Государственная трудовая инспекция — функции и полномочия

Информация по теме в статье: "Государственная трудовая инспекция — функции и полномочия". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

Информация об изменениях:

Статья 356 изменена с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 393-ФЗ

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 356 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 356 ТК РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

Информация об изменениях:

абзац седьмой утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

[1]

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

См. Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 3 сентября 2014 г. N 603н

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

См. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 7 ноября 2011 г. N 1325н

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

[2]

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Трудовая инспекция и ее функции.

Основные понятия

Трудовая инспекция – орган, в основные функции которого входит осуществление контроля за соблюдением прав и обязанностей участников трудовых отношений, а также регулирование спорных вопросов, возникающих между ними в процессе выполнения установленных трудовым договором обязанностей. Государственная инспекция труда (ГИТ) наряду с судебными инстанциями представляет собой основной орган по защите прав работников. Структурно она относится к Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), а в осуществлении своих функций руководствуется положениями ТК РФ, федеральных законов в области трудового права и Положениями об инспекции труда.

Читайте так же:  Где оплатить госпошлину за смену фамилии

Функции трудовой инспекции

В соответствии с действующей нормативной базой в области регулирования трудовых отношений ГИТ наделена рядом следующих полномочий:
• контроль исполнения работодателем норм трудового права, выявление фактов его нарушения, выдача предписаний по устранению установленных недочетов;
• рассмотрение входящих в компетенцию ГИТ дел об административных правонарушениях, наложение штрафов на работодателя в случае выявления несоблюдения им трудового законодательства;
• временная приостановка деятельности учреждения при установлении факта нарушений трудовых прав сотрудников;
• расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
• подготовка материалов для суда и правоохранительных органов в целях привлечения к ответственности работодателя по факту нарушений трудового законодательства, оповещение органов власти об их свершении.

Помимо этого, в обязанности ГИТ входит осуществление следующих функций:
• контроль органов опеки и попечительства, а также организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность несовершеннолетние и недееспособные, либо ограниченно дееспособные лица;
• урегулирование коллективных трудовых споров в организациях, относящихся к государственной собственности;
• контроль обеспечения в организации условий безопасности труда, соответствующих нормам действующего законодательства;
• оценка соблюдения работодателем требований охраны труда.
В обязанности органов ГИТ также входит предоставление юридических консультаций гражданам и участие в судебных заседаниях в качестве специалиста по трудовым вопросам.

Формы реализации основных функций трудовой инспекции

При осуществлении вышеперечисленных функций и задач трудовая инспекция уполномочена проводить камеральные или выездные проверки. Камеральные (документальные) проверки обычно предшествуют выездным – целью их проведения является установление фактов нарушений трудовых прав сотрудников учреждения. Осуществление выездных проверок считается целесообразным при наличии веских оснований полагать, что в организации такие прецеденты действительно имели место и требуют урегулирования. Выездные проверки проводятся в случаях, когда документальный контроль не дает возможности составить полную картину для оценки фактов соблюдения/несоблюдения работодателем трудовых прав работников.
Плановые проверки ГИТ не могут осуществляться чаще, чем раз в три года. Правительством установлен перечень организаций, которых это правило не касается – образовательных, медицинских, социальных учреждений, сферы тепло-, электро- и энергоснабжения.
В случаях ущемления работодателем прав работника, последний вправе обратиться за их защитой как в органы трудовой инспекции, так и в судебные органы по месту нахождения организации. Жалобы граждан в ГИТ являются законным поводом для осуществления внеплановых проверок.

Адрес трудовой инспекции в Екатеринбурге: улица Мельковская, дом 12.

Возможно вам будет интересно:

Если вам нужна более подробная консультация, то вы можете обратиться к нашему юристу по трудовым вопросам.

