Как начислять амортизацию на автомобиль

Информация по теме в статье: "Как начислять амортизацию на автомобиль". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Правильный расчет амортизации автомобиля

Амортизация автомобиля, не выражаясь научными терминами, — это учет его износа выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.

При расчете амортизации автомобиля расходы на топливо не учитываются.

Зачем нужно рассчитывать амортизацию автомобиля?

  • Во-первых, это необходимо предпринимателям и юридическим лицам для подачи документации в налоговые органы. Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.
  • Во-вторых, амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или автоломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.
  • В-третьих, распространенная ситуация — когда сотрудник компании использует свой личный транспорт для выполнения своих обязанностей. В таком случае работодатель обязан учитывать не только расходы на заправку, но и амортизацию, то есть износ автомобиля. Обычно в компаниях платят 1,5-3 рубля за каждый километр пробега.

Также учитывать износ должен каждый владелец частного автомобиля, чтобы расходы на замену фильтров или масла не стали неожиданностью.

Как рассчитывается амортизация?

Расчет амортизации автомобиля — задание не столь сложное, как может показаться. Например во многих автомобильных журналах мы можем увидеть такую информацию, что каждый километр, который мы проезжаем на такой-то модели автомобиля, обходится нам в 3 рубля или 7, и это помимо расходов на заправку.

Откуда берутся эти цифры?

Если вы не обладаете специальными бухгалтерскими знаниями, то нужно просто последовательно учитывать все расходы на ваш автомобиль в течение года: расходники, тормозная жидкость, масло, замена деталей. В результате вы получите определенную сумму, например 20 тысяч. Эту сумму делите на количество пройденных километров за год и узнаете, во сколько вам обходится один километр.

Можно пойти и другим путем:

  • учитываете все расходы на прохождение плановых проверок и техосмотров;
  • смотрите по инструкции, через сколько километров вам нужно будет произвести замену всех фильтров, технологических жидкостей, тормозных колодок, поменять масло в двигателе, АКПП, ГУРе и др., учитываете стоимость проведения всех этих работ;
  • производите сложные математические расчеты — делите полученную сумму на километраж, который ваш автомобиль пройдет к тому времени, и получаете приблизительную стоимость одного километра.

Стоит отметить, что данный способ не будет очень точным, хотя бы потому, что с каждым годом ваши денежные затраты на автомобиль будут только увеличиваться. Но такой подсчет подскажет вам, какую сумму средств нужно иметь, чтобы очередная поломка не очень сильно ударила по бюджету.

Чтобы получить более точные данные, нужно не только учитывать ваши расходы на те или иные запчасти и расходники, но и:

  • возраст транспортного средства;
  • его общий пробег;
  • условия, в которых он эксплуатируется;
  • производителя (не секрет, что немецкие машины не нуждаются в столь частом ремонте, как китайские);
  • экологическая обстановка в той местности, где вы проживаете;
  • влажность климата;
  • тип региона — мегаполис, город, поселок, деревня.

В бухгалтерской литературе можно найти различные коэффициенты, которые помогут вам более точно рассчитать амортизацию транспортного средства. Например, все автомобили делятся на категории в зависимости от возраста:

  • до пяти лет;
  • от пяти до семи;
  • от семи до десяти лет.

Соответственно, чем старше транспортное средство, тем больше на него нужно расходовать средств.

Формула для расчета амортизации транспортных средств

Износ транспортного средства высчитывается в процентах. Для этого вам нужно знать:

  • показатель износа;
  • фактический пробег;
  • износ по старости;
  • фактический срок эксплуатации;
  • коэффициенты корректировки — климатические и экологические условия в той местности, где используется автомобиль;
  • тип региона.

Все эти показатели и коэффициенты можно найти в бухгалтерской литературе. Если же вы не желаете копаться во всех этих нормативных актах и постановлениях Минфина, то можно в Интернете найти онлайн-калькулятор для расчета амортизации, и просто вставить фактические данные в указанные поля.

  • автомобиль отечественного производства, который мы купили за 400 тысяч два года назад;
  • пробег за 2 года составил 40 тысяч;
  • эксплуатируется в городе с населением до миллиона человек.
  • расчетный износ — 18,4%;
  • естественный износ — 400 тысяч умножаем на 18,4% = 73600 рублей;
  • остаточная стоимость — 326400 рублей;
  • рыночная стоимость с учетом морального износа (20%) — 261120 рублей.

