Содержание
- 1 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями)
- 2 Новая редакция 115-ФЗ от 23.07.2018
- 3 Включаешь в ПВК термины из 115-ФЗ? Не надо так!
- 4 Основные положения Федерального закона 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
С изменениями и дополнениями от:
25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г., 27 июля 2006 г., 12 апреля, 19, 24 июля, 28 ноября 2007 г., 3 июня, 17 июля 2009 г., 5, 23, 27 июля 2010 г., 27 июня, 8 ноября 2011 г., 20 июля, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 28 июня, 2 ноября, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 июня, 21 июля, 29, 31 декабря 2014 г., 2 мая, 8, 29 июня, 29, 30 декабря 2015 г., 23 июня, 3, 6 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 18, 23 апреля, 27 декабря 2018 г., 18 марта, 3, 26 июля, 2 августа, 2 декабря 2019 г.
Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
См. Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденную Президентом РФ 30 мая 2018 г.
О типовых вопросах применения отдельных норм настоящего Федерального закона см. информационные сообщения Росфинмониторинга:
Об обобщении практики применения настоящего Федерального закона см.:
информационное письмо Росфинмониторинга от 10 февраля 2016 г. N 50 и информационное сообщение Росфинмониторинга от 26 марта 2010 г.;
письмо Минфина России от 2 октября 2013 г. N 07-02-05/40858
Президент Российской Федерации
Регулируются отношения физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Устанавливается перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. Определяется единый для физических и юридических лиц порог, свыше которого операции подлежат обязательному контролю — в размере 600000 руб.
На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возлагается обязанность проведения внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю. В частности, эти организации обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 9 августа 2001 г. N 151, в «Парламентской газете» от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 250-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.
Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г.
Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 32-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 565-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ
Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 69-ФЗ
Изменения вступают в силу с 18 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ
Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 263-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 191-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 424-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 423-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.
Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 213-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 149-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 5, вступающих в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 163-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. N 275-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.
Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 197-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 51-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 147-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 16 ноября 2005 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Новая редакция 115-ФЗ от 23.07.2018
Дата актуализации материала — 06.11.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.
Что изменилось в Федеральном законе N 115-ФЗ
с 23.07.2018
23 июля 2018 г. вступила в силу новая (56-я) редакция Федерального закона N 115-ФЗ.
Изменения внесены Федеральным законом от 23.04.2018 N 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».
Ознакомиться с текстом актуальной редакции Федерального закона N 115-ФЗ можно в Кодексе финансового мониторинга.
Изменения направлены на введение правового механизма противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и согласование норм национального законодательства с международными стандартами в данной сфере.
Законопроект № 298156-7 был внесен в Государственную Думу РФ 26 октября 2017 года со следующей мотивировкой:
Совет Безопасности ООН в резолюции 1540 (2004 г.) постановил, что все государства обязаны принять соответствующие законы, запрещающие предоставлять помощь и финансирование любым негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить, передавать и применять ядерное оружие и средства его доставки, в особенности в террористических целях.
Учитывая, что ущерб от террористических актов с использованием оружия массового уничтожения представляет собой опасность для всего международного сообщества, требуется дальнейшее совершенствование национального механизма противодействия его распространению. В этой связи целесообразно установить эффективные меры контроля за предоставлением денежных средств и услуг, связанных с распространением оружия массового уничтожения и относящихся к ним материалов.
При разработке проекта федерального закона учитывались требования положений 7-ой Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ).
Так, в соответствии с 7-ой Рекомендацией ФАТФ странам следует применять целевые финансовые санкции согласно резолюциям Совета Безопасности ООН, относящимся к предупреждению, воспрепятствованию и прекращению распространения оружия массового уничтожения и его финансирования.
В соответствии с пояснительной запиской к 7-ой Рекомендации ФАТФ меры, предусмотренные названной Рекомендацией ФАТФ, носят превентивный характер и необходимы в целях замораживания денежных средств или иного имущества юридических и физических лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения.
…Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, предусмотренные проектом федерального закона, позволят обеспечить соблюдение требований принятых резолюций Совета Безопасности ООН по КНДР и Ирану, а также возможных будущих резолюций, в том числе в развитие обозначенных.
Пояснительная записка к законопроекту № 298156-7
Федеральный закон N 115-ФЗ дополняется статьей 7.5 «Меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».