Записаться на консультацию

Охрана труда горячая линия. Государственная трудовая инспекция — функции и полномочия

Домодедовская 0.76 км

Рубрики
Органы государственного надзора

Фотографии компании из Foursquare

Отзывы о Государственная Инспекция Труда в г. Москве Приемная

жалоба,на кампанию Роскомстрой недвижимость,ГСК-1,ГК Роскомстрой недвижимость. 123001 г.Москва,ул. Садовая-Кудринская8.e-mail: www.roscomrealty.ru Многочисленные нарушения трудового законодательства,нелегально без соблюдения ТК,набирают персонал,незаконно работает их департамент энергетики Илясов Андрей Дмитриевич уходят от налогов не платят зарплаты

отзыв полезен? / 0

Пожалуйста, помогите разобраться. 1. Подали иск в суд о взыскании задолженности по зарплате. 2. Иск удовлетворен. Первой инстанцией 3. Решение не вступило в силу 3. Ответчик подает заявление в вестник госрегистрац. О добровольной ликвидации 4. Отправлено требование кредитора (ответчику) о включении в промежуточный баланс 5. Два месяца проходит рассмотрение дела в апелляц. Инстанцией решение оставлено в силе 5. В промежуточный баланс не включены. 7. Что делать дальше? Возможно ли получить деньги?

Доброго временги суток! Я работаю год в «Православном узорье» церковно-прикладная мастерская. В данный момент находясь на больничном, мне звонит директор и говорит, что будет по выздоровлению меня увольнять, задаю вопрос: — За что? Вы болеете, отпрашиваетесь, предприятие не может простаивать. Все мои отлучки с работы сопрягались с отработкой времени заранее или после, с согласованиея директора. Сейчас уже ходит на обучение девушка, я нахожусь на больничном, что в этой ситуации делать? На руках трудового соглашения нет, запись в трудовой книжке некоректна, по форме 2 НДФЛ з. П. В г. Щербинка 8.100. Я вдова, есть дочь 12 лет. Работодатель принуждает к увольнению, после выхода с больничного сразу будет менять форму оплаты труда, с оклада на сделку. Законно ли это? Помогите.

Добрый вечер, 2-е мая это праздничный день или рабочий? В школе ГБОУ 2114 говорят, что рабочий! Спасибо.

Я работала в глобэл стаф плюс с 27 сентября до 20 октября я заболела по ихой вине мне пришлось уехать я ни аванса ничего ни получила подала на расчет и расчета до ситхпор нет а сколько людей они кинули они ни плотят

Как государственная трудовая инспекция может помочь добиться справедливости? Как обратиться в этот орган с жалобой, каким правилам необходимо следовать при написании такого документа? Обсудим подробно ниже.

К сожалению, нарушение каких-либо прав работников, отказ со стороны работодателя в предоставлении выплат и отпусков, гарантированных законом – не редкость в нашей стране. Задача такого органа исполнительной власти, как федеральная инспекция труда (ИТ), заключается в осуществлении контроля и надзора за подобными ситуациями, не выходя за рамки трудового законодательства.

ИТ находится в подчинении Роструда – уполномоченного федерального органа. При этом на местах контроль осуществляется государственной инспекцией территориального значения.

Трудовая инспекция РФ располагает следующими полномочиями:

  • Проведение проверки и регистрация ее результатов в акте;
  • Выдача письменного предписания с установлением определенных сроков, дабы успеть устранить нарушения;
  • Составление протокола об административном правонарушении в случае неисполнения;
  • Подготовка ряда необходимой документации для привлечения к ответственности виновных по всей строгости закона.
Читайте так же:  Банкротство пенсионера судебная практика

В каких случаях и как составить жалобу в трудовую инспекцию?

Обращение в трудовую инспекцию можно подавать при любом нарушении прав работающих граждан РФ, включая неразрешенные споры, в которых имели место вопросы оплаты труда и выплаты нанимателем различного рода пособий, гарантированных законом. Также можно написать жалобу в трудовую инспекцию онлайн, не найдя консенсуса с работодателем относительно режима труда и отдыха, отпусков, продолжительности рабочего времени и перерывов в работе, а также по другим спорам, зарождающимися в отношениях работник-работодатель.