Также мы можем узнать во сколько нам обходится один километр пробега — 73,6 тысяч делим на 40 тысяч и получаем 1,84 рубля. Но это без учета морального износа. Если же учитывать еще и моральный износ, то получаем 3 рубля 47 копеек.

Стоит отметить, что моральный износ значительно влияет на удешевление транспортных средств. Однако, он редко применяется, либо коэффициент морального износа устанавливается на уровне единицы, то есть никак не влияет на стоимость транспортного средства.

Тут можно долго спорить с теоретиками и доказывать, что какая-нибудь Audi A3 2008 года выпуска по сравнению с новой Ладой Калиной 2013 года не только морально не устарела, но наоборот обогнала ее на несколько десятилетий.

Еще один важный момент — все приведенные выше коэффициенты являются усредненными и не учитывают множество других объективных факторов, главный из которых — мастерство водителя. Согласитесь, что на больших автотранспортных предприятиях практикуют совсем другой подход, чем на небольшой фирме по развозке булочек по городу. Тем не менее, благодаря таким расчетам вы будете приблизительно знать во сколько обойдется вам эксплуатация автомобиля. Также эти данные можно использовать при покупке автомобилей с пробегом.

Как использовать коэффициент ускорения амортизации

Все объекты (оборудование, авто и прочее) имеют свойство изнашиваться. По мере их старения из стоимости конечной продукции выполняются отчисления в амортизационный фонд. Они будут направлены на обновление объектов в дальнейшем. В некоторых случаях предпринимателю приходится применять коэффициенты ускоренной амортизации (УА). Рассмотрим все нюансы их использования.

Цели применения коэффициентов ускоренной амортизации

Главная цель УА – это ускоренное распределение стоимости активов. В дальнейшем начисления в увеличенном объеме пойдут на возмещение издержек на протяжении периода эксплуатации. Это способствует стимулированию темпов развития, а также правильному распределению трат на модернизацию. Отчисления не облагаются налоговыми выплатами.

Читайте так же:  Справка о том что не получал больничный

Ускоренная амортизация используется в отношении тех объектов, которые отличаются быстрым износом. Ускоренное устаревание делает необходимым применение специальных коэффициентов.

Виды коэффициентов

Виды коэффициентов прописаны в статье 259.3 НК РФ. В акте указано, что предприниматель может использовать коэффициенты от 1 до 3.

Коэффициент до двух

Коэффициент, не превышающий цифру 2, актуален для нижеследующих объектов:

[1]

  • Эксплуатируемые в агрессивных условиях или при увеличенной сменности.
  • Являющиеся собственностью промышленных субъектов, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства.
  • Являющиеся собственностью фирм-резидентов особой или свободной экономической зоны.
  • Отличающиеся повышенной энергетической производительностью.
  • Изготовленные на основании специального инвестиционного соглашения.

В отношении всех приведенных объектов актуален коэффициент 1-2.

Коэффициент до трех

Коэффициент, не превышающий цифру 3, актуален для этих активов:

  • Считающиеся предметом соглашения о финансовой аренде (лизинге) в том случае, если актив присутствует на балансе фирме, определяющей амортизацию. То есть этот актив не должен быть собственностью субъекта, предоставившего лизинг.
  • Применяющиеся только в рамках научно-технической деятельности.
  • Применяющиеся в рамках добычи углеродов на новом месторождении.
  • Применяющиеся в рамках водоснабжения и водоотведения.

В статье 259.3 НК РФ указано, что в отношении фондов из однородных групп используется одинаковый коэффициент. Объекты подлежат применению одинакового коэффициента даже тогда, когда на них начисляется ускоренная амортизация по нескольким критериям.

ВАЖНО! Коэффициент не выше трех может использоваться только в том случае, если амортизация начисляется методом уменьшаемого остатка. Соответствующие правила содержатся в пункте 19 ПБУ 6/01, пункте 29 ПБУ 14/2007.

Особенности расчета ускоренной амортизации

Для определения величины отчислений на амортизацию нужна эта формула:

Аг = Ог / СПИ х К.

В формуле используются эти значения:

  • Аг – размер годовых отчислений по амортизации.
  • Ог – остаточная стоимость актива на начало отчетного года.
  • СПИ – период полезной эксплуатации актива в годах.
  • К – нужный коэффициент ускорения.

Эта формула актуальна для расчета ежегодных отчислений. Однако можно определить и ежемесячные отчисления. Для этого применяется следующая формула:

Ам = Ом / СПИо х К.