Подлежащими обязательному контролю признаются операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее — перечень лиц), либо юридическим лицом, находящимся в собственности или под контролем лица, включенного в указанный перечень, либо действующим от его имени или по его указанию.
Порядок формирования Росфинмониторингом указанного перечня устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения о лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению на сайте Росфинмониторинга и опубликованию в официальных изданиях в порядке, в сроки и объеме, определенных Правительством Российской Федерации.
07 ноября 2018 года вступило в силу вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.10.2018 N 1277 «Об утверждении Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации».
Основанием для включения лица в указанный перечень является его включение в составляемые Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения. Также Законом установлены основания и порядок исключения лиц из указанного перечня, в том числе ошибочно включенных в него.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) средств незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении лица в указанный перечень. Также они обязаны не реже одного раза в три месяца проверять наличие среди своих клиентов лиц, включенных в указанный перечень, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают операцию на пять рабочих дней, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, находящимся в собственности или под контролем лица, включенного в указанный перечень, либо действует от его имени или по его указанию. При этом информация о приостановленных операциях незамедлительно представляется в Росфинмониторинг.
Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций на срок до 30 суток, если полученная информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной. При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок организации осуществляют операцию.
Законом в отношении следующих категорий лиц:
— включенных в перечень лиц, причастных к экстремизму или терроризму, на основании списков, составляемых международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом,
— включенных в перечень лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения,
определены случаи, при которых они могут обратиться в Росфинмониторинг с мотивированным заявлением о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. МИД России во взаимодействии с Росфинмониторингом обеспечивает рассмотрение этого заявления соответствующими международными организациями. Росфинмониторинг информирует заявителя о принятом решении, а в случае удовлетворения заявления информирует об этом организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях частичной или полной отмены мер по замораживанию (блокированию) средств.
Также Федеральный закон N 115-ФЗ дополняется статьей 10.2 «Международное сотрудничество в сфере борьбы с финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения». Согласно положениям данной статьи, МИД России во взаимодействии с Росфинмониторингом и другими заинтересованными органами обеспечивает представление интересов Российской Федерации в Совете Безопасности ООН и международных организациях, осуществляющих борьбу с терроризмом, по вопросам направления предложений о включении организаций и (или) физических лиц в составляемые этими организациями перечни лиц, связанных с террористами или с распространением оружия массового уничтожения, об исключении лиц из таких перечней, а также по вопросу отмены примененных в Российской Федерации к лицам, включенным в такие перечни, мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Корреспондирующие изменения, касающиеся деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, вносятся в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О ломбардах» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Наш комментарий
Это одна из наиболее масштабных редакций Федерального закона N 115-ФЗ.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, изменения направлены на реализацию рекомендаций ФАТФ, чья проверка российской национальной «антиотмывочной» системы ожидается уже в октябре 2018 года.
Вводится целый ряд новых обзанностей для субъектов ПОД/ФТ. К сожалению, многие из них, как и большинство уже имеющихся обязанностей, на практике выльются для субъектов ПОД/ФТ в очередной виток бюрократии и никому не нужного бумагомарательства. Ну какое, скажите, пожалуйста, может быть противодействие ФРОМУ со стороны рядового риэлтора, небольшого семейного ломбарда или обычного ювелирного магазина?
Тем не менее потребуется внести существенные изменения в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, иные внутренние документы.
Поменяется даже название — теперь это будут ПВК в целях ПОД/ФТ / ФРОМУ .
К сожалению, не получится просто везде заменить привычную аббревиатуру «ПОД/ФТ» на «ПОД/ФТ/ФРОМУ».
Дело в том, что противодействие ФРОМУ не затронуло, например, такие процедуры как выявление подозрительных операций или отказ в выполнении распоряжения клиента. Таким образом, субъектам ПОД/ФТ где-то придется «заниматься» противодействием ОД/ФТ, а где-то — ОД/ФТ/ФРОМУ.
И хотя противодействие распространяется на финансирование распространения оружия массового уничтожения ( ФРОМУ ), в перечень включаются лица, причастные к распространению оружия массового уничтожения, т.е. правильно будет говорить « перечень причастных к РОМУ «. Найти объяснение столь изощренной терминологии мы не можем.
