Капитальный ремонт памятника архитектуры

Информация по теме в статье: "Капитальный ремонт памятника архитектуры". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Решение проблем при ремонте в здании — памятнике архитектуры

«Бухгалтерия и банки», 2007, N 10

Кредитные организации интересует вопрос: вправе ли коммерческий банк учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли затраты на проведение ремонта в принадлежащем банку здании, если оно было признано памятником архитектуры, а согласия уполномоченного государственного органа в области охраны памятников на проведение ремонтных работ банком получено не было?

Расходы на ремонт основных средств (включая капитальный ремонт) рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ). Аналогичные правила действуют и в отношении налогоплательщика — арендатора амортизируемых основных средств (здания), если договором между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Таким образом, в отсутствие в тексте НК РФ специальных правил, ограничивающих дополнительными условиями данный вид расходов для налогоплательщиков-банков (ст. 291 НК РФ), нормы ст. 260 НК РФ в полном объеме распространяются на банки — арендаторов или собственников зданий.

Нельзя не учитывать, что для целей налогообложения прибыли недостаточно выявить, что определенный вид затрат входит в состав расходов, связанных с производством и реализацией, или внереализационных расходов. Из абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ следует, что расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Один и тот же вид расхода одним налогоплательщиком включается в состав затрат (если для него этот расход соответствует критериям ст. 252 НК РФ), другим (расход которого документально не подтвержден) — нет. Из этого следует, что нормы ст. 260 НК РФ недостаточно для окончательного вывода о правомерности действий банка, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, гражданско-правовые отношения, связанные с ремонтом зданий, являющихся архитектурным памятником, помимо общего набора оправдательных документов (договор, акты и т.д.), должны оформляться с использованием дополнительной специально оговоренной в Законе разрешительной документации, составленной и (или) завизированной уполномоченным государственным органом.

Судебная практика основана на недопустимости любых отступлений от требований к сохранению объектов культурного наследия. Так, ФАС Северо-Западного округа счел незаконным проведение работ по установке рекламных щитов на фасаде здания-памятника без согласования с уполномоченным органом, поскольку эти работы неизбежно привели к изменению облика и интерьера здания (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2007 N А56-18859/2006).

Если банк располагает всеми прописанными в ГК РФ и Законе N 73-ФЗ необходимыми документами и согласованиями для проведения ремонта, то при условии экономической обоснованности ремонта здания он, бесспорно, может рассчитывать на получение налоговой выгоды в размере, соответствующем величине затрат на ремонт. В отсутствие хотя бы одного из документов однозначной интерпретации налоговых последствий этой ситуации нет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Дело в том, что ст. 252 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность документально подтвердить расходы. Пункт 1 ст. 252 НК РФ (в редакции Кодекса, действовавшей до 1 января 2006 г.) ограничивался констатацией того, что «под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ». Кодекс не раскрывал смысла термина «оформленный» документ, за исключением уровня нормативных актов, регламентировавших оформление: «законодательство РФ». В этой связи существовали две трактовки ограничительной нормы ст. 252 НК РФ.

Первая рассматривала документальное оформление как требование полного набора документов, предусмотренных нормами соответствующего отраслевого законодательства РФ.

Вторая основывалась на достаточности составления документов по нормативно утвержденной форме и с учетом их обязательных реквизитов. Таким образом, под документальным оформлением прежде всего понималось неукоснительное заполнение налогоплательщиком утвержденных бланков фактически используемых им документов вне зависимости от объема (комплектности) документов, подтверждающих расход.

Очевидно, что банк, не имеющий разрешений, согласований и заданий на ремонт архитектурного памятника, не вправе претендовать на соблюдение ст. 252 НК РФ в первом предложенном способе толкования содержания правовой нормы, но может утверждать, что имеющиеся у него документы (договор, акт и иные) отвечают установленным правилам их заполнения.

С точки зрения второй концепции для подтверждения произведенных расходов и учета их в целях налогообложения первичные документы должны соответствовать требованиям Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), которым определен порядок оформления первичных документов и минимальный набор обязательных реквизитов. Статьей 9 Закона N 129-ФЗ определено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

В отсутствие четкого указания в нормах Кодекса на правильное толкование ст. 252 НК РФ обратимся к ведомственной и судебной практике применения этой нормы.

