Меры принудительного взыскания налоговой задолженности

Информация по теме в статье: "Меры принудительного взыскания налоговой задолженности". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ

Представлен порядок взыскания налоговой задолженности и возможные проблемы при исполнении принудительных мер.

Ключевые слова: взыскание налогов, налоговая задолженность, Налоговый кодекс РФ.

Взыскание налога – длительный процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, направление требования об уплате налога является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. В извещении, помимо суммы недоимки и других обязательных реквизитов, указывается установленный налоговым органом срок, который налогоплательщик обязан уплатить. Требование об уплате налога необходимо исполнить в течение восьми рабочих дней.
Если налогоплательщик всё же не перечислит требуемые суммы в бюджетную систему Российской Федерации, то налоговый орган принимает решение о взыскании неуплаченных налогоплательщиком сумм в принудительном порядке. Данное решение должно быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, в противном случае оно будет недействительным.

Взыскание неуплаченных налогоплательщиком сумм производится путём направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Банки обязаны исполнить поручение налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днём получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублёвых счетов.

Налоговые органы применяют меры принудительного взыскания (кроме случаев обжалования) после уведомления о результатах налоговой проверки. До начала применения мер принудительного взыскания налогоплательщику направляется уведомление о погашении налоговой задолженности.

Принудительное взыскание налоговой задолженности производится:
1) за счёт средств, находящихся на банковских счетах;
2) со счетов дебиторов;
3) за счёт реализации ограниченного в распоряжении имущества.

При неуплате налогоплательщиком сумм административных штрафов применяются меры принудительного взыскания без уведомления, на основании постановления суда о принудительном взыскании сумм административных штрафов.

В случаях отсутствия у структурного подразделения юридического лица банковских счетов, либо отсутствия или недостаточности у структурного подразделения юридического лица денег на его банковских счетах и в кассе для погашения налоговой задолженности и (или) административных штрафов налоговый орган взыскивает сумму налоговой задолженности и (или) административных штрафов путём применения мер принудительного взыскания к налогоплательщику – юридическому лицу, создавшему данное структурное подразделение. Для этих целей счета государственных учреждений, открытые в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, приравниваются к банковским счетам, а центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета приравнивается к организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения (получения) уведомления о погашении налоговой задолженности налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика суммы налоговой задолженности без его согласия.

Взыскание суммы налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика производится на основании инкассового поручения налогового органа за исключением суммы денег, являющихся обеспечением по займам, выданным банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в размере непогашенного основного долга указанного займа.

Инкассовое поручение формируется налоговым органом на основе имеющихся на лицевом счёте налогоплательщика данных о сумме налоговой задолженности на дату его формирования.

При исполнении банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, инкассового поручения налогового органа о взыскании налоговой задолженности с одного банковского счёта налогоплательщика инкассовые поручения, выставленные налоговым органом на другие банковские счета налогоплательщика, открытые им в указанном банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, возвращаются банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в налоговый орган без исполнения, если такие инкассовые поручения выставлены налоговым органом той же датой, на ту же сумму, по тому же виду задолженности.

В случае отсутствия денег на банковском счёте в рублях налогоплательщика взыскание налоговой задолженности производится с банковских счетов в иностранной валюте налогоплательщика на основании инкассовых поручений, выставленных налоговыми органами в рублях.

При достаточности денег клиента в банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, для удовлетворения всех требований, предъявленных к клиенту, инкассовое поручение на взыскание суммы налоговой задолженности исполняется банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в первоочередном порядке и не позднее одного операционного дня, следующего за днём получения указанного поручения, в пределах сумм, имеющихся на банковском счёте.

В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика при предъявлении к клиенту нескольких требований банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, производит изъятие денег клиента в счёт погашения налоговой задолженности по мере поступления денег на такие счета в порядке установленной очерёдности.