В формуле применяются эти значения:

  • Ам – размер ежемесячных отчислений на амортизацию.
  • СПИо – оставшийся период полезной эксплуатации на начало месяца.
  • Ом – остаточная стоимость на начало месяца.

Как правило, бухгалтер рассчитывает амортизацию за год.

Когда ускоренная амортизация становится выгодной фирме

Когда фирма решает купить или изготовить ОС, она должна определить метод списания истраченных средств. Метод ускорения амортизации актуален в том случае, если имеется потребность в максимально быстром списании стоимости объектов.

К примеру, базовый потенциал актива применяется предпринимателем в первые годы принятия к учету. Таким активом может быть оргтехника. ПК, ноутбуки и прочие машины быстро снижаются в стоимости, хотя технические характеристики объектов остаются прежними. Ускоренная амортизация способствует списанию трат, связанных с покупкой или производством объекта ОС с учетом нагрузки на внеоборотные активы.

К СВЕДЕНИЮ! Ускоренная амортизация является одним из преимуществ финансирования по лизинговому контракту.

Ускоренная амортизация при лизинге

Ускоренная амортизация относительно предмета лизинга обеспечивает эти преимущества:

  • Снижение налога на собственность по предмету лизинга.
  • Снижение налога на прибыль во время действия контракта по лизингу.
  • Шанс выкупить объект лизинга по завершении сделки по минимальной остаточной стоимости.

Ускоренная амортизация позволяет фирме воспользоваться целым рядом преимуществ. Однако важно правильно определить ее размер.

АУ в отношении предметов лизинга регулируется ФЗ №164 «О лизинге» от 29 октября 1998 года и подпунктом 1 пункта 2 статьи 259.3 НК РФ. Эти нормативные акты дают бухгалтеру право применять ускоренную амортизацию в рамках договора о лизинге.

Однако нужно учитывать определенные ограничения. В частности, коэффициенты не используются на активы 1-3 амортизационных групп. В эти группы включаются объекты, срок полезной эксплуатации которых составляет 1-5 лет.

Расчет размера ускоренной амортизации

При использовании увеличивающего начисления значения нужно умножить норму амортизации на повышающий коэффициент.

Рассмотрим формулу ускорения амортизации:

АМу = АМ * КУА.

В формуле использованы эти значения:

  • АМу – норма УА.
  • АМ – норма амортизации, определенная на основании срока полезной эксплуатации активов.
  • КУА – коэффициент УА от 1 до 3.

Необязательно брать целые числа коэффициентов (1,2,3). Можно использовать при расчете ускоренной амортизации такие коэффициенты, как 1,5 или, к примеру, 1,63.

Расчет ускоренной амортизации на примере

По контракту лизинга покупается техника. Первоначальная стоимость ее составляет 1 миллион рублей без учета НДС. Техника относится к 4-й группе амортизации. То есть срок ее полезной эксплуатации составляет 5-7 лет. Срок лизингового контракта равен 36 месяцам.

Сначала нужно найти коэффициент, посредством которого получится списать технику за срок лизинга. Предполагается, что списание должно быть полным. Балансодержатель техники установил срок ее полезной эксплуатации в 6 лет. Значит, ежемесячная норма амортизации без учета коэффициентов равна 1,389%.

Стороны контракта решили, что будет использоваться коэффициент 2. То есть ежемесячные отчисления на амортизацию будут равны 2,778%. Техника будет полностью амортизирована в течение 3 лет, значит, коэффициент подобран правильно.

Изменим условия задачи. Срок полезной эксплуатации составляет 80 месяцев. Ежемесячная норма амортизации будет равна 1,25%. Норма амортизации с использованием КУА равна 2,775%. Коэффициент составит 2,22.

Ограничения по использованию коэффициента

Существуют определенные ограничения по использованию КУА. Использование коэффициента должно быть обосновано. Обоснованием могут выступать эти условия:

  • Актив находится в непосредственном контакте с агрессивными средами. То есть последние должны разрушать объект, влиять на срок его полезной эксплуатации.
  • Актив контактирует с токсичными, взрывоопасными и прочими агрессивными элементами. Они могут привести к аварийной ситуации и быстрой поломке техники.

Если на предприятии просто присутствует агрессивная среда, однако она никак не влияет на оборудование, коэффициент использовать нельзя.