Как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 12(19).01.2007 N КА-А41/13145-06, «соответствие затрат налогоплательщика критериям отнесения их к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, предусмотренным Кодексом, является необходимым и достаточным условием для учета таких затрат в целях налогообложения вне зависимости от действия норм законодательства иных отраслей, предметом которого налоговые правоотношения не являются. Так, установление факта использования жилого помещения по назначению, предусмотренному Жилищным кодексом РФ, либо не по назначению осуществляется по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, в целях данного Кодекса и никоим образом не влияет на применение норм, установленных НК РФ». Несмотря на то что суд кассационной инстанции со ссылкой на ст. 2 ГК РФ разделил между собой вопросы соответствия действий налогоплательщика нормам отраслевого (в данном случае жилищного) законодательства РФ и налоговые последствия этих действий, полагаем некорректным распространение выводов суда на предписания ст. 252 НК РФ, где Кодексом рассматриваются вопросы документального подтверждения имеющихся расходов.

Читайте так же:  Сколько тратят воды по счетчику в месяц

Более относимым представляется утверждение Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 01.08.2005 N А17-6276/5-2004 о том, что «налоговое законодательство в целях исчисления налога на прибыль не устанавливает перечень документов, которые могут служить документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком затрат для признания их расходами. Факт несения соответствующих затрат, их размер могут быть подтверждены различными документами, которые подлежат правовой оценке в совокупности (в том числе и с позиции их надлежащего оформления (здесь и далее выделено автором. — Примеч. ред.) в соответствии с требованиями российского законодательства)».

В силу разд. 5 ранее действовавших Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 , «Порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции». МНС России для выполнения критерия документальной подтвержденности расходов не признавало невосполнимым отсутствие у налогоплательщика любого из первичных документов. Несмотря на утрату юридической силы Методических рекомендаций, текстуально идентичное им понимание ст. 252 НК РФ излагается в более поздних разъяснениях налоговых и финансовых органов (Письма Минфина России от 05.06.2007 N 03-11-04/2/158, от 26.01.2006 N 03-03-04/1/61, Письма Управления ФНС России по г. Москве от 14.07.2006 N 20-12/62876, от 26.06.2006 N 20-12/[email protected]).

Утратил силу на основании Приказа ФНС России от 21.04.2005 N САЭ-3-02/[email protected]

В то же время ряд ведомственных документов (Письма Управления ФНС России по г. Москве от 09.08.2005 N 20-12/56819, от 04.05.2006 N 20-12/[email protected]) продолжал отводить существенное значение использованию юридическими лицами унифицированных форм первичной учетной документации для подтверждения тех расходов, к которым имеют отношение разработанные унифицированные формы.

С 2006 г. абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ дополнен новым основанием признания затрат налогоплательщика документально подтвержденными. Если ранее требовалось обосновать расходы документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, то на сегодняшний день достаточно наличия документов, «косвенно подтверждающих произведенные расходы». При такой формулировке Кодекса представляется достаточным наличие любых документов, однозначно доказывающих вид и величину, а также иные существенные признаки произведенных расходов. Прямое подтверждение расходов теми документами, которые поименованы в нормах отраслевого законодательства РФ, становится факультативным.

Отвечая на частный вопрос об обязательном наличии для учета командировочных расходов в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли командировочного удостоверения, обязательная форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, Управление ФНС России по г. Москве (Письмо от 09.08.2005 N 20-12/56819) делает прямую отсылку к последней редакции абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ. Полагаем, что аналогичные выводы можно сделать применительно к любым иным видам документов, разработанных и (или) поименованных в нормах отраслевого законодательства РФ.

Таким образом, банк с 2006 г., ссылаясь на норму ст. 252 НК РФ, вправе рассчитывать на то, что отсутствие у него письменного разрешения и задания на проведение ремонтных работ в здании — памятнике архитектуры, а также согласования документации с уполномоченным государственным органом не сможет повлиять на обоснованность учета расходов для целей исчисления налога на прибыль при условии наличия достаточного объема иных непротиворечивых подтверждающих документов. Однако банк должен учитывать высокую вероятность возникновения споров с налоговым органом по рассматриваемому вопросу, судебная практика разрешения которых к настоящему времени окончательно не сложилась.

Реставрация объектов культурного наследия и памятников истории

Объекты исторического и культурного наследия нуждаются в бережном отношении и особых условиях ухода, обеспечивающих их сохранность на протяжении многих лет. Этим обусловлено то, что реставрацией памятников истории в России занимаются только те строительные компании, которые имеют соответствующую квалификацию. Такая работа по силам профильным организациям, обладающим профессиональными навыками, необходимой технической базой и имеющим допуск на проведение реставрации объектов культурного наследия.

