________________________________________________________ (указывается основание выдачи удостоверения нотариуса*)
Контактный телефон: _________________
Адрес электронной почты: _____________________

1) выписка из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;

2) копия документа, подтверждающего обращение нотариуса по факту утраты удостоверения в правоохранительные органы (в случае утраты удостоверения);

3) удостоверение (в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 4 пункта 1 Порядка);

4) фотография нотариуса**.

«___» __________ 20__ г. /_______________/ /_______________/

(подпись заявителя) (расшифровка подписи)

* В случае представления заявления о выдаче удостоверения нотариуса взамен испорченного указывается характер (признаки) порчи удостоверения нотариуса.

В случае представления заявления о выдаче удостоверения нотариуса взамен утраченного указываются обстоятельства утраты удостоверения нотариуса.

** В случае представления заявления о выдаче удостоверения нотариуса лично нотариусом указывается вид отчуждаемого машинного носителя, на котором представляется фотография нотариуса (CD/DVD — ROM, флэш-карта или иное устройство, используемое для переноса информации).

Приложение N 2
к Порядку выдачи удостоверения

КНИГА УЧЕТА ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЙ НОТАРИУСОВ

Номер удостоверения Фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) нотариуса Регистрационный номер в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен Дата выдачи нотариальной палатой удостоверения нотариусу и его подпись Дата сдачи нотариусом удостоверения в нотариальную палату (отметка об утрате удостоверения) и его подпись Реквизиты акта об уничтожении удостоверения
1 2 3 4 5 6

Обзор документа

Минюст России разработал форму удостоверения нотариуса, порядок ее заполнения и правила выдачи удостоверения.

Нотариальные палаты начнут выдавать удостоверения с 2020 г.

Выдача выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен

О государственной услуге

Позволяет получить выписку из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен.

Кто может получить

Физические лица, в том числе нотариусы и лица, сдавшие квалификационный экзамен, а также юридические лица.

Куда обратиться

Для получения любым заинтересованным лицом выписки в краткой форме – в Минюст России или в его территориальный орган. Для получения лицом, сдавшим квалификационный экзамен, или нотариусом выписки в расширенной форме – в территориальный орган Минюста России, расположенный в субъекте Российской Федерации, в котором лицо сдавало квалификационный экзамен или было назначено на должность нотариуса;

нотариусам и лицам, сдавшим квалификационный экзамен, за получением расширенной выписки – в территориальный орган Минюста России, осуществляющий деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации»

График работы:

Понедельник, вторник, 9.30 — 12.00, 14.00 — 17.00

Пятница 9.30 — 12.00, 14.00 — 16.00

Сведения о графике приема документов, консультирования о порядке предоставления государственной услуги и ходе ее предоставления, а также о месте нахождения подразделений сообщаются по телефонам: (499) 129-53-30, (499) 129-59-88, размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, на Едином портале государственных и муниципальных услуг, на информационном стенде в местах предоставления государственной услуги.

Порядок получения государственной услуги

Видео (кликните для воспроизведения).

Получение услуги возможно в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (ознакомьтесь с инструкцией по порядку действий для получения госуслуги в электронном виде).

Для получения выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, необходимо заявление. Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, или нотариус для получения государственной услуги к заявлению, направляемому в территориальный орган Минюста России, расположенный в субъекте Российской Федерации, в котором лицо сдавало квалификационный экзамен или было назначено на должность нотариуса, прилагает копию документа, удостоверяющего личность, в случае личного обращения – предъявляет документ, удостоверяющий личность.

В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

1) для физического лица – фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес места жительства или места пребывания физического лица либо адрес электронной почты, на который необходимо направить выписку;

Читайте так же:  Открытие суши бара

2) для юридического лица – место нахождения юридического лица либо адрес электронной почты, на который необходимо направить выписку;

3) сведения о нотариусе или лице, сдавшем квалификационный экзамен, в отношении которого запрашивается информация, а именно: фамилия, имя, отчество (при наличии); наименование субъекта Российской Федерации, в котором нотариус или лицо, сдавшее квалификационный экзамен, осуществляет нотариальную деятельность; также могут быть указаны иные сведения о нотариусе или лице, сдавшем квалификационный экзамен, которыми располагает заявитель.