Согласно нормам действующего законодательства, общего образца обращения в трудовую инспекцию как такового не существует, поэтому такого рода жалобы, как правило, пишутся в свободной форме.

  1. Передаваемая информация должна быть краткой, точной и обязательно достоверной. Перепроверьте все данные, отражая исключительно объективное положение вещей, а не сугубо субъективное отношение гражданина к ситуации. Сжатый и лаконичный текст должен включать лишь те факты, которые сформируют адекватную оценку случившегося;
  2. Конечно же, при написании такого рода документов необходимо соблюдать правила русского языка, орфографии и синтаксиса. Разумеется, в случае допуска ошибки ваше обращение рассмотрят все равно, тем не менее, деловая переписка невозможна без грамотного и структурированного изложения текста;
  3. Указание своего имени и контактных данных обязательно в обращении. Анонимные жалобы не рассматриваются, а контактная информация необходима для дальнейшей связи с вами и отправления ответа на ваше обращение.

Обращение в трудовую инспекцию — образец

Вам в помощь приведем пример написания обращения:

Государственная инспекция труда

г. Москва, ул. Ватутина, д.15

от Волощук Андрея Игоревича

г. Москва, ул. Жукова, д.22, кв.16

контактный телефон: 25-14-17

С 2009 года по сегодняшний день я, Волощук Андрей Игоревич, работаю строителем в ООО «Быстро Дом», которое находится по адресу: город Москва, улица Металлургов, дом 17. С мая 2012 года по настоящее время мне отказывают предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, аргументируя это отсутствием человека для замены меня на время отпуска. Я несколько раз писал заявление на отпуск, однако сотрудник отдела кадров отказывался принимать такие заявления.

Когда я получил очередной отказ 12 июля 2015 года, написал жалобу, адресовав ее генеральному директору общества Гусаковскому Николаю Григорьевичу. Референт в приемной директора заявление принял, однако не дал согласие зафиксировать факт его принятия на моей копии обращения. Ответ на жалобу я так и не получил.

Я решил поговорить с директором предприятия лично и записался на встречу 14 августа 2015 года. В процессе данной встречи Гусаковский Н.Г. напрямую указал мне, что отпуск мне не предоставят, а если у меня в планах спорить, то заявление на увольнение могу сразу писать.

В связи с вышеизложенным

Видео (кликните для воспроизведения).

взять под контроль данный факт и наказать виновных лиц;

реализовать мое право на оплачиваемый отпуск.

Как подать жалобу на работодателя в трудовую инспекцию

В трудовую инспекцию написать обращение несложно.

Сделать это можно тремя способами:

  • собственноручно;
  • с помощью Почты России;
  • через официальный сайт Государственной инспекции труда.

Теперь рассмотрим каждый из способов более детально.

Первый случай в общих чертах понятен. Изложив суть жалобы на бумаге (помните, что все обращения необходимо составлять в двух экземплярах), доставьте ее в инспекцию (на своем экземпляре не забудьте проставить дату подачи претензии, а также подпись и Ф.И.О. принявшего ее лица), а потом остается только ждать ответ на свою жалобу. Напомним, что в обращении недостаточно написать адрес для направления ответа – укажите также ваш номер телефона для связи с вами в случае возникновения необходимости уточнений или дополнительных вопросов.

Отправка претензии Почтой России схожа с личной доставкой жалобы. Пишите обращение, далее идете на почту и отправляете один экземпляр жалобы заказным письмом с уведомлением, а второй оставляете у себя. Вернувшееся уведомление – доказательство получения отправленного вами письма, на котором есть подпись принявшего его лица. Кроме этого, сохранив данную квитанцию об отправке, вы подтвердите факт отправки до возвращения уведомления.