Как начислить амортизацию основных средств организации на спецрежиме

Порядок отражения амортизации при расчете налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

УСН

Для расчета единого налога организации, применяющие упрощенку, амортизацию не начисляют. Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость приобретенных (созданных) основных средств уменьшает налоговую базу в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Об особенностях учета таких расходов см. Как учесть поступление основных средств и нематериальных активов при упрощенке . Если организация платит единый налог с доходов, такие расходы на расчет налоговой базы не влияют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Читайте так же:  Как подать на развод беременной женщине

Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ч. 1 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому в бухучете начисляйте амортизацию по основным средствам в общеустановленном порядке.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы суммы и порядок начисления амортизации не влияют. При этом организации, применяющие ЕНВД, должны вести бухучет в полном объеме (ч. 1 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

ОСНО и ЕНВД

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то она должна вести раздельный учет доходов и расходов для расчета налога на прибыль. Поэтому если объект основных средств одновременно используется в обоих видах деятельности, то амортизационные отчисления по нему нужно распределить . Такие правила устанавливает пункт 9 статьи 274 Налогового кодекса РФ.

Пример распределения амортизации по объекту основных средств, которое одновременно используется в разных видах деятельности. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма «Гермес»» в мае приобрело и ввело в эксплуатацию легковой автомобиль, который одновременно используется в обоих видах деятельности. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно методом начисления. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В бухгалтерском и налоговом учете организация применяет линейный способ амортизации. При вводе автомобиля в эксплуатацию в бухгалтерском и налоговом учете были определены одинаковые:

  • первоначальная стоимость – 288 000 руб.;
  • срок полезного использования – 4 года (48 мес.).

В бухучете годовая норма амортизации автомобиля равна:
1 : 4 г. × 100% = 25%.

Годовая сумма амортизационных отчислений составляет:
288 000 руб. × 25% = 72 000 руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна:
72 000 руб. : 12 мес. = 6000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячной амортизации автомобиля составляет:
288 000 руб. : 48 мес. = 6000 руб.

«Гермес» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Поскольку автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, начисленная по нему амортизация подлежит распределению. Сумма амортизации, начисленная по автомобилю в июне, составляет 6000 руб.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в июне, составляет:

  • по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.;
  • по розничной торговле – 650 000 руб.

Чтобы распределить в налоговом учете амортизацию между двумя видами деятельности организации, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов от реализации за июнь составляет:
1 800 000 руб. : (1 800 000 руб. + 650 000 руб.) = 0,735.

Сумма амортизации по автомобилю, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за июнь, равна:
6000 руб. × 0,735 = 4410 руб.

Сумма амортизации по автомобилю, которая относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, составляет:
6000 руб. – 4410 руб. = 1590 руб.

[2]

Поступление автомобиля и начисление амортизации по нему бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 08 Кредит 60
– 288 000 руб. – приобретен автомобиль;

Дебет 01 Кредит 60
– 288 000 руб. – отражен ввод в эксплуатацию автомобиля;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации на общей системе налогообложения» Кредит 02
– 4410 руб. – начислена амортизация автомобиля за июнь в части, относящейся к деятельности организации на общей системе налогообложения;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации, облагаемой ЕНВД» Кредит 02
– 1590 руб. – начислена амортизация автомобиля за июнь в части, относящейся к деятельности организации на ЕНВД.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении операций по начислению амортизации по объекту недвижимости, построенному хозспособом. Для строительства объекта был привлечен банковский кредит. После ввода недвижимости в эксплуатацию организация начала вести деятельность, облагаемую ЕНВД, в которой также стала использовать построенное имущество

ООО «Торговая фирма «Гермес»» занимается оптовой торговлей и применяет общую систему налогообложения.

В 2013 году «Гермес» собственными силами построил здание – торговый центр. В сентябре 2013 года здание введено в эксплуатацию. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно методом начисления.

Для строительства «Гермес» взял банковский кредит, проценты по которому составили 3 000 000 руб. В бухучете эта сумма была включена в первоначальную стоимость здания (п. 9 и 12 ПБУ 15/2008). В налоговом учете бухгалтер признал проценты по кредиту в составе внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). В результате первоначальная стоимость здания составила:

  • в бухучете – 140 000 000 руб.;
  • в налоговом учете – 137 000 000 руб.

Поскольку проценты по банковскому кредиту в налоговом учете списываются единовременно, а в бухучете – по мере начисления амортизации, возникают временные разницы и отложенное налоговое обязательство (п. 15 ПБУ 18/02).