4) лицо, сдавшее квалификационный экзамен, или нотариус для получения государственной услуги к заявлению, направляемому в территориальный орган Минюста России, расположенный в субъекте Российской Федерации, в котором лицо сдавало квалификационный экзамен или было назначено на должность нотариуса, прилагает копию документа, удостоверяющего личность, в случае личного обращения – предъявляет документ, удостоверяющий личность.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Срок предоставления

Два рабочих дня после дня поступления соответствующего заявления в Минюст России или его территориальные органы.

Результаты оказания государственной услуги

– направление заявителю выписки из реестра;

– направление заявителю уведомления об отсутствии в реестре информации о запрашиваемом нотариусе или лице, сдавшем квалификационный экзамен;

Предоставление государственной услуги регламентировано Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, утвержденный приказом Минюста России от 16.01.2018 № 3.

Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте Минюста России.

Контроль и надзор Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата

Нотариальная деятельность представляет собой публичную деятельность, осуществляемую от имени Российской Федерации. Публичность нотариальных действий и их совершение от имени государства — Российской Федерации — обусловлены тем, что на нотариат возложено осуществление властных полномочий по исполнению одной из функций государства — защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Передавая нотариату полномочия по осуществлению этой функции, государство сохраняет за собой право контроля за деятельностью нотариата по выполнению возложенных на него полномочий в соответствии с установленными им правилами. Но, несмотря на осуществление публичной функции, нотариат является институтом гражданского общества, функционирующим относительно автономно от государства. Таким образом, наряду с контролем со стороны государства существует и контроль, осуществляемый самим нотариатом как институтом гражданского общества. Любая профессиональная деятельность, независимо от своего характера — публично-правового или частноправового, в той или иной степени нуждается в контроле.

Как и в советское время, нотариат находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации. Минюст России и его территориальные органы наделены определенными полномочиями по организации нотариальной деятельности. Многими полномочиями Минюст обладает совместно с Федеральной нотариальной палатой, а территориальные органы Минюста обладают совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

Выполняя с момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере нотариата, Минюст России утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах. Осуществляя правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России:

— ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;

— открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

— наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

— осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

— удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;

— проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу и т.д.

Совместно с Федеральной нотариальной палатой Минюст России:

— утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

— определяет порядок изменения территории деятельности нотариуса;

— утверждает порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса;

— образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами.

Территориальные органы Минюста России:

— выдают лицензии на право нотариальной деятельности;

— ведут реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности;

— обеспечивают истребование копий наследственных дел и материалов по ним из других государств.

Совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации территориальные органы Минюста России:

[2]

— наделяют полномочиями нотариуса лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов, занимающихся частной практикой;

— образуют квалификационные комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензии на право нотариальной деятельности;

— принимают решения о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;

— в установленном порядке представляют предложения об изменении территории деятельности нотариуса;

— в установленном порядке представляют предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

Минюст собрался оказать противодействие «черному нотариату»

Минюст все-таки решил покончить с государственным нотариатом, хотя еще недавно, к возмущению корпорации, настаивал, что в труднодоступных районах без них не обойтись. Судя по проекту госпограммы «Юстиция», чиновники согласились оставить тлько частнопрактикующих нотариусов. Наряду с «повышением роли нотариата» министерство планирует усилить за ним контроль, а конкурсы на наиболее «лакомые» места проводить в Минюсте, а не в его территориальных органах.

Минюст желает повысить роль нотариата, которому сейчас «наличие множества пробелов и коллизий в правовом регулировании нотариальной деятельности не позволяет в полном объеме использовать [свой] потенциал». Такое предложение есть в проекте госпрограммы «Юстиция», который на прошлой неделе появился на портале раскрытия информации о готовящихся законодательных актах. Способствовать реформе, видимо, должен закон «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», которым в 2014 году чиновники намерены заменить Основы законодательства о нотариате.