Oбращение в трудовую инспекцию образец

В наше время самым простым способом пожаловаться на нечестного работодателя является отправка обращения в ИТ через сеть Интернет. Для этого зайдите на официальный сайт Онлайнинспекция.рф . На сайте выберите вкладку «Онлайн приемная», а затем и тему своей претензии (в вашем распоряжении будет выпадающий список, который содержит все самые распространенные проблемы). Если не сможете найти тему своего обращения, выберите вкладку с «Иными вопросами». Перейдя по ссылке, выберите функцию «Отправить заявление».

Для подачи претензии вам придется пройти небольшое анкетирование, указав всю необходимую контактную информацию. После внесения персональных данных понадобятся сведения о предприятии-работодателе, среди них ИНН и ОГРН организации, имя и должность руководителя, а также потребуется указать, как называется ваша должность.

Лишь после этой процедуры можно будет перейти непосредственно к изложению сути проблемы. Для подтверждения ситуации разрешается к письму прикреплять различного рода файлы (к примеру, отсканированные копии трудового договора и др.).

При направлении своего обращения (независимо от того, каким образом вы это делаете), не следует ждать молниеносного ответа. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предполагает направление ответа гражданину на его претензию в срок до 30-ти календарных дней с момента ее поступления в ту или иную инстанцию.

Что проверяет трудовая инспекция по жалобе?

ИТ имеет право проверить всю документацию, которая регламентирует отношения между сотрудником и работодателем.

На предприятии обязательно должны вестись такие локальные нормативно-правовые документы, как штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, положение о защите персональных данных работников (и обязательство о неразглашении персональной информации сотрудников), положение об оплате труда. Все они будут проверены инспекцией. Проверят и факты, что ни один работник не должен выполнять свои должностные обязанности, предварительно не подписав трудовой договор, а приказы относительно личного состава должны фиксировать все движения кадров.

Читайте так же:  Химчистка и прачечная как бизнес

3.Федеральная инспекция труда, принципы деятельности и задачи ее органов. Полномочия органов федеральной инспекции труда и основные права и обязанности государственных инспекторов труда

В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти (федеральной службы по труду и занятости (далее — Роструд)), уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В настоящее время Федеральная инспекция труда находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. Руководитель Роструда (руководитель инспекции) является главным государственным инспектором труда Российской Федерации и назначается на должность и освобождается от неё Правительством РФ (ст. 354 ТК РФ).

Нормативной основой деятельности государственной инспекции труда в Ивановской области (далее – инспекция) является Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 28.12.2009 N 399 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости — Государственной инспекции труда в Ивановской области».

Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность Министром здравоохранения и социального развития РФ по представлению руководителя Роструда по согласованию с высшим должностным лицом Ивановской области и полномочным представителем Президента РФ в ЦФО.

При осуществлении контрольно-надзорной деятельности Федеральная инспекция труда руководствуется постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности субъектов контрольно-надзорной деятельности и их права, предмет деятельности, порядок проведения проверок и т.д.

Принципы деятельности федеральной инспекции труда установлены в ст. 355 ТК РФ:

Принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина основывается на положениях ст. 18 Конституции РФ о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. В РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина является основным содержанием деятельности федеральной инспекции труда.

В соответствии с общеправовым принципом законности федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Оценка действий подконтрольных лиц и работников осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда исключительно с точки зрения соблюдения ими требований законодательства.

Объективность как принцип деятельности федеральной инспекции труда непосредственно связан с принципом законности и призван исключить предвзятое отношение и к работодателю, и к работнику. Действия контролируемых работодателей и работников рассматриваются в соответствии с объективным критерием (соответствие их требованиям законодательства) при учете конкретных обстоятельств, в которых данные действия совершены.

Независимость федеральной инспекции труда обеспечивается, с одной стороны, включением ее в структуру органов исполнительной власти (независимость от работодателей) и, с другой стороны, установлением таких условий работы, которые обеспечивали бы стабильность занятия инспекторами труда соответствующей должности и делали их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния. При осуществлении своих полномочий должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, независимы от государственных органов и руководствуются только законом.