Проведение реставрации – принципы работы

Реконструкция исторических объектов в Москве – одно из основных направлений деятельности АО ПО «РЕМЖИЛСТРОЙ». Специалисты нашей компании имеют высокую квалификацию и практический опыт, позволяющий мастерски осуществлять реставрацию архитектурных объектов любой сложности. Грамотный, профессиональный подход способствует сохранению и восстановлению их культурной и исторической ценности в масштабах отечественного и мирового наследия.

Реставрация памятников истории и искусства в Москве осуществляется нами на основании всей имеющейся документации и сохранившихся сведений об объекте. Знание его специфики, архитектурных особенностей и стремление к сохранению аутентичности исторического памятника дает основание к глубокой, качественной и максимально точной проработке всех его конструктивных деталей.

Применение современных материалов и новейших технологий способствует повышению прочностных характеристик объекта, сохранению его целостности, восстановлению внешних параметров и повышению эстетических качеств. Стоимость реконструкции исторических объектов зависит от уровня сложности и объема проводимых работ и отображается в смете на реставрацию памятника.

Комплекс реставрационных услуг от АО ПО «РЕМЖИЛСТРОЙ»

Реставрация объектов культурного наследия – процесс, включающий в себя целый комплекс профильных задач:

  • расчистку архитектурного строения, определение необходимых мер и строгую последовательность их применения;
  • восстановление несущих конструкций и воссоздание разрушенных элементов;
  • укрепление фундамента;
  • реконструкцию фасада здания и его декоративную отделку;
  • кровельные работы.

Общие затраты на проведение восстановительного ремонта отображаются в смете на реставрацию памятника с указанием типа, количества и стоимости используемых материалов. Мастера АО ПО «РЕМЖИЛСТРОЙ» произведут реставрацию архитектурного объекта на качественно высоком уровне, в установленные сроки и в полном соответствии с действующими нормами и требованиями.

Проект реставрации памятника архитектуры

Архитектурные постройки и сооружения, представляющие историческую или художественную ценность, требуют соблюдения особых мер, направленных на обеспечение их сохранности и исторически точного внешнего вида. С этой целью разрабатывается и применяется целый комплекс специальных мероприятий, защищающих такие объекты от разрушений, вызванных ходом времени, атмосферными воздействиями, человеческим фактором и сохраняющих их оригинальную эстетику и аутентичность.

Разработка проектов реставрации памятников архитектуры – одно их приоритетных направлений деятельности компании «РЕМЖИЛСТРОЙ». Большой опыт работы, современная производственная база, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и адекватные цены на услуги позволяют нам предложить лучшие условия для решения самых сложных задач в профильной сфере.

Почему выгодно заказать проект реставрации памятника

Наша компания предлагает комплексный подход в решении сложных реставрационных задач. Мы выполним все необходимые работы в четком соответствии с проектной документацией, гарантируя высокое качество и умеренную стоимость услуг. Цена на проекты реставрации памятников архитектуры не является фиксированной величиной. Стоимость определяется в соответствии с индивидуальными параметрами каждого заказа и зависит от типа объекта, его текущего состояния, объема и сложности работ.

Читайте так же:  Основные виды собственности существующие в россии

Составление проекта реставрации памятника начинается с ознакомительных и подготовительных мероприятий:

  • изучение объекта специалистами;
  • ознакомление с имеющейся документацией на данное строение;
  • предварительная оценка планируемых работ;
  • определение архитектурно-реставрационных задач;
  • составление технического задания для проведения работ.

Разработка и последующее согласование проектов реставрации памятников архитектуры предусматривает сбор необходимых юридических документов, проведение комплексного научного исследования, выполнение обмеров объекта, фиксацию, описание и составление чертежей и планов. На основании объема и сложности заявленных работ определяется цена услуг.

Специалисты компании «РЕМЖИЛСТРОЙ» разработают для вас проект реставрации памятника, рассчитают его стоимость, проведут согласование и выполнят все заявленные работы в установленные сроки и в соответствии с действующими нормами и требованиями.

Тайченачева: Жилые дома – памятники архитектуры требуют особого бережного отношения

При реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов необходимо крайне бережно относиться к зданиям – памятникам архитектуры, находящимся в собственности жильцов, заявила эксперт регионального отделения Общероссийского народного фронта в Новосибирской области Татьяна Тайченачева. По ее мнению, проведение капремонтов таких домов необходимо выносить в отдельную подпрограмму деятельности регионального оператора и финансировать ремонтные работы как из средств собственников, так и за счет программ по сохранению памятников архитектуры.