В случае отсутствия денег на банковском счёте налогоплательщика, на который налоговым органом выставлено инкассовое поручение о взыскании налоговой задолженности, банк или организация, осуществляющие отдельные виды банковских операций, принявшие инкассовое поручение для исполнения, при закрытии банковского счёта налогоплательщика в соответствии с законодательством возвращают указанное инкассовое поручение в соответствующий налоговый орган вместе с уведомлением о закрытии банковского счета налогоплательщика.

При невозможности взыскания задолженности путём списания со счетов налогоплательщика применяется второй способ – взыскание суммы налоговой задолженности налогоплательщика со счетов дебиторов. На основании представленного списка дебиторов или акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счёт погашения налоговой задолженности налогоплательщика в пределах сумм дебиторской задолженности.

Не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчётов, составленный совместно с налогоплательщиком на дату получения уведомления.

В случае непредставления дебиторами акта сверки взаиморасчётов в срок, налоговым органом проводится налоговая проверка указанных дебиторов. При этом налоговый орган не вправе подтверждать суммы дебиторской задолженности, оспариваемые в суде.
При наличии акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, и уведомления об обращении взыскания на деньги с банковских счетов дебиторов акт сверки взаиморасчётов ими не представляется.

В случае погашения налогоплательщиком налоговой задолженности список дебиторов или акт сверки взаиморасчётов не представляется.

Акт сверки взаиморасчётов между налогоплательщиком и его дебитором должен содержать следующие сведения:
– наименование налогоплательщика и его дебитора, их идентификационные номера;
– наименование налогового органа, где состоят на регистрационном учете налогоплательщик и его дебитор;
– реквизиты банковских счетов налогоплательщика и его дебитора;
– сумму задолженности дебитора перед налогоплательщиком;
– юридические реквизиты, печать и подписи налогоплательщика и его дебитора;
– дату составления акта сверки, которая не должна быть ранее даты получения уведомления о погашении налоговой задолженности.

На основании акта сверки взаиморасчётов или акта налоговой проверки дебитора, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган
выставляет на банковские счета дебитора инкассовые поручение о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика.

Читайте так же:  Когда вступает в силу развод после суда

Третий способ взыскания – взыскивание за счёт средств от реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика.

Налоговый орган в случаях отсутствия или недостаточности у налогоплательщика денег на банковских счетах и на банковских счетах его дебиторов либо отсутствия у него и (или) у его дебитора банковских счетов без его согласия выносит постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика путём направления органам исполнительного производства постановления с приложением копий решения об ограничении в распоряжении имущества и акта описи в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления.

Постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика подлежит санкционированию судом (прокурором); оформляется в двух экземплярах по форме, установленной уполномоченным органом.

Реализация ограниченного в распоряжении имущества осуществляется органами исполнительного производства в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве для реализации арестованного имущества.

В случае непогашения сумм налоговой задолженности налогоплательщиком – акционерным обществом с участием государства – в уставном капитале после принятия всех мер, предусмотренных настоящими пунктами, уполномоченный орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, установленном законодательством.

Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пеней, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются с момента вступления в силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.

Применение принудительных мер взыскания недоимки всегда вызывает большое количество спорных ситуаций между налогоплательщиком и налоговым органом. Уплата законно установленных налогов является обязанностью налогоплательщика согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации. Таким образом, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также в случае несвоевременной уплаты налога ещё и пеню. Если налогоплательщик своевременно не исполняет свою обязанность, то налоговый орган производит принудительное взыскание налогов, пени, а также штрафных санкций. Взыскиваемые с налогоплательщика суммы сначала направляются на погашение недоимки по налогам, а затем пени. Штрафные санкции взыскиваются с налогоплательщиков в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления требования об уплате налога. В свою очередь под требованием об уплате налога признаётся направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В случае непогашения налогоплательщиком суммы налоговой задолженности после принятия всех мер налоговый орган вправе принять меры по его признанию банкротом согласно законодательным актам.