Операции, подлежащие обязательному контролю, теперь поименованы не только в статье 6, но и в пункте 1 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
До тех пор, пока Росфинмониторинг не опубликует первую редакцию перечня лиц, причастных к РОМУ, выполнение соответствующих мер про противодействию ФРОМУ объективно невозможно .
Ознакомьтесь с обзором вступивших в силу 21 сентября 2018 года изменений в законодательство по ПОД/ФТ, связанных с противодействием ФРОМУ.
Что нужно сделать субъектам ПОД/ФТ?
1) Всем субъектам ПОД/ФТ следует провести внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых:
- для неНФО – дополнительный инструктаж в разумный срок;
- для НФО – внеплановый инструктаж в течение трех рабочих дней – не позднее 26 июля 2018 г.
Воспользуйтесь услугой «Консультация» и узнайте полный перечень оснований для проведения внутреннего обучения по ПОД/ФТ.
2) Следует обновить Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:
- для неНФО – в срок до 23 августа 2018 г.;
- для НФО – в срок до 23 октября 2018 г.
После утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ в течение 10 рабочих дней следует провести соответствующее внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых.
Для неНФО, принимающих участие в процедуре «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», рекомендуем:
- загрузить ПВК по ПОД/ФТ в соответствующем разделе личного кабинета на портале Росфинмониторинга;
- учесть факт утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ и проведения дополнительных инструктажей при заполнении Отчета о результатах внутреннего контроля в соответствующем разделе личного кабинета на портале Росфинмониторинга.
Включаешь в ПВК термины из 115-ФЗ? Не надо так!
Дата актуализации материала — 09.07.2019. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.
Данной публикацией мы начинаем цикл статей под общим названием «Не надо так!»
Мы поделимся своим опытом работы в сфере финмониторинга и ПОД/ФТ, а также дадим советы и рекомендации о том, чего следует избегать при выстраивании системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В первую очередь, данная информация будет полезна тем, кто не располагает достаточными трудовыми и финансовыми ресурсами для найма штатного квалифицированного специалиста в сфере ПОД/ФТ, который мог бы фанатично и дотошно выполнять требования «антиотмывочного» законодательства так, как этого хотелось бы представителям надзора. Иначе говоря, будем говорить об оптимизации и упрощении работы по ПОД/ФТ.
Включаешь в ПВК термины из 115-ФЗ? Не надо так!
За годы работы нам довелось повидать десятки, а может быть, и сотни различных вариантов ПВК по ПОД/ФТ. И практически каждый из них начинался перечислением терминов и определений, используемых далее в тексте документа.
Этот широко применяемый прием позволяет оптимизировать громоздкие формулировки, раскрывает значение аббревиатур и знакомит читателя с наиболее важными понятиями, встречающимися в тексте. Так, например, удобно использовать аббреватуры «ПОД/ФТ», «ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ», «ОД/ФТ», «Перечень», «Решение МВК»
Вместе с тем, важно не переборщить… Речь идет о включении в текст ПВК по ПОД/ФТ так называемых «легальных» терминов и определений, то есть тех понятий, содержание которых закреплено на законодательном уровне.
В этом случае неважно, процитированы или нет в Правилах соответствующие формулировки закона. Содержание «легальных» терминов общеизвестно и является одинаковым для всех.
Конечно, для удобства читателя неплохо было бы иметь под рукой все необходимые расшифровки терминологии. Тем более, что и представители надзора часто ратуют за то, чтобы Правила были настоящим учебным документом, руководством к действию. Высказывается даже мнение, что у читателя ПВК не должно возникнуть потребности в обращении к иным источникам информации, пусть даже это будет сам Федеральный закон N 115-ФЗ. Тем, кто хотя бы раз пытался самостоятельно разработать ПВК, ясно, что воплотить подобное в реальности можно, только процитировав в ПВК по ПОД/ФТ все законодательство по ПОД/ФТ. В этом случае Правила «раздуются» не менее чем на 300-400 страниц.
Но цитирование терминов из Федерального закона N 115-ФЗ, как правило, занимает всего одну-две страницы текста, поэтому многим это кажется вполне приемлемым.
Однако впоследствии потребуется обновлять ПВК по ПОД/ФТ при каждом незначительном изменении понятий, приведенных в статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ.