Тайченачева напомнила, что Новосибирск является одним из центров авангардной архитектуры 20–30-х гг. прошлого столетия. Сохранилось свыше 90 домов, среди которых есть памятники конструктивизма мирового значения (11 из них включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). К сохранившимся памятникам авангарда относятся здание клуба им. Ф.Э. Дзержинского, здание «Промбанка» на Красном проспекте, 34, квартал жилых домов на Привокзальной площади и многие другие. В Новосибирске имеются целые градостроительные ансамбли архитектуры конструктивизма, где вместе с благоустройством можно на современном инженерном уровне воссоздать среду архитектуры авангарда (комплекс «Кузбассуголь», «Градостроительный комплекс на 1-м и 2-м переулках Пархоменко архитектора Эрнста Мая (Германия)».

По словам эксперта Народного фронта, материалы, из которых возводили эти дома в 20–30-е гг., «не были самого лучшего качества», а для того чтобы сохранить их, требуются средства и профессионализм реставраторов.

«Памятники культурного наследия архитектуры конструктивизма приближаются к своему 100-летию и требуют капитального ремонта, реставрации, реконструкции и прежде всего тщательного предварительного исследования их состояния. Они включены в региональную программу капремонта, но в сознании людей, от которых зависят управленческие решения, должны быть представления о том, что Новосибирск обладает культурными и историческими архитектурными памятниками как местного, так и регионального, и российского значения. И использовать при их ремонте отработанные «промышленные» стандарты недопустимо. Нужен индивидуальный подход, должно главенствовать стратегическое мышление в отношении культурного наследия», – отметила Тайченачева.

[3]

«В текущем году в некоторых домах планируется провести работы по замене кровли, ремонту фасадов, а это требует отдельного экспертного вмешательства, и в данном случае применять к таким ремонтам те же принципы при капитальном ремонте, что и к обычным домам, будет означать потерю памятника. Существующий пробел в законодательстве нужно устранить», – заключила эксперт ОНФ.

Если вы живете в памятнике

Обитаемый остров

Жилая застройка центра Екатеринбурга, улиц Ленина, Бажова, — вереницы домов родом из тридцатых годов. Былую красоту и стройность линий мешают разглядеть «плачущие» крыши, обшарпанные фасады, ветхие балконы. А зайти в подъезды просто страшно — они стали памятником уже не 30-х, а 90-х из-за выщербленных ступеней, забитых мусором шахт лифтов, ободранных стен, «украшенных» бранными словами и рекламой наркотиков.

— Когда был настоящий ремонт, уже никто и не вспомнит. А взносы в фонд капремонта платим, конечно…Только очередь до нас дойдет нескоро: дом-то непростой — памятник. Говорят, отремонтировать такой намного дороже. А чем мы виноваты, что в памятнике живем? — сетует жительница одного из таких строений Ирина Николаевна.

В Городке чекистов на Ленина, 69 — знаменитом жилом комплексе в стиле конструктивизма — время тоже словно остановилось. Историко-архитектурный памятник из 14 разновысотных корпусов с обвалившейся штукатуркой похож на диковинный остров — только обитаемый. Попасть туда легко — через «порталы времени» в виде открытых калиток, ворот и проходов (в советское время «чужих» на территорию не пускали). Сейчас памятник культуры федерального значения охраняют лишь огромные тополя и клены. Частые гости городка — мамы с колясками и группы экскурсантов, а вот «аборигенов» во дворах не видно. Наконец удалось подкараулить одного из них — мужчину с дочкой-школьницей.

— Сами видите: дома красивые и все еще крепкие, хотя построены в 1929-1938 годах. Стены толстые, кирпичные, а внутренние перекрытия деревянные. Ремонт им просто необходим, — говорит живущий в Городке чекистов Олег. — Взять хотя бы крышу. В нашем 14-м корпусе пять этажей, и во время дождя доставалось не только жителям последнего. Сосед с пятого этажа однажды не выдержал и решил проблему — починил крышу за свои деньги. А вот у нас разрушается балкон. Но восстановить его я не могу, это не так просто — нужны разные согласования. Но самое главное — старая электропроводка. Последние сорок лет ее точно никто не менял.

По словам Олега, на сайте министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области выложена программа капремонта, но «бумажный» срок (2015-2017) давно прошел. Когда он будет? Говорят, сначала сделают проект, потом его утвердят, а дальше нужно откладывать средства. Сколько потребуется и когда, не знает никто.