Министерство изменило свое мнение и пошло навстречу Федеральной нотариальной палате, следует из проекта, чиновники согласились на введение в стране единого небюджетного нотариата, хотя еще осенью настаивали на сохранении государственных и частнопрактикующих нотариусов. «Наличие государственных нотариальных контор не решает проблему обеспечения нотариальной помощью населения экономически нерентабельных районов», — говорится в проекте госпрограммы. Кроме того, они не окупают себя. По данным Минюста, из бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления на финансирование госнотконтор было затрачено 64 млн руб., а госпошлина, взысканная нотариусами в госнотконторах, составила 45 млн руб. За нерадивых государственных нотариусов ответственность должно нести государство, подчеркивают авторы проекта, а «это дополнительная нагрузка на госбюджет».

Читайте так же:  Акт технического состояния здания пример

Правда, эти новшества затронут только 23 нотариуса — именно столько их осталось в госнотконторах, которые расположены в основном в труднодоступных местах. Для сравнения: частнопрактикующих нотариусов в стране в 2013 году было 7606. К 2020 году их количество Минюст планирует плавно увеличить до 8000.

Заодно чиновники планируют оказать противодействие «черному нотариату» (именно этим выражением в проекте госпрограммы обозначены нотариусы, которые сознательно заверяют неправомочные документы, вносят незаконные записи в реестры и т.п.), усилить контроль за деятельностью нотариусов и нотариальных палат. Для начала изменят порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. Минюст будет проводить конкурс, если на должность претендуют пять и более человек, если конкурсантов будет менее пяти, то испытания, как и сейчас, будут организовывать территориальные органы Минюста. В проекте госпрограммы упоминается и идея из законопроекта о нотариате, что преимущество на конкурсе должны иметь нотариусы, отработавшие не менее трех лет в труднодоступных, малонаселенных и иных экономически нерентабельных районах.

Президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова скептично отнеслась к идее поставить место проведения конкурса в зависимость от числа участников. «Я думаю, что Минюст попробует [этот механизм] и откажется. Потому что здесь возникает много вопросов, на мой взгляд, неразрешимого характера, — сказала она «Право.Ru». — Например, за чей счет конкурсанты будут ездить на этот второй конкурс [в Минюст]. Кроме того, Минюст замучается ходить по судам. Зачем это?» По ее мнению, нужно больше заботиться о прозрачности конкурса, о предупреждении каких-либо коррупционных составляющих при его подготовке и проведении. «А это нагромождение вряд ли будет разрешением проблемы», — говорит она.

Расширится и круг лиц, которые смогут разбирать жалобы на нотариусов. По мнению Минюста у него и его территориальных органов, как и у нотариальных палат, должно быть право «в случае неоднократного или грубого нарушения нотариусом законодательства» «обращаться в суд с заявлением о прекращении статуса» нотариуса. Существующий порядок, когда это могут сделать лишь нотариальные палаты, чиновники считают неэффективным. По их мнению «нотариальные палаты не используют в полной мере предоставленные им контрольные полномочия», «зачастую ограничиваются разъяснениями в адрес заявителей об их праве обратиться в суд за защитой нарушенных прав». «Это бездействие со стороны нотариальных палат порождает чувство безнаказанности у нотариусов», — говорится в проекте госпрограммы. В качестве подтверждения своих слов Минюст приводит статистику за 2012 год: на частнопрактикующих нотариусов жаловались 3898 раз (всего 4658), обоснованными признаны 300 жалоб, 285 нотариусов были привлечены к дисциплинарной ответственности и 10 — лишены полномочий нотариуса в судебном порядке.

Впрочем, одновременно с расширением собственных полномочий Минюст ставит перед собой и нотариатом задачу — к 2020 году снизить число жалоб на нотариусов до 3000 в год (в 2013 году — 4448). Какими способами будет достигаться это снижение, в проекте госпрограммы не уточняется.