В 2013 году формирование первоначальной стоимости и ввод здания в эксплуатацию бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 08-3 Кредит 10 (23, 25, 26, 60, 70, 76. )
– 140 000 000 руб. – отражены затраты, связанные со строительством здания (в т. ч. проценты по банковскому кредиту);

Дебет 01 Кредит 08-3
– 140 000 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию построенное хозспособом здание по первоначальной стоимости;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
– 600 000 руб. (3 000 000 руб. × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство из-за различий в порядке отражения процентов по банковскому кредиту при формировании первоначальной стоимости здания в бухгалтерском и налоговом учете (по ставке налога на прибыль, действующей на отчетную дату).

С октября 2013 года бухгалтер начал начислять амортизацию линейным способом (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете).

Годовая сумма амортизации составила:

  • в бухучете – 4 000 000 руб.;
  • в налоговом учете – 3 914 286 руб.

Следовательно, в октябре–декабре 2013 года в бухучете начислялась амортизация в размере 333 333 руб., а в налоговом учете – 326 191 руб. При этом происходит погашение отложенного налогового обязательства, образовавшегося при формировании первоначальной стоимости.

В октябре–декабре 2013 года бухгалтер составил следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 02
– 333 333 руб. – начислена амортизация по зданию;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 1428 руб. ((333 333 руб. – 326 191 руб.) × 20%) – погашена часть отложенного налогового обязательства.

С 1 января 2014 года «Гермес» начал вести еще один вид деятельности (сдача в аренду торговых мест), который переведен на ЕНВД. Построенное здание организация стала использовать одновременно в двух видах деятельности – облагаемой ЕНВД и облагаемой налогами по общей системе. В связи с этим бухгалтер стал распределять суммы начисленной амортизации.

Чтобы распределить амортизацию между двумя видами деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов за январь 2014 года.

Доля доходов от оптовой торговли составила 2 процента.

Амортизацию между двумя видами деятельности «Гермеса» за январь 2014 года бухгалтер распределил следующим образом:

В целях ведения раздельного учета амортизации (и других затрат) к счету 44 бухгалтер открыл два субсчета:

  • «Расходы по деятельности организации на общей системе налогообложения»;
  • «Расходы по деятельности организации, облагаемой ЕНВД».

В январе 2014 года в бухучете сделаны следующие проводки:

Дебет 44 субсчет «Расходы по деятельности организации на общей системе налогообложения» Кредит 02
– 6667 руб. – начислена амортизация по зданию за январь в части, относящейся к деятельности организации на общей системе налогообложения;

Дебет 44 субсчет «Расходы по деятельности организации, облагаемой ЕНВД» Кредит 02
– 326 666 руб. – начислена амортизация по зданию за январь в части, относящейся к деятельности организации на ЕНВД;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 29 руб. ((6667 руб. – 6524 руб.) × 20%) – погашена часть отложенного налогового обязательства (по ставке налога на прибыль, действующей на отчетную дату).

Отложенное налоговое обязательство погашается только при начислении амортизации, относящейся к деятельности организации на общей системе налогообложения. Это связано с тем, что на деятельность, облагаемую ЕНВД, ПБУ 18/02 не распространяется (п. 1 ПБУ 18/02). Вместе с тем, организация, совмещающая ЕНВД с общей системой налогообложения, должна вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому часть начисленного отложенного налогового обязательства, относящуюся к деятельности на ЕНВД, бухгалтер списал на счет 99.

Дебет 77 Кредит 99
– 1400 руб. ((326 666 руб. – 319 667 руб.) × 20%) – списана часть отложенного налогового обязательства по амортизации, относящейся к деятельности на ЕНВД.

Амортизационные отчисления по автотранспортным средствам

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 2

Читайте так же:  Как отражается выходное пособие в 6 ндфл

Амортизационные отчисления — один из видов расходов, присутствующих в бюджете многих транспортных предприятий и малых перевозчиков. В начислении амортизации в бухгалтерском учете и налогообложении много общего, но есть и различия, вынуждающие считать налоговую амортизацию в отдельном регистре. В одной статье сказать все об амортизации невозможно, поэтому в предлагаемом читателю материале акцентировано внимание на наиболее существенных моментах, которые следует учесть бухгалтеру транспортной компании.

Бухгалтерский учет амортизации

Стоимость транспортных средств, являющихся объектами основных средств, погашается в бухгалтерском учете посредством начисления амортизации (п. 52 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте ). При линейном способе сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств ). В бухгалтерском учете организация автотранспорта самостоятельно определяет срок полезного использования (п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), исходя из:

  • ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока действия заключенного договора аренды или договора лизинга).

Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Нормами п. 59 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте предусмотрено, что сроки службы для начисления амортизации в бухгалтерском учете по основным средствам, приобретенным после 1 января 2002 г., могут устанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы . Несмотря на то что этот документ устанавливает сроки полезного использования в целях налогообложения прибыли, п. 1 документа определено, что он может применяться в целях бухгалтерского учета, что подтверждают положения отраслевой Инструкции.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Использование налоговой Классификации в целях бухгалтерского учета позволяет сблизить сроки полезного использования для начисления бухгалтерской и налоговой амортизации, однако результаты амортизационных отчислений нередко различны, поскольку на исчисление амортизации влияет не только срок полезного использования. Другим, не менее важным показателем, исходя из которого производятся амортизационные отчисления, является первоначальная стоимость, которая в бухгалтерском и налоговом учете может быть различна. Кроме этого, в налоговом учете в отличие от бухгалтерского предусмотрена возможность единовременного списания части стоимости объекта ОС (амортизационная премия).

Вернемся к сроку полезного использования ОС. Данные об этом показателе обобщим в таблице на примере ТС, используемых для перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам.

Как видим, амортизационных групп немного, но разброс сроков полезного использования автомобилей разного класса и предназначения значительный — от трех лет (в третьей группе) до десяти (в пятой группе). Организация в качестве ориентира выбирает амортизационную группу, а внутри этой группы бухгалтер вправе сам установить срок использования, учитывая ожидаемый износ, а также нормативно-правовые и иные ограничения использования транспортного средства (при наличии подобных ограничений).

Читайте так же:  В каком году началась приватизация жилья

Ситуация 1. Транспортная компания приобрела грузовой автомобиль грузоподъемностью 4 т. По Классификации основных средств авто относится к четвертой амортизационной группе (срок полезного использования от пяти до семи лет). Учитывая предполагаемую эксплуатацию в нормальном режиме, бухгалтер установил срок полезного использования, равный шести годам.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления. Как правило, организации в силу простоты и удобства применяют линейный способ начисления амортизации. По общему правилу амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию ТС и включения его в состав объектов основных средств.

Ситуация 2. Грузовой автомобиль введен в эксплуатацию и принят на учет в качестве объекта ОС в марте 2010 г. Первоначальная стоимость автомобиля — 771 429 руб. Срок полезного использования — шесть лет (72 мес.). Организация использует линейный метод. Ежемесячная норма амортизации в апреле 2010 г. составит 10 714 руб. (771 429 руб. / 72).

По объектам основных средств, используемым в организации с сезонным характером деятельности, годовая сумма амортизационных отчислений может начисляться равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Ситуация 3. Транспортная организация занимается перевозками грузов девять месяцев в году. Годовая сумма амортизационных отчислений по грузовому автомобилю составляет 128 572 руб. (771 429 руб. / 6). Эта сумма начисляется равномерно в течение девяти месяцев работы транспортной компании в сфере грузовых перевозок в отчетном году.

В рассмотренных примерах речь шла о применении линейного способа начисления амортизации. Для расширения кругозора скажем несколько слов о нетрадиционном способе начисления амортизации, который может опробовать транспортная компания. При начислении амортизации пропорционально объему услуг сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема услуг в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема услуг за весь срок полезного использования автомобиля.

Ситуация 4. Грузовой автомобиль, первоначальная стоимость которого 771 429 руб., имеет предполагаемый пробег 1 млн км. В отчетном месяце пробег должен составить 30 тыс. км. Сумма амортизации исходя из соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого пробега составит 23 143 руб. (771 429 руб. x 30 тыс. км / 1000 тыс. км).

Рассмотренные примеры лишний раз подтверждают, что начисление амортизации в бухгалтерском учете не вызывает особых затруднений у бухгалтера, если правильно выбраны исходные данные для расчета амортизации по транспортным средствам.

Налоговый учет амортизации

При расчете амортизации в целях налогообложения бухгалтеру целесообразно использовать налоговый регистр, так как правила налогообложения амортизируемого имущества порой отличаются от правил бухгалтерского учета основных средств. При этом по амортизируемому имуществу стоит вести не один регистр (он может быть достаточно громоздким), а целую группу (в них можно разбить информацию на несколько блоков, наглядных и удобных для практической работы). Для заполнения регистров по амортизируемому имуществу воспользуемся следующей информацией.