Органы налоговой службы публикуют в средствах массовой информации список налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность, не погашенную в течение шести месяцев со дня её возникновения.

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 28.12.13 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Часть вторая: федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. О создании Федерального казначейства: Указ президента от 1 декабря 2004 г. № 703 (в ред. 02.12.2013 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Налоги и налогообложение / под. ред. В.Ф. Тарасовой, Т.В. Владыкиной и др. М.: КНО, РУС, 2009. 480 с.

6. Мандрощенко О.В. Налоги и налогообложение / О.В. Мандрощенко, М.Р. Пинская. 2-изд. М.: Дашков и К, 2008. 344 с.

7. Налоги и налогообложение /под ред. JIA. Крамаренко, М.Е. Косова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011. 576 с.

[2]

8. Теория налогообложения /под ред. И.А. Майбуров, A.M. Соколовская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 591 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Общая характеристика принудительного взыскания налога с организации, индивидуального предпринимателя и с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

Если налог не уплачивается налогоплательщиком в установленный срок, он может быть взыскан принудительно налоговым органом. По общему правилу в силу п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ (во внесудебном порядке); взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ (в судебном порядке). Те же правила действуют и в отношении налогов, удержанных налоговым агентом; сборов; пени и штрафов (п. 8 ст. 45, п. 10 ст. 46, п. 8 – 9 ст. 47, ст. 48 НК РФ).

Естественно, принудительное взыскание налога возможно, только если налоговый орган обладает достоверной информацией о наличии у налогоплательщика обязанности по уплате налога (либо о наличии и о характеристиках облагаемого налогом имущества). Указанная информация может быть получена налоговым органом только из трех источников:

1) от самого налогоплательщика (через налоговую декларацию или расчет авансового платежа – ст. 80 НК РФ).

2) от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговые органы (например, о наличии у налогоплательщика недвижимого имущества – от органов Росреестра (п. 4 ст. 85 НК РФ); о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности – от налоговых агентов (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ) и др.). В этом случае, применительно к физическим лицам, взысканию налога обычно предшествует предложение о его добровольной уплате в виде налогового уведомления (ст. 52 НК РФ).

3) в результате налоговых проверок (выездных – ст. 89 НК РФ и камеральных – ст. 88 НК РФ).

В п. 4 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае если в данный срок уплаты налога (пени, штрафа) не происходит, то налоговый орган инициирует последующие процедуры, различающиеся для организаций (индивидуальных предпринимателей) и для физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя.

Внесудебное взыскание налога с организаций и индивидуальных предпринимателей. В п. 2 ст. 46 НК РФ установлено, что взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.

Как следует из п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Кроме того, в силу п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после вынесения указанного решения. Если денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя) достаточно, сумма налога списывается банком и обязанность по уплате налога считается исполненной. В силу общей нормы п. 2 ст. 60 НК РФ поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Читайте так же:  Физ лицо нанимает иностранца с патентом

В качестве дополнительной меры для обеспечения взыскания налога за счет денежных средств налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ст. 46, ст. 76 НК РФ). Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету (в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении).

Как следует из п. 7 ст. 46 НК РФ, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетахналогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Кроме того, указанное обстоятельство (невозможность реализации процедуры по ст. 46 НК РФ) порождает право налогового органа на применение ареста имущества налогоплательщика–организации. В силу п. 3 ст. 77 НК РФ арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика–организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика–организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика–организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

Соответственно, в силу п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Для взыскания налога за счет иного имущества организации (индивидуального предпринимателя) руководитель налогового органа в соответствии с п. 1, 2 ст. 47 НК РФ принимает два сходных ненормативных акта – решение и постановление. Решение остается в налоговом органе (налогоплательщику не высылается), а постановление в течение трех рабочих дней направляется судебному приставу–исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и ст. 47 НК РФ.