Гласность как принцип деятельности федеральной инспекции труда предполагает доведение информации о результатах проверок соблюдения законодательства о труде до сведения общественности, распространение данных о наиболее эффективных способах исполнения требований законодательства. Информация о проведенных проверках доводится до сведения работодателя, деятельность которого оценивалась в ходе проверки, лица, явившегося инициатором проведения проверки, и соответствующих государственных органов.

Полномочия (их много) указаны в ст. 356 ТК РФ. К примеру, данный орган:

1. Осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях;

2. Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3. Проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

Основные права инспекторов труда указаны в ст. 357 ТК РФ:

1. В порядке, установленном ФЗ и иными НПА, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

3. Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном ФЗ и иными НПА, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

4. Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

5. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

Читайте так же:  Правила получения временной регистрации

6. Направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

7. Предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Обязанности указаны в ст. 358 ТК РФ:

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Полномочия государственной инспекции труда

Как уже отмечалось, государственная инспекция труда входит в Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность государственной инспекции труда, является Конвенция МОТ N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле. На деятельность государственной инспекции труда распространяется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора» от 14 июля 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями). Естественно, в своей деятельности государственный инспектор труда руководствуется положениями ТК РФ.

В п. 2 ст. 12 названной Конвенции говорится о том, что в случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. В то же время в п. 1 ст. 13 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» должностным лицам юридического лица и (или) представителям юридического лица и индивидуального предпринимателя гарантируется право непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Данным правом представители работодателя не могут воспользоваться, если им не будет сообщено о проведении мероприятия по контролю.

В связи с чем можно сделать вывод о том, что указанное правило Федерального закона вступает в противоречие с Конвенцией МОТ N 81. Данное противоречие следует разрешать в пользу применения положения международного правового акта, который в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритет перед внутренним законодательством, в частности перед названным Федеральным законом. Однако государственный инспектор труда в документах о проведении мероприятий по контролю должен указать причины, по которым он не уведомил представителей работодателя об их проведении. То есть решение государственного инспектора труда об отказе в уведомлении представителей работодателя о проведении мероприятий по надзору не может быть произвольным, оно должно быть мотивировано. В свою очередь, работодатель может обжаловать такое решение в вышестоящую государственную инспекцию труда и (или) суд. При рассмотрении подобной жалобы и будет дана оценка тому, насколько указанные государственным инспектором труда причины могли стать препятствием для эффективного контроля работодателя.

В п. 1 ст. 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» сказано о том, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Следовательно, документами, подтверждающими полномочия государственного инспектора труда на проведение проверки работодателя, является не только служебное удостоверение, но и распоряжение (приказ) должностного лица органа государственного контроля (надзора) о поручении проведения проверки работодателя конкретному государственному инспектору труда. Данное распоряжение является законным основанием для проведения проверки только указанным в нем государственным инспектором труда.

В ст. 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» названо два вида мероприятий по проведению государственного контроля (надзора), в том числе и за соблюдением трудового законодательства. Во-первых, выделены плановые мероприятия по контролю за соблюдением трудового законодательства. Проведение планового мероприятия по соблюдению работодателем трудового законодательства предполагает наличие в государственной инспекции труда плана, в котором проверяемый работодатель фигурирует в качестве объекта инспектирования. В связи с чем в распоряжении (приказе) государственной инспекции труда о проверке работодателя должна быть ссылка на утвержденный план работы, если она имеет плановый характер. Плановые проверки работодателя по соблюдению трудового законодательства не могут проводиться более одного раза в два года, а в отношении субъектов малого предпринимательства такие проверки могут быть проведены не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

В этом случае представители работодателя не должны иметь информации о том, передаются ли денежные средства работнику.