Дожить до «потома»

Многие объекты культурного наследия, попавшие в список Фонда капремонта Свердловской области одними из первых, теперь оказались в самом конце. Замглавы управления ЖКХ администрации Екатеринбурга Александр Брагин недавно сообщил, что дело до них дойдет лишь в 2039-2041 годах. По его словам, взносы жильцов — 9 рублей за один квадратный метр — не покрывают всех расходов на ремонт исторических сооружений. Якобы только проект работ здесь в три раза дороже обычного. В результате такие дома откладывают «на потом». Не разрушатся ли за это время памятники, неизвестно.

Читайте так же:  Пояснительная записка к проекту приказа

Ситуацию несколько раз обсуждали на самых разных уровнях, в том числе в Заксобрании Свердловской области и в гордуме Екатеринбурга. Предложение проводить ремонтные работы за счет собственников помещений поддержали немногие. Причину непопулярности инициативы, наверное, не надо объяснять. Ясно же, что платить больше остальных жильцы не захотят. Но кто тогда должен финансировать капремонт «особого» здания?

Разделение обязанностей по сохранению жилого культурного наследия — вопрос до сих пор дискуссионный. Федеральное законодательство пока не дает единого подхода к его решению. По словам экспертов-реставраторов, у собственников, безусловно, должно быть чувство ответственности за состояние своей «особой» недвижимости. Но, по их мнению, финансирование реставрационных работ должно быть поддержано государством. Региональные чиновники со специалистами солидарны.

Раз многие объекты находятся в федеральном реестре, дополнительные средства должны поступать именно из федерального или из консолидированного бюджетов, считают в министерстве энергетики и ЖКХ региона. Например, в Екатеринбурге 33 дома-памятника федерального значения, 45 — регионального, пять — муниципального. Понятно, где чья ответственность.

При этом специалисты ведомства добавляют, что проблема в отсутствии не только средств, но и опыта. Якобы далеко не каждый подрядчик сможет соответствовать всем требованиям, предъявляемым к исполнителю таких работ. К тому же придется проходить длительную процедуру согласования проектно-сметной документации, а это потеря времени и денег.

Спецы по барельефам не нужны

В то же время с утверждениями чиновников не все согласны.

— Тема надуманная. Таким образом просто хотят увеличить стоимость ремонта объектов исторического и культурного наследия, — утверждает руководитель МКУ «Екатеринбургский центр по охране и использованию исторического и культурного наследия» Леонид Генин. — У нас ведь не Москва: большинство свердловских жилых домов-памятников не обременены какими-то значительными декоративными элементами, например барельефами.

По его словам, реставрационные расценки на памятники конструктивизма, обилием которых славится столица Урала, не могут быть в три раза выше, чем на обычный ремонт. Максимум — на 30-50 процентов, а это реальная, не астрономическая сумма. Понятно, что в любом случае неизбежны дополнительные расходы и возлагать их на жильцов неправильно.

— У нас три формы охраны зданий-памятников: федеральная, региональная, муниципальная. Логично оплатить разницу бюджету того уровня, к которому относится объект. Вариантом дофинансирования могла бы стать разработка специальной региональной программы. Такие, например, уже запущены в Санкт-Петербурге и Волгограде, — сообщил «РГ» Генин.

Поскольку в Екатеринбурге из 83-х жилых домов-памятников всего пять муниципального значения, взять на себя заботу о них городу не столь уж обременительно.

[2]

Кстати, все разговоры о высокой стоимости капремонта были, по его словам, вызваны дополнительными затратами на получение лицензий для организаций. В прошлом году срок их действия у многих фирм закончился и возникла паника. Сейчас проблемы нет. К тому же, считает эксперт, как только бизнес поймет, что на рынке есть потребность в такого рода услугах, он откликнется.

Еще один вариант решения проблемы финансирования — выделение средств из регионального бюджета не в рамках специальной программы, а на плановой основе, ежегодно. Такой опыт уже есть.

Заповедник архитектуры

На статус пионера в этом плане претендует Ирбит. В 2018 году в старинном уральском городе было капитально отремонтировано шесть памятников культурного наследия. Средства — 44 миллиона рублей — из резерва выделил губернатор Евгений Куйвашев, убедившийся в плачевном состоянии двухэтажных купеческих особняков. В этом году проводится госэкспертиза и проектирование капремонта еще восьми домов, из того же источника получено 24 миллиона.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Ирбит не случайно называют заповедником купеческой архитектуры. В середине XIX века все деревянные дома в городе сгорели в сильном пожаре. С тех пор строили в основном каменные особняки. Многие были сложены без фундамента, но сейчас их обследовали и выяснили, что угрозы обрушения нет. Понятно, что 150 лет назад в домах не было электропроводки, воды, отопления, водоотведения. Конечно, сегодня без этого не обойтись, — рассказал корреспонденту «РГ» глава города Николай Юдин.