Обязанность по уплате налога считается исполненной (п. 6 ст. 47 НК РФ) с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Следует отметить, что среди сроков на совершение некоторых действий, установленных в НК РФ, выделяются так называемые пресекательные сроки, по истечении которых право на совершение данного действия прекращается, срок не может быть продлен или восстановлен, и непресекательные, то есть возможные к восстановлению судом по ходатайству налогового органа.

В качестве примеров современных пресекательных сроков можно привести установленные в п. 3 ст. 46 НК РФ и в п. 1 ст. 47 НК РФ для налоговых органов сроки на внесудебное взыскание налогов (пени, санкций), а также месячный срок на подачу административной апелляционной жалобы, установленный в п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1, п. 4 ст. 139.3 НК РФ для налогоплательщиков.

23. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога:

1) Залог имущества: оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Предмет залога — имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.

Хранится либо у залогодателя, либо передается за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

2) Поручительство. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.

При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

3) Банковская гарантия.В силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога, и соответствующих пеней в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по представленному налоговым органом в письменной форме или электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требованию об уплате этой суммы.

3. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье — перечень). Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налогоплательщиком налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Обязательство по банковской гарантии подлежит исполнению гарантом в течение пяти дней со дня получения им требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Гарант не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (за исключением случая, если такое требование предъявлено гаранту после окончания срока, на который выдана банковская гарантия).

[3]

4) Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Читайте так же:  Подача документов в росреестр через мфц

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лекция 7. Порядок принудительного взыскания налогов и сборов

1. Понятие недоимок и порядок их взыскания.

2. Порядок взыскания недоимок с организаций.

3. Порядок взыскания недоимок с ФЛ.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

1. Понятие недоимок и порядок их взыскания

Конституция РФ в ст. 57, закрепив обязанность платить налоги и сборы, непосредственно не предусмотрела механизм ее исполнения. Этот механизм конкретизирован в НК.

Видео (кликните для воспроизведения).

КС РФ (20П, 381О): налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью имущества, которая подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту суммув пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и интересы других лиц. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Существующие правовые механизмы мер государственного принуждения по исполнению обязанности по уплате налогов направлены с одной стороны, чтобы гарантировать исполнение обязанности, а с другой сторон ы – не создавать условий ущемления прав и свобод налогоплательщиков при осуществлении процесса принудительного взыскания неуплаченных сумм налога.

Согласно п. 1 ст. 45 НК налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК. Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установенный налоговым законодательством.

Согласно ст. 11 НК недоимка – это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля и т.д. (ст. 87НК).

Недоимка, как правило, выявляется налоговым органом путем анализа компьютерных лицевых счетов на предмет соответствия продекларированных налогоплательщиком сумм налогов и поступивших суммах. Информация о декларированных суммах обычно заносится в лицевой счет налогоплательщика. Информация об уплаченных налогах – на основании сведений, предоставляемых Федеральным казначейством.

Есть определенная последовательность и сроки на осуществление налоговым органом действий по принудительному взысканию с налогоплательщика недоимок по уплате налогов и сборов.

1 этап: направление налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченных суммах налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок оставшуюся часть налога и пени (ст. 69 НК).

Сроки определены ст. 70 НК РФ: есть общий срок направления требования – не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимок. Срок направления требования по результатам налоговой проверки – не позднее 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Действующие правовые нормыналогового законодательства не дают ответа на вопрос: является ли срок направления требования пресекательным, т.е. является ли оно недействительным, если было выслано в неустановленный срок?

Сложившаяся арбитражная практика: нарушение срока не влечет изменение срока на взыскание недоимки. Таким образом, срок взыскания недоимки будет исчисляться также, как если бы требование было выставлено вовремя. Пропуск налоговым органом срока не исключает дальнейщих мер по взысканию недоимки = срок не является пресекательным.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании = 8 дней – минимальный срок.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае неисполнения. Налоговики вправе переходить к следующему этапу.

2 этап.Ст. 45-47 – взыскание во внесудебном порядке или в суде.