Как уже отмечалось, восстановление нарушенных прав конкретного работника государственной инспекцией труда возможно только на основании его волеизъявления, выраженного в письменной форме. Однако при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства инспектор труда может выступить в защиту прав неопределенного круга работников. В частности, инспектор труда может выдать работодателю предписание об исключении из локальных нормативных правовых актов положений, ограничивающих права работников по сравнению с законодательством. В отношении положений коллективного договора, умаляющих права работников, гарантированные законодательством, государственный инспектор труда может выдать предписание об их неприменении. После чего применение указанных положений коллективного договора представителями работодателя может рассматриваться как нарушение трудового законодательства, за совершение которого могут быть применены меры административной ответственности.

Читайте так же:  Мать и дитя программа путевки бесплатно

В законодательстве говорится об обязательности для работодателей предписаний государственного инспектора труда. В ст. 13 ГПК РФ говорится о том, что обязательными для исполнения являются только вступившие в законную силу правоприменительные акты, к коим относится и предписание государственного инспектора труда. Однако в законодательстве отсутствуют специальные правила, регламентирующие порядок вступления предписаний государственных инспекторов труда в законную силу. В связи с чем, исходя из принципа процессуальной аналогии, следует руководствоваться нормами гражданского процессуального права. По общим правилам для вступления правоприменительного акта в законную силу существуют два пути. Во-первых, истечение срока на обжалование, когда он не обжалован в установленном законодательством порядке. Срок для обжалования правоприменительных актов определен в 10 календарных дней. Следовательно, по истечении 10 дней с момента получения работодателем предписания государственного инспектора труда оно вступает в законную силу, если работодатель не обжаловал его в установленном законодательством порядке.

Во-вторых, правоприменительный акт считается вступившим в законную силу после оставления его без изменения вышестоящим органом, к компетенции которого отнесено рассмотрение жалоб на него. Предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую государственную инспекцию труда, а также в суд. Оставление одним из перечисленных лиц или органов предписания государственного инспектора труда без изменения означает его вступление в законную силу. Однако законодательство не запрещает одновременное обжалование предписания государственного инспектора труда как в административном, так и в судебном порядке. В этом случае предписание не должно исполняться до момента вынесения судебного решения по жалобе на него.

До вступления предписания в законную силу представители работодателя не могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение содержащихся в нем требований, так как они реализуют свое право на обжалование правоприменительного акта в установленном законодательством порядке. Хотя после вступления предписания государственного инспектора труда в законную силу полномочные представители работодателя могут быть привлечены к административной ответственности за его неисполнение. Причем правонарушение в этом случае имеет длящийся характер. В связи с чем за неисполнение предписания государственного инспектора труда полномочные представители работодателя могут быть привлечены к административной ответственности неоднократно, так как работодатель отказывается выполнить требования трудового законодательства.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации (ст.353 ТК РФ).

Федеральная инспекция труда – это не какой-то определенный орган, а централизованная система, которая, в свою очередь, состоит из следующих служб:

[3]

  • федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таким органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);
  • территориальных органов Роструда (государственных инспекций труда).

В каждом субъекте РФ имеется собственная государственная инспекция труда.

Инспекторами этих федеральных инспекций труда и проводятся проверки соблюдения работодателями трудового законодательства.

Основные полномочия федеральной инспекции труда установлены ст.356 ТК РФ и заключаются в следующем:

Помимо этого Федеральная инспекция труда:

  • направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о спецоценке;
  • направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;
  • направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Непосредственный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют трудовые инспекторы (инспекторы ГИТ).

Наиболее актуальные для работодателей полномочия трудовых инспекторов:

  • проведение проверок соблюдения работодателями законодательства о труде,
  • выдача обязательных для исполнения работодателями предписаний об устранении нарушений,
  • составление протоколов об административных правонарушениях,
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Установлен и определенный перечень обязанностей для трудовых инспекторов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственные инспекторы труда обязаны (ст.358 ТК РФ):

  • соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей-физических лиц и работодателей-юридических лиц (организаций);
  • хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности;
  • считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Источники


  1. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.

  2. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.

  3. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
  4. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.
  5. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
Государственная трудовая инспекция — функции и полномочия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here