Предприятие транспорта 28 декабря 2009 г. ввело в эксплуатацию грузовой автомобиль. Первоначальная стоимость данного имущества для налогового учета составляет 771 429 руб., срок полезного использования — шесть лет (72 мес.), амортизация начисляется линейным методом без применения повышающих коэффициентов. Суммы начисленной амортизации включаются в состав прямых расходов в полном объеме (100%). В учетной политике для целей налогообложения прописано, что в налоговом учете применяется амортизационная премия в размере 30% первоначальной стоимости объектов. Приведем основные регистры, используемые в начислении налоговой амортизации.

1. Регистр сведений об амортизируемом имуществе, включающий следующие разделы:

Общие данные об амортизируемом имуществе

Расчет амортизационной премии

Включение амортизации в состав налоговых расходов

Изменение первоначальной стоимости имущества

2. Регистр начисления амортизации имущества.

Поясним информацию, приведенную в указанных регистрах. В частности, амортизационная премия по объекту будет равна 231 429 руб. (771 429 руб. x 30%). Налоговая стоимость после вычета премии составит 540 000 руб. (771 429 — 231 429). Сумма ежемесячной амортизации по грузовому автомобилю — 7500 руб. (540 000 / 72). Через три года эксплуатации сумма накопленной амортизации составила 270 000 руб., оставшийся срок полезного использования — 36 месяцев.

Предположим, что через три года эксплуатации принято решение продать грузовой автомобиль по цене 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.). Расходы, связанные с реализацией, включают только остаточную стоимость, которая выше цены продажи имущества. Тогда нам потребуется еще один налоговый регистр, в котором будет реализовано специальное правило учета убытка, прописанное в п. 3 ст. 268 НК РФ.

3. Регистр по учету доходов и расходов от реализации имущества

На момент реализации грузового автомобиля его остаточная стоимость составит 270 000 руб., а сумма убытка от продажи — 70 000 руб. (236 000 — 36 000 — 270 000). Этот убыток будет учтен равными ежемесячными долями в течение оставшихся 36 месяцев, начиная с января 2013 г. и заканчивая декабрем 2015 г. Размер ежемесячного переносимого убытка составит 1944 руб. (70 000 руб. / 36), при этом за 2013 г. предприятие в совокупности учтет 23 333 руб. убытка, за 2014 г. — 23 333 руб., за следующий 2015 г. — оставшуюся часть убытка (23 334 руб.). Обращаем внимание: приведенные расчеты строятся исходя из предположения, что за время эксплуатации налоговая стоимость линии розлива не менялась, также остались без изменений нормы п. 3 ст. 268 НК РФ об учете убытка, образующегося при реализации амортизируемого имущества.

В примерах рассмотрены самостоятельные налоговые регистры по расчету амортизации, так как бухгалтерские регистры под налоговый учет переделать непросто. При этом самостоятельные налоговые регистры можно вести непосредственно в бухгалтерской программе (кстати, во многих программах предусматривается такая возможность, но не всегда реализуется на должном уровне). Можно пойти по другому пути и использовать отчетные формы бухгалтерской программы, но вести регистры в отдельном табличном редакторе (проще говоря, в таблице базы данных). Выбор за бухгалтером.

В статье приведен сравнительный обзор правил начисления амортизации по транспортным средствам в бухгалтерском и налоговом учете. Надеемся, что это поможет бухгалтеру проверить правильность порядка начисления амортизации у себя на предприятии.

Читайте так же:  Статус земли садоводство что это значит

Амортизация автомобиля

Любая техника со временем изнашивается и требует ремонта. Благодаря точному расчету амортизации можно учитывать износ техники и переносить стоимость ремонта на конечную продукцию. Говоря простым языком, затраты которые идут на поддержание основных средств в рабочем состоянии, являются одним из факторов ценоформирования.

Если речь идет об автотранспорте, используемом для выполнения тех или иных задач, то собственники учитывают его износ. Например, если вы покупаете проездной билет на метро или заказываете доставку груза автотранспортом, то в стоимость данной услуги входят ремонт и обслуживание транспортных средств.

Предприниматели рассчитывают, во сколько им обходится содержание транспорта и от этого отталкиваются, устанавливая цену своих услуг.

Расчет амортизации автомобиля

Мы уже писали на нашем сайте Vodi.su о том, как правильно рассчитать амортизацию автомобиля. Ничего особо сложного здесь нет, особенно если мы говорим о транспортном средстве, находящемся в частном владении. Вам достаточно учитывать все свои расходы на покупку расходников, замену масла, замену деталей и узлов в течение года, а затем просто делите полученную сумму на километраж. Таким образом вы получите окончательный результат — стоимость одного километра пробега.