В ФНП готовы поддержать идею о разрешении территориальным органам Минюста обращаться в суд с заявлением о лишении нотариуса полномочий. «В принципе это правильная позиция: орган власти наделяет нотариуса полномочиями, он должен иметь право приостанавливать, лишать этих полномочий, но исключительно через судебную процедуру», — говорит Мария Сазонова. Добиваться снижения жалоб на нотариусов будут комплексными мерами, говорит она, «начиная от создания условий для приема граждан, в том числе обеспечивая доступ инвалидов и маломобильных групп к каждому нотариусу». Рассчитывают в ФНП и на развитие электронных технологий. «Мы очень большую ставку делаем на повышение профессионального уровня нотариусов, и в этом ракурсе проводим курсы медиации, на которых большое внимание уделяем психологической стороне вопроса, связанного с формированием у нотариуса умения работать с людьми, уважения, терпимости, правовой культуры и так далее», — говорит Сазонова.

Есть и приятные моменты для нотариата. Например, Минюст готов выдавать нотариусам удостоверения. Сейчас нотариус для подтверждения своих полномочий должен представлять копию приказа территориального органа Минюста и паспорт, говорится в проекте госпрограммы. В ФНП, в свою очередь, отмечают, что выдают удостоверения, но самостоятельно, и с оптимизмом воспринимают предложение Минюста, поскольку документ станет «статуснее».

Про обязательное нотариальное оформление сделок с недвижимостью для физлиц, введение которого в ноябре 2012 года было формально отложено из-за отсутствия нового закона о нотариате, упоминается лишь вскользь: это возможно «в перспективе», а когда именно — не конкретизируется.

Нотариусы Москвы

mnotaries.ru — актуальная база нотариусов Москвы, сервисы и справка нотариальной тематики. Информация о нотариальных конторах представлена с телефонами, адресами, временем работы, отзывами. Поиск осуществляется по фамилии нотариуса, администраитивным округам, районам, станциям метро, по времени и дням работы, услуге выезда на дом. База регулярно актуализируется и сверяется с реестром нотариусов Московской городской нотариальной палаты.

В справочнике mnotaries.ru перечислены все действующие нотариусы, имеющие лицензии (квалификационные свидетельства на право нотариальной деятельности), выданные Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве. Нотариусы Москвы являются членами Московской городской нотариальной палаты. Всего в Палате на 2019 год числится почти 700 нотариусов.

8 499 703-35-33 (доб. 360) — бесплатная юридическая консультация

Поиск нотариусов

Используйте разные варианты поиска нотариальных контор Москвы — по округу, району, улице, ближайшей станции метро и другие. Выберите удобный для вас вариант. При выборе нотариуса ориентируйтесь на удобство расположения конторы и времени работы, на отзывы о профессиональной деятельности нотариуса, компетентности в вопросах составления и оформления документов, вежливости при работе с клиентами.

Справка и сервисы

Используйте актуальную справочную информация — список и стоимость нотариальных услуг, статистические данные, сервис бесплатной юридической консультации и другие. Информация и сервисы предназначены как нотариальным конторам, так и их клиентам.

Нотариусы имеют равные права и обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной нотариальной практикой. Нотариальные действия и оформленные документы имеют одинаковую юридическую силу у любых нотариусов. Стоимость нотариальных услуг определяется нотариальными тарифами.

Реестр нотариусов Москвы

Список нотариусов Москвы и сведения о них можно найти в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен. Реестр является открытым и официально доступен на сайтах Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, Московской городской нотариальной палаты, Федеральной нотариальной палаты. Минюст РФ также публикует список нотариусов Москвы, наделенных правом выдачи свидетельств о праве на наследство.

Читайте так же:  Оборудование восстановлению не подлежит

На нашем сайте реестр представлен в виде файла в формате эксель. Файл содержит ФИО нотариусов, номера телефонов, адреса, ближайшие станции метро. Скачивание бесплатное и без ограничений. Данные актуализированы в соответствии с базой нотариусов Московской городской нотариальной палаты 11.12.2019.
Подробная информация дана на странице сайтов нотариальной тематики.

Реестр нотариусов Москвы в MS Excel (.xlsx) Скачать

Сайт mnotaries.ru — независимый информационно-аналитический ресурс и не преследует интересы какого-либо нотариуса, так как не является официальным сайтом Московской городской нотариальной палаты или какой-либо нотариальной конторы города Москвы. Вся информация служит для ознакомления и получения справки. Выбор того или иного нотариуса является личным выбором посетителя сайта. Сайт ни при каких условиях не отвечает за выбор нотариуса посетителем и не несёт ответственности за последующее разрешение личных юридических вопросов посетителей.