2. Взыскание недоимок с организаций

(взыскание налога во внесудебном порядке) – бесспорном. Ст. 46-47 НК РФ.

На 1 этапе производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банках, далее – за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47НК).

Согласно ст. 46 НК решение о взыскании налога за счет денежных средств в банках и его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока.

Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение считается доведенным до налогоплательщика в течение 6 дней. Поручение налогового органа направляется в банк. Банк исполняет решение в течение1 операционного дня – если рубли, если валюта – не позднее 2 операционных дней.

Важно:

1)срок для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках определен как: не позднее 2-х месяцев после истечения срока требования = пресекательный срок.

2)о вынесении решения налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом. Ненаправление уведомления влияет на законность вынесенного решения. Но несвоевременное направление налогоплательщику решения о взыскании не освобождает последнего от обязанности уплатить налоги.

3)ст. 46 НК не установлен срок направления поручения в банк. П. 3 ст. 46 НК РФ определяет срок для вынесения решеняи о взыскании задолженности за счет денежных средств, направления в банк спорных инкассовых поручений за пределами месячного срока не может выступать основанием для признания действий налогового органа по принудительному взыканию налоговой задолженности.

[1]

В силу п. 7 ст. 46 НК при недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, либо информации о реквизитах счетов налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Согласно ст. 47 НК решение принимается в течение1 года после истечения срока требования об уплате налога. Это решение, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Направляется в течение3-х дней соответствущее постановление судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия должны быть совершены и требования постановления должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня поступления постановления.

1) П. 7 ст 46 НК определены условия только при наличии которых налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика.

2) Срок для принятия решения о взыскании определен как: в течение одного года = пресекательный срок.

Определение сроков взыскания налогов в бесспорном порядке определяется путем соотнесения сроков, установленных ст. 46, 47, 69, 70 НК в следующей последовательности:

1.Срок направления требования об уплате налога – исчисляется со дня выявления недоимки (3 месяца) либо 10 дней со дня вступления в силу решения, принятого после проведения налоговой проверки.

2.Далее 8 дней на добровольное исполнение требования.

3.Дальше 2 месяца – ст. 46 НК, либо 1 год – п. 1 ст. 47 НК.

Читайте так же:  Размещение дачных домов и садовых домов

С организаций и ИП недоимка взыскивается в бесспорном порядке. Если налоговые органы пропускают сроки, то они не имеют право использовать внесудебную процедуру = но имеют право обратиться в суд.

Срок для обращения в суд – не позднее 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требований. НК РФ предписывает налоговым органам обратиться в суд. Такие случаи условно можно разделить на 2:

1) прямое указание в законе (п.2 ст. 45);

2)случай пропуска установленного срока на внесудебное взысканиеналога (п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47). В случае попуска срока на принятие решения о взыскании налога на счетах налогоплательщика в банках, налоговый оган вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение 6 месяцев после исполнения требования об уплате налога. Налоговый орган согласно п. 1 ст. 47 НК вправе в течение 2 лет обратиться в суд.

Если налоговый орган пропускает и эти сроки, то пропущенный срок по уважительной причине для подачи заявлени о взыскании недоимки может быть восстановлен судом = процедура возобновляется, если нет, то и нет.

3. Порядок взыскания недоимок с ФЛ (ст. 48 НК).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по общему правилу.

Только судебный порядок и дается 6 месяцев.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей и со дня истечения указанного 3-летнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, налоговый орган может обратиться в суд, только если суммарная задолженность превышает 3 тысячи рублей. 3 года – у налогового органа могли возникнуть проблемы с доказыванием налоговым органом задолженности по налогу.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

По своему экономическому смыслу зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней представляет собой сокращение обязательства налогоплательщиков на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, перечисленных ранее. Факт излишней уплаты налога может быть обнаружен как самой организацией, так и налоговой инспекцией. Если факт обнаружил налоговый орган, то обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта(п. 3 ст. 78 НК).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Предложения могут исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты сверки оформляются актом, который направляется налогоплательщику (п. 1 ст. 32 НК).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Причем НК не уточняет какой налоговый орган должен это делать, если налогоплатеьщик поменял место жительства. Арбитражная практика: налог орган по месту новогожительства или нахождения налогоплательщика.

Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 3896 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Споры с налоговиками: принудительное взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика

Прежде чем обратить взгляд на имущество ­налогоплательщика как на инструмент погашения налоговой задолженности, ИФНС должна выполнить ряд обязательных про­цедур. Нарушение этого требования дает налогоплательщику возможность оспорить невыгодное для него решение налоговиков. Однако силы и средства на судебное разбирательство могут быть потрачены впустую, если не знать, какие аргументы воспринимает суд. Об этом наш обзор. Основой для него послужили 44 вердикта, вынесенные федеральными арбитражными судами в январе — сентябре 2013 г. Причем в трех случаях из четырех ­победа досталась ­налоговикам.

Доля дел, касающихся принудительного взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика, составляет примерно 13% от общего количества дел, связанных с принудительным взысканием налогов.

Явного лидера среди регионов по количеству рассмотренных дел выделить трудно. Больше всего таких дел было в Поволжском округе — девять, чуть меньше — по семь дел — рассмотрено в Восточно-Сибирском и Дальневосточном округах. В Уральском округе этот показатель составил пять дел, в Западно-Сибирском — четыре, в остальных округах не превыcил трех.

По стоимостным показателям рейтинг возглавляет Восточно-Сибирский округ. Цена вопроса здесь составила почти 242 млн руб., средняя сумма спора примерно 34,5 млн руб. Приличные стоимостные показатели зафиксированы также в Уральском округе: 133 и 26,5 млн руб. соответственно. Москва на этот раз впечатляющими цифрами похвастаться не может: при общей сумме менее 33 млн руб. средняя сумма спора составила всего 8,4 млн руб.

Чаще всего инициаторами судебных разбирательств становились налогоплательщики, не согласные с решением налогового органа о взыскании недоимок, а также начисленных пеней и штрафов за счет имущества. Однако Фемида более благосклонна к налоговикам. Так из 44 дел налогоплательщики выиграли всего десять. Еще пять дел было отправлено на новое рассмотрение, и 29 дел выиграли налоговые органы.

Самый дорогой спор на этот раз случился в лидирующем по стоимостным показателям Восточно-Сибирском округе. Общество проиграло почти 97 млн руб., а на его имущество был обосновано наложен арест. Суд пришел к выводу, что оспариваемые акты вынесены налоговым органом после принятия исчерпывающих мер по взысканию задолженности за счет находящихся на счетах налогоплательщика в банках денежных средств при наличии доказательств, подтверждающих отсутствие или недостаточность денежных средств на счетах (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.01.2013 по делу № А19-10129/2012).

В Уральском округе общество проиграло более 73 млн руб. Оно обратилось в суд, посчитав, что решение налоговой о взыс­кании задолженности за счет имущества нарушает его права, так как решение налоговой было приостановлено в рамках принятия обеспечительных мер. Суд посчитал, что при­остановление решения не влечет его недействительности, двойного взыс­кания в данном случае не произошло (постановление ФАС Уральского округа от 02.08.2013 № Ф09-6698/13 по делу № А60-41081/2012).

Относительно небольшие суммы исков (в пределах 20 000—30 000 руб.) в основном были связаны с взысканием за счет имущества индивидуальных предпринимателей задолженностей по страховым взносам. Ответчиком в данном случае выступал Пенсионный фонд. К примеру, в Поволжском округе индивидуальный предприниматель — военный пенсионер проиграл ПФР 12 700 руб., так как не исполнил в добровольном порядке требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Суд указал, что действующее законодательство не содержит исключения в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры-военнослужащие (постановление ФАС Поволжского округа от 28.03.2013 по делу № А65-20095/2012).