Значительно сложнее рассчитывать амортизацию на больших автотранспортных предприятиях. Здесь, как правило, каждый водитель ведет особый журнал, куда записывает все непредвиденные расходы: замену лампочек, установку новых фильтров и так далее. Но есть еще и бухгалтерский отдел, сотрудники которого указывают все эти расходы, как издержки производства, соответственно они не облагаются налогами.

Есть также и усредненный подход. Можно найти специальные справочники, в которых содержится информация о разных моделях авто и их балансовой стоимости. Балансовая стоимость зависит от возраста транспортного средства и его естественного износа. Полученную сумму делят на количество месяцев, в течение которых машина использовалась и получают усредненный показатель амортизации в месяц.

Понятно, что такой подход не учитывает массу нюансов, главный из которых мастерство водителя. Уже давно замечено, что на тех автотранспортных предприятиях, где наблюдается большая текучесть кадров, транспортные средства чаще нуждаются в ремонте, поскольку водители не заинтересованы в том, чтобы уделять свое время надлежащему уходу.

Если же конкретный водитель прикреплен к конкретному автомобилю, то от этого будет во многом зависеть продуктивность его труда, соответственно он не поленится лишний раз проверить уровень масла или заряд аккумулятора.

Способы начисления амортизации

На сегодняшний день используется несколько основных способов начисления амортизации:

  • линейный;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • списание средств пропорционально объемам выполненных работ;
  • ускоренный метод.

Линейный метод считается самым простым. Высчитать сумму амортизации можно по простой формуле.

Приведем простой пример:

  • вы купили автомобиль за 400 тысяч для нужд предприятия;
  • срок его службы составляет 10 лет;
  • 400 тысяч делим на 10 лет, получаем 40 тысяч.

То есть ежегодно стоимость вашего автомобиля будет снижаться на 40 тысяч рублей. Понятно, что через 10 лет по этой схеме стоимость автомобиля должна равняться нулю, однако если вы захотите его продать, то цену можно назначить в зависимости от технического состояния, просто за 10 лет ваша фирма полностью компенсирует свои затраты на приобретение автомобиля.

Все остальные способы являются нелинейными. При расчете амортизации основных средств учитываются различные факторы, типа коэффициент ускорения или нормы износа. Все эти формулы и коэффициенты постоянно претерпевают изменений, их можно найти в многочисленной бухгалтерской литературе и периодических изданиях.

Ускоренная амортизация автомобилей

Ускоренная амортизация автомобилей, и вообще любой техники специального назначения, очень повлияла на популяризацию такого способа приобретения транспортных средств, как лизинг. Мы уже вкратце писали на нашем портале Vodi.su о том, что такое лизинг и почему он выгоднее, чем автокредит.

Если говорить о приобретении автомобиля частным лицом в лизинг, то выгода минимальная, а вот для юридических лиц и предпринимателей он выгоден по ряду причин:

  • ускоренная амортизация — обычно высчитывается по коэффициенту 3, то есть приходится отчислять меньшие суммы по налогу на имущество и прибыль;
  • выкупить автомобиль можно по сниженной остаточной стоимости;
  • риски с обесцениванием имущества сведены к минимуму.

Возьмите любой пример: небольшая фирмочка заключает договор лизинга подъемного крана или фургона для доставки хлеба в пределах города. Балансовая стоимость снижается в три раза быстрее, чем если бы вы брали технику в кредит или покупали за свои деньги. Через несколько лет вы можете заплатить за транспортное средство в несколько раз меньше, чтобы окончательно выкупить его.

[3]

Важный момент — пока вы пользуетесь транспортным средством на условиях договора, оно не находится на балансе вашей компании. Ну а когда вы его выкупите по остаточной стоимости, которая может составлять от 75 до 25 процентов от начальной, то именно эту сумму и будете указывать в декларации, соответственно и налог на имущество будет более низким.

Когда амортизацию не нужно начислять?

В законодательстве упоминается ряд случаев, когда амортизацию начислять не нужно. Прежде всего, это относится к ремонту или модификации — прекращение начисления амортизации сроком до года. Также, если вы передаете транспортное средство в безвозмездное пользование на условиях договора — начисление амортизации прекращается.

Видео (кликните для воспроизведения).

Допускается также, что транспортное средство отправляют на консервацию на срок до трех месяцев. Так, например, поступают во многих сельскохозяйственных предприятиях.

Источники


  1. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.

  2. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  3. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
  4. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  5. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.
Как начислять амортизацию на автомобиль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here