8 800 333-94-83 доб. 922 — бесплатная юридическая консультация

Деятельность министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата

Андреева Юлия Александровна, преподаватель кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье анализируются некоторые вопросы осуществления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами контроля и надзора в сфере нотариата. В частности, раскрывается вопрос сущности контроля как одной из функций государственного регулирования в сфере нотариата. Особое внимание уделяется проблеме контроля Министерством юстиции Российской Федерации исполнения нотариусами профессиональных обязанностей.

Ключевые слова: территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, полномочия территориальных органов, контроль, надзор, нотариат, контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства.

Activity on the control and supervision in the sphere of notariate by Ministry of Justice of the Russian Federation and Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation

The some questions related to the exercise of control and supervision powers in the sphere of notariat by Ministry of Justice of the Russian Federation and Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation are analyzed in the article. Particularly, problems of control aims and procedure as one the state regulation functions in notary sphere. The special attention pay to the problem of notaries’ professional duty control by Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation.

Key words: Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Regional Departments powers, control, supervision, notariat, control for rules observation at the notary office work.

Нотариальная деятельность представляет собой публичную деятельность, осуществляемую от имени Российской Федерации. Публичность нотариальных действий и их совершение от имени государства — Российской Федерации — обусловлены тем, что на нотариат возложено осуществление властных полномочий по исполнению одной из функций государства — защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Передавая нотариату полномочия по осуществлению этой функции, государство сохраняет за собой право контроля за деятельностью нотариата по выполнению возложенных на него полномочий в соответствии с установленными им правилами. Но, несмотря на осуществление публичной функции, нотариат является институтом гражданского общества, функционирующим относительно автономно от государства. Таким образом, наряду с контролем со стороны государства существует и контроль, осуществляемый самим нотариатом как институтом гражданского общества. Любая профессиональная деятельность, независимо от своего характера — публично-правового или частноправового, в той или иной степени нуждается в контроле.

Как и в советское время, нотариат находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации. Минюст России и его территориальные органы наделены определенными полномочиями по организации нотариальной деятельности. Многими полномочиями Минюст обладает совместно с Федеральной нотариальной палатой, а территориальные органы Минюста обладают совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

Выполняя с момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере нотариата, Минюст России утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах. Осуществляя правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России:

  • ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;
  • наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
  • осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  • удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
  • проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу и т.д.

Совместно с Федеральной нотариальной палатой Минюст России:

  • утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе;
  • определяет порядок изменения территории деятельности нотариуса;
  • утверждает порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса;
  • образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами.

Территориальные органы Минюста России:

  • выдают лицензии на право нотариальной деятельности;
  • ведут реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности;
  • обеспечивают истребование копий наследственных дел и материалов по ним из других государств.

Совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации территориальные органы Минюста России:

  • наделяют полномочиями нотариуса лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • образуют квалификационные комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензии на право нотариальной деятельности;
  • принимают решения о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;
  • в установленном порядке представляют предложения об изменении территории деятельности нотариуса;
  • в установленном порядке представляют предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

Таким образом, полномочия Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по осуществлению контроля и надзора в сфере нотариата могут быть разделены на две группы: 1) полномочия, исполняемые ими непосредственно, самостоятельно; 2) полномочия, реализуемые ими совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Согласие в свободной форме от родителей

Теоретически контроль в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности можно подразделить на виды по различным основаниям.

В зависимости от момента осуществления контроля:

  1. предварительный контроль, к которому можно отнести, например, проведение квалификационного экзамена для претендентов на занятие должности нотариуса или осуществление нотариальными палатами мер по повышению квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов, поскольку эти меры способствуют недопущению совершения нотариальных действий лицами, не имеющими достаточного уровня профессиональной подготовки и квалификации, что, несомненно, ведет к снижению количества ошибок при производстве нотариальных действий;
  2. текущий контроль, направленный на проверку соответствия организации и деятельности нотариата требованиям законности, на выявление совершенных правонарушений и уже допущенных ошибок.

В зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные полномочия, контроль может быть разделен на:

  1. контроль, осуществляемый государственными органами и должностными лицами (контроль со стороны судебных органов, Минюста России и его территориальных органов, налоговых органов);
  2. контроль, осуществляемый органами нотариального самоуправления, т.е. нотариальными палатами.

В зависимости от предмета:

  • контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства;
  • контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов.

На сегодняшний день порядок осуществления такого контроля определен в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. Согласно им контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты (ст. 34 Основ). Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами юстиции, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции России совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 9 Основ). Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке (ст. 33 Основ).

Следовательно, Основами установлены три вида контроля в сфере нотариата: контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей; контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства; судебный контроль за совершением нотариальных действий.

Хотелось бы отметить, что Министерством юстиции Российской Федерации принят ряд нормативных актов, в частности: Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утверждено Приказом Минюста России от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97 (в ред. от 18.08.2008)) , Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (Приказ Минюста России от 21 июня 2000 г. N 179 (в ред. от 18.08.2008)), Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности (Приказ Минюста России от 14 апреля 2000 г. N 132 (в ред. от 18.08.2008)) и др.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 7.

Однако в такой сфере, как контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34 Основ), нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации не принимались. Скорее всего, это объясняется тем, что глава VII Основ «Контроль за деятельностью нотариусов» формально не предусматривает участия Министерства юстиции Российской Федерации в правовом регулировании такого контроля.

[3]

Названная глава Основ говорит о двух видах контроля за деятельностью нотариусов: судебный контроль за совершением нотариальных действий (ст. 33) и контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34).

Судебный контроль вопросов не вызывает, поскольку, помимо четкой формулировки ст. 33, он еще регулируется ст. 48 и 49 Основ, гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством, чего нельзя сказать о контроле за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

Понятие «профессиональная деятельность» включает в себя весь спектр действий по обеспечению совершения нотариального действия. Это и приобретение или аренда помещения, оснащение его мебелью, средствами оргтехники и материалами, организация приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архива, предоставление обязательной информации в нотариальную палату и т.д. .

См.: Черемных Г.Г. Организация контроля деятельности нотариуса должна быть изменена кардинально // Российская юстиция. 2009. N 2. С. 18.

Иными словами, профессиональная деятельность — это в первую очередь само нотариальное действие и вся работа нотариуса по его обеспечению. Основы, к сожалению, такого четкого, очевидного понятия не дают.

В настоящее время существует проект нового Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Основная идея данного проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее — законопроект) заключается в необходимости реформирования и совершенствования института нотариата как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан.

См.: Концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. 2010. N 1. С. 10 — 16.

Целями законопроекта являются:

  • более точное и однозначное раскрытие понятия и предназначения нотариата как публично-правового института, формирование такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества;
  • обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах;
  • уточнение оснований приобретения, приостановления и прекращения статуса нотариуса; совершенствование процедуры допуска к нотариальной деятельности, обеспечение ее объективности и прозрачности;
  • подробная регламентация организации нотариальной деятельности;
  • определение порядка хранения нотариальных архивов;
  • уточнение вопросов обязательного страхования нотариальной деятельности, пенсионного, медицинского и социального страхования нотариуса;
  • более полная и четкая регламентация правил совершения нотариальных действий, порядка и размеров их оплаты;
  • определение оснований и видов ответственности нотариусов и нотариальных палат, усиление контроля за их деятельностью, в том числе со стороны органов государственной власти, закрепление публично-правового статуса нотариальных палат.
Видео (кликните для воспроизведения).

Хотелось бы надеяться, что новый Закон откажется от понятия «профессиональная деятельность» нотариуса и четко определит, что такое нотариальная деятельность, нотариальное действие, нотариальный акт, кардинально изменит систему контроля. В частности, за пределами контроля Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами пока остаются главы местных администраций, а равно специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления.

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.

  2. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.

  3. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
  4. Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.
  5. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
Министерство юстиции проверка нотариуса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here