Если ремонт фасада или крыши еще можно пережить, то замену или строительство инженерных коммуникаций без отселения вытерпеть непросто. Дыры в полу и потолке, шум, пыль и грязь… По словам Юдина, на совещании у вице-губернатора Сергея Бидонько уже обсудили вопрос переселения жильцов на время ремонта. В идеале хорошо бы, конечно, все дома-памятники сделать нежилыми: отдать их музеям, детским клубам и другим бюджетным учреждениям. По одному ирбитскому дому — на Орджоникидзе, 18 — решение уже принято: здесь будет гостиница. Сейчас готовятся документы о переводе здания в разряд нежилых.

Вот только использовать опыт Ирбита в Екатеринбурге вряд ли получится: в одном лишь Городке чекистов 444 квартиры, расселить все жилые дома-памятники мегаполиса — задача нереальная. Сейчас обитателям старых домов помогают улучшить жилищные условия только риелторы: доски объявлений у подъездов пестрят объявлениями «Обмен на новостройку». Но «ленточки» с телефонами везде целы: видимо, люди все же предпочитают жить в центре города и ждать капремонта. Надеются, что хотя бы к столетию уникального жилого комплекса он состоится.

Какой ремонт правильнее производить учреждению культуры, если оно находится в здании, относящемся к памятникам культурного наследия: текущий или капитальный?

Вне зависимости от того, в каком здании, отнесенном или не отнесенном к объекту культурного наследия, находится учреждение культуры, осуществляется текущий или капитальный ремонт.

Вне зависимости от того, в каком здании, отнесенном или не отнесенном к объекту культурного наследия, находится учреждение культуры, осуществление текущего или капитального ремонта , а именно, обеспечение финансирования этих мероприятий, должно соответствовать требованиям бюджетного законодательства.

В соответствии с постановлением Госстроя России от 05.03.2004г. № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

Читайте так же:  Билайн доверенность от юридического лица

Текущий (или предупредительный) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, здания и строения, в которых обычно размещаются учреждения культуры, относятся к объектам капитального строительства.

В случаях, если вложение бюджетных средств в объекты капитального строительства (далее –ОКС) при проведении ремонта влечет увеличение за счет средств бюджета стоимости ОКС (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее — БК РФ), то такие бюджетные ассигнования должны предоставляться в порядке ст. 79 БК РФ и относится к бюджетным инвестициям.

В этом случае ремонт, влекущий за собой изменение балансовой стоимости ОКС, не может быть отнесен к текущему (предупредительному) и является капитальным, как правило, сопровождаемым реконструкцией производственных площадей.

ОКС, на которых осуществляется текущий и (или) капитальный ремонт без увеличения балансовой стоимости ОКС в результате таких работ, не подлежат проверке достоверности определения сметной стоимости ОКС при проведении капитального (и тем более текущего) ремонта (постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»), но ответственность за обоснование начальной (минимальной) цены контракта на проведение текущего или капитального ремонта ОКС возлагается на учреждение культуры, являющегося заказчиком таких работ (ч. 1 ст. 19.1 от 21.07.2005 № 94-ФЗ Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

В случаях, если учреждение культуры занимает здание, находящееся в иной форме собственности, чем имущество учреждения (например, учреждение является муниципальным и арендует здание, находящееся в государственной собственности субъекта РФ, или в частной собственности юридического лица), то осуществление капитального ремонта (реконструкции), изменяющего балансовую стоимость ОКС, не может финансироваться путем предоставления бюджетных ассигнований учреждению (автономному и бюджетному – в форме субсидии на иные цели, казенному – на осуществление функций казенного учреждения).

Обязанность по проведению капитального ремонта лежит на собственнике в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ), но если в соответствии с договором аренды, обязанность по проведению капитального ремонта, в результате которого балансовая стоимость ОКС увеличится, возложена на арендатора (учреждение культуры), то осуществление капитального ремонта (реконструкции) за счет средств бюджета должно осуществляться в порядке, установленном ч. 7 ст. 79 БК РФ в форме межбюджетных трансфертов, или, если помещение арендуется у частной компании, в порядке ст. 80 БК РФ.

Бюджетные и автономные учреждения культуры вправе осуществлять капитальный ремонт занимаемых ими помещений также за счет средств от платной и иной приносящей доход деятельности.