Среди налогоплательщиков были и более удачливые. В Мос­ковском округе, к примеру, организации удалось отстоять более 22 млн руб. Суд удовлетворил требование, поскольку налоговым органом не представлено доказательств наличия оснований для применения п. 7 ст. 46 и ст. 47 НК РФ и не подтверждены недостаточность или отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика либо отсутствие информации о счетах налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 26.02.2013 по делу № А40-80280/12-91-444). В целом, несмотря на небольшое количество дел, рассмотренных в столице (четыре дела), вы­игрышная статистика складывается в пользу заявителей-налогоплательщиков — три выигрыша, одно дело направлено на новое рассмотрение.

Читайте так же:  До скольки месяцев используют автолюльку

Нормы, к которым апеллируют судьи

Неисполнение обязанности по уплате налога — основание для применения мер принудительного исполнения данной обязанности. Аналогичные правила применяются в отношении сборов, пеней и штрафов.

Пункт 1 ст. 46 НК РФ гласит, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика-организации в банках и его элект­ронные денежные средства. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о таких счетах либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, налоговый орган вправе взыс­кать налог за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика закреплен в ст. 47 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи, в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Кодекса.

Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 7551/11 по делу № А03-10725/2010, процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженнос­ти по обязательным платежам состоит из последовательных этапов единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не из самостоя­тельных, независимых друг от друга процедур.

Процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пеням также проходит несколько последовательных взаимосвязанных этапов — от выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления поручения в банк до решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.

Для каждого этапа НК РФ установлены соответствующий порядок и конкретные сроки реа­лизации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия.

Принятие решения о взыскании: на что обратить внимание

Решение о взыскании за счет имущества налогоплательщика может быть принято в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 47 НК РФ). Такое решение принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. После этого в трехдневный срок налоговики направляет судебному приставу — исполнителю соответствую­щее постановление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected] Копия решения о взыскании за счет имущества доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сбора).

Анализ судебной практики показывает: при обжаловании решения о взыскании налога за счет имущества налоговый орган должен доказать, что им приняты все меры по взысканию налоговой недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, то есть за счет безналичных денежных средств. Доказывать невозможность взыскания недоимки за счет денежных средств также должны налоговики. Они должны представить суду доказательства того, что располагают сведениями обо всех открытых счетах налогоплательщика. Невыполнение этих правил является нарушением процедуры бесспорного взыскания налоговой недоимки и может стать поводом для признания решения ИФНС недействительным.

В судебной практике встречаются случаи, когда суд отказывается признать решение налогового органа о взыскании налога за счет имущества незаконным, даже если инкассовые поручения выставлены инспекцией не во все банки, где у налогоплательщика открыты счета. Аргумент: инспекция доказала, что обладает сведениями об отсутствии средств на каждом счете должника.

Если должник — банкрот

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № ­127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности (банкротстве)).

В пункте 2 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве) установлено, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве, относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании ст. 46 НК РФ направить в банк инкассовое поручение.

В соответствии с ч. 4 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 № ­229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № ­229-ФЗ), с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнительным документам о взыскании задолженности по текущим платежам не оканчивается. Такие же разъяснения даны в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „Об исполнительном производстве“ в случае возбуждения дела о банкротстве».

Вместе с тем судебный пристав — исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыс­кания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника в банке, в порядке, установленном ст. 8 Закона № 229-ФЗ с соблюдением очередности, преду­смотренной п. 2 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, взыскание с должника, признанного банк­ротом, текущих обязательных платежей возможно только за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете. Налоговый орган вправе осуществить такое взыскание путем принятия решения только в порядке ст. 46 НК РФ.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (ст. 77 НК РФ).

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статистика споров с 01.01.2013 по 30.09.2013 г.

Источники


  1. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.

  2. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.

  3. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
  4. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
  5. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
Меры принудительного взыскания налоговой задолженности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here