Так как объем и сметную стоимость проводимых работ можно определить только в каждом конкретном случае, для более точной квалификации ремонтных работ руководителю учреждения культуры стоит обратиться за консультацией к главному бухгалтеру своего учреждения.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Капитальный ремонт памятника архитектуры

11:22, 5 июля 2018

В Саратове не заключают контракты на капитальный ремонт объектов культурного наследия из-за пробела в законодательстве. Это выяснилось сегодня на открытом форуме прокуратуры области по защите прав граждан в коммунальной сфере.

На мероприятии министр строительства и ЖКХ региона Дмитрий Тепин сообщил, что есть небольшие проблемы с исполнением краткосрочной программы капремонта. Он пояснил, что пока Фонд капремонта не проводит конкурсы по домам, которые признаны объектами культурного наследия, якобы из-за запрета УФАС. По его словам, реставрационные работы из Фонда оплатить нельзя.

Руководитель Саратовского УФАС Людмила Борисова опровергла эту информацию. По ее словам, речь идет лишь о единичном случае, когда антимонопольный орган не позволил оплатить за счет средств из Фонда капремонта реставрационные работы, увидев в этом прямое нарушение законодательства.

Борисова рассказала, что к ней обратились жильцы дома №21 на улице Волжской. Граждане пожаловались на администрацию Волжского района, поскольку их дом не включили в краткосрочную программу капремонта, апеллируя запретом УФАС. Руководитель антимонопольного ведомства заверила, что они подобных решений чиновникам не выдавали.

«Гражданам было разъяснено, что никакого решения Саратовского УФАС относительно того, что какой-либо дом не должен включаться в программу капремонта, нет и быть не может. Соответственно, в связи с данным обращением от граждан мы обратились за разъяснением в администрацию. Нам пояснили, что на самом деле такая позиция занималась в связи с позицией Фонда капитального ремонта. А на сегодняшний день позиция Фонда изменилась. Она сводится к тому, что конкурсы не проводятся не потому, что было решение Саратовского УФАС, а потому что собственники этих домов, в данном случае администрация Волжского района, не разработали технические задания», — сообщила она.

Замгендиректора Фонда капремонта Наталья Плеханова заверила, что они никогда не говорили, что ФАС запрещает включать памятники архитектуры в программу капремонта. По ее словам, речь шла лишь о судебном разбирательстве, когда Фонду запретили оплачивать реставрационные работы уже после их проведения по одному из домов в Саратове.

«Вашим решением никогда Фонд не прикрывался и никогда не говорил, что на основании решения дома исключены из краткосрочной программы. Все эти дома уже были включены в программу», — заявила Плеханова.

Замруководителя Фонда капремонта добавила, что пока конкурсы по объектам культурного наследия они действительно не проводят, поскольку статьи «сохранение объекта культурного наследия» нет в перечне вида работ по капремонту. Всего таких домов в краткросрочной программе около 10%, добавила Наталья Плеханова.

Статья 42. Ремонт памятника

Комментарий к статье 42

Все зависит от того, кто является собственником этого помещения.

Если это помещение на балансе бюджетного учреждения, на него зарегистрированы вещные права собственности (или право оперативного управления), то можно осуществлять все работы и услуги согласно законодательству. То есть в этом случае бюджетное учреждение является балансодержателем.

Если бюджетное учреждение арендует помещение, то это совсем другое дело. Опять есть требования законодательства, но они ограничивают арендатора и/или устанавливают требования к обеспечению определенных мероприятий с его стороны и собственника этого помещения.

Читайте так же:  Как открыть базу отдыха

Подробно о возможности осуществления реконструкции здания арендатором и механизме оформления этого мероприятия можно прочесть в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 30, с. 10.

Что касается осуществления ремонтов, то обратите внимание на следующее.

Аренда — это договор, по которому арендатор приобретает право пользования необоротным активом за плату в течение согласованного с арендодателем срока (п. 4 разд. 1 НП(С)БУ 126).

Речь идет о пользовании объектом (зданием или сооружением). Здания и сооружения состоят из конструктивных элементов и систем инженерного оборудования. Конструктивными элементами, в свою очередь, являются проемы (окна и двери), внутренняя обработка и т. п. То есть нельзя рассматривать двери отдельно от дома (помещения). И поэтому вопрос следует рассматривать именно по отношению к целому дому (помещению).

В соответствии с требованиями ст. 18 1 Закона об аренде текущий ремонт имущества, переданного в аренду, проводится арендатором за его счет, если иное не установлено договором.

Капитальный ремонт имущества, переданного в аренду, проводится арендодателем или другим балансодержателем этого имущества за его счет, если иное не установлено договором.

Таким образом, следует четко придерживаться условий заключенного договора аренды.

Отдельно следует отметить: если арендодатель или другой балансодержатель имущества, переданного в аренду, не осуществил капитальный ремонт имущества и это препятствует его использованию в соответствии с назначением и условиями договора, арендатор имеет право:

[1]

• отремонтировать имущество, засчитав стоимость ремонта в счет арендной платы, или требовать возмещения стоимости ремонта;

• требовать расторжения договора и возмещения убытков.

Выбор, какой ремонт или улучшение имущества следует осуществлять, зависит от цели и обстоятельств, а именно: на что направлены проводимые ремонтные мероприятия — на поддержание объекта аренды в рабочем состоянии или на его улучшение.

Текущий ремонт арендованного помещения — прямая обязанность арендатора, если стороны не предусмотрели в договоре иное (ч. 1 ст. 776 ГКУ). Поэтому в общем случае арендатор несет расходы на текущий ремонт за свой счет и без получения компенсации.

Капитальный ремонт — это уже обязанность арендодателя и проводится за его счет. Опять-таки, если в договоре стороны не прописали иное (ч. 2 ст. 776 ГКУ).

От ремонта следует отличать улучшение имущества (ст. 778 ГКУ), то есть такие изменения в нем, которые улучшают его характеристики и приводят к увеличению его стоимости.

ВНИМАНИЕ!

Улучшение (реконструкцию, модернизацию) арендатор имеет право осуществить только с разрешения арендодателя (ст. 778 ГКУ). Иначе он не может требовать компенсацию от арендодателя.

В определенных случаях, предусмотренных законодательством или договором аренды, арендатор имеет право осуществить ремонт арендованного имущества, после чего требовать у арендодателя возмещения понесенных расходов (ст. 776 ГКУ).

В соответствии с Перечнем № 150 такие виды работ, как замена оконных рам, дверных полотен и подоконных досок с покраской и установкой новых приспособлений и застеклением (п.п. 2.8.1) и замена новыми оконных и дверных коробок, рам и косяков с наличниками или перевязка их с добавлением новых материалов с полной их забивкой (п.п. 2.8.2) относятся к капитальному ремонту.

ВАЖНО!

Постановлением № 406 утвержден перечень строительных работ (строительство, капитальный ремонт, улучшение), не требующих документов, дающих право на их выполнение, и после окончания которых объект не подлежит принятию в эксплуатацию.

Одной из таких работ является замена существующих заполнений оконных, балконных и дверных блоков (п. 4 постановления № 406), которая является фактически выборочным капитальным ремонтом. Выборочный капитальный ремонт осуществляют в зданиях, которые в целом находятся в удовлетворительном техническом состоянии, но отдельные конструктивные элементы сильно изношены и требуют полной или частичной замены.

В соответствии с Инструкцией № 333 установку и приобретение дверей (дверных полотен и коробок) следует проводить по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов».

Текущий ремонт проводится для того, чтобы бюджетное учреждение имело возможность использовать объект по назначению и извлекать при этом бывшие экономические выгоды.

Особенностью такого ремонта является задействование минимальных (по сравнению с капремонтом) технических средств и финансовых расходов. Другими словами, текущий ремонт — это плановое выполнение технических операций, направленных на восстановление помещения, которое не имеет серьезных нарушений.

При этом в соответствии с п.п. 1.2.8.1 Перечня № 150 ремонт и замена отдельных оконных и дверных блоков относятся к текущему ремонту.

Как видите, четкой границы между этими видами ремонта нет. Более того, ответственные лица нередко выдают одну форму ремонта за другую. И все же ряд принципиальных отличий найти можно, если рассматривать конкретные ситуации.

Например, текущий ремонт — это преимущественно мероприятия по поддержанию оборудования и конструкций здания в исправности. Капремонт может допускать полное обновление или восстановление инженерных систем, замену новыми дверными коробками и т. д., в то время как текущий предусматривает лишь частичное и поверхностное восстановление.

Поэтому окончательное решение по отнесению работ к текущему или капитальному ремонту принимает руководитель учреждения, что и определено в соответствующих нормах НП(С)БУ 121 и Методрекомендациях к нему.

Так, капитальный ремонт предусматривает наличие проектно-сметной документации, а текущий ремонт можно проводить на основании дефектных актов.

Обратите внимание на формы по передаче объекта учета в ремонт. Типовые формы, которые должны оформляться в зависимости от операции с основными средствами, утверждены приказом № 818, а именно это:

• Акт передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств;

Видео (кликните для воспроизведения).

• Акт приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств.

Источники


  1. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.

  2. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

  3. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  4. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
  5. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
Капитальный ремонт памятника архитектуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here