Так, например, в редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 30.06.2018 было изменено содержание общего для всех субъектов ПОД/ФТ понятия «идентификация».
В 57-й редакции закона скорректированы термины «организация внутреннего контроля» и «осуществление внутреннего контроля».
О возможных последствиях изменения термина «осуществление внутреннего контроля» читайте в статье 115-ФЗ. Эпизод 57. Скрытая угроза.
В оправдание подхода о необходимости отражения в ПВК по ПОД/ФТ «легальных» терминов можно сослаться на некие пожелания проверяющих, или субъективные замечания и претензии к тексту ПВК по ПОД/ФТ. Мы же в ответ порекомендуем еще раз ознакомиться с документами, определяющими требования к ПВК по ПОД/ФТ — Постановлением Правительства N 667 и Положением Банка России N 445-П. Там нет указаний на необходимость обязательного раскрытия в тексте Правил каких-либо терминов и сокращений.
А как надо?!
Конечно, совсем без расшифровки терминов в ПВК не обойтись.
Можно ввести сокращения для ключевых нормативных актов: «Федеральный закон N 115-ФЗ» (или просто «Федеральный закон»), «Положение N 445-П», «Приказ N 366». Удобно предусмотреть сокращения для основных понятий: «Ответственный сотрудник» (или «СДЛ»), «Перечень обучаемых», «риск клиента», «ИПДЛ», «ФЭС» и т.д.
Содержание некоторых терминов целесообразно раскрывать в Правилах с учетом отраслевой специфики субъекта ПОД/ФТ. Так, например, термин «клиент» по-разному определяется Федеральным законом N 115-ФЗ, Положением N 445-П (для НФО) и Приказом N 366 (для неНФО). По разному звучат и названия программ осуществления внутреннего контроля включаемых в ПВК по ПОД/ФТ.
Для перекрестных ссылок в тексте на разные разделы Правил также целесообразно ввести сокращения: «Программа идентификации», «Программа изучения», «Программа по замораживанию (блокировнию)», «Программа обучения» и т.д.
Для «привязки» Правил к общим «легальным» терминам рекомендуем начать раздел «Термины и определения» формулировкой примерно следующего содержания:
В тексте настоящих правил помимо понятий, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», используются следующие термины, определения и сокращения:
Если в Вашей практике были (или возникнут) ситуации, когда вышеизложенные рекомендации были (или будут) критически восприняты надзорными органами, пожалуйста, сообщите об этом нам.
Мы постараемся Вам помочь и сделаем данную статью более информативной.
Вы можете воспользоваться нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ.
Основные положения Федерального закона 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”
Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.
Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.
Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.
На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ
Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ
Категория | Субъекты |
Физические лица | Российские граждане. |
Иностранные граждане. | |
Лица без гражданства. | |
Организации и индивидуальные предприниматели | Кредитные организации. |
Участники рынка ценных бумаг. | |
Страховые компании. | |
Федеральная почтовая связь. | |
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них. | |
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д. | |
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов. | |
Занимающиеся операциями с недвижимостью. | |
Потребительские кооперативы. | |
Микрофинансовые организации. | |
Операторы связи и т.д. | |
Иностранные структуры. |
Действия, направленные на реализацию закона
К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.
Контроль операций
Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.
Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю
Сумма | Суть операции |
≥600 тыс. руб | Операции с денежной наличностью. |
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса. | |
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты. | |
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные. | |
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента. | |
Обмен банкнот одного достоинства на другое. | |
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности. | |
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории. | |
Операции по счетам и вкладам. | |
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.). | |
Поставки по оборонному заказу. | |
≥ 3 млн руб | Сделки с недвижимостью. |
≥ 100 тыс. руб | Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес. |
≥ 10 млн руб | Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК. |
Независимо от суммы | Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности. |
Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании. Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.
Основные обязанности финансовых организаций
- Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
- Обновление полученной ранее информации.
- Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
- Блокирование денежных средств и другого имущества.
- Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
- Хранение информации.
Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев
Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.
Таблица 3. Критерии идентификации
Обязанность | Субъект | Информация |
Идентификация клиента | Физическое лицо |
|
Юридическое лицо |
|
Обновление ранее полученной информации
Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.
Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.
Фиксация и представление информации уполномоченному органу
В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:
- Вид операции.
- Причины для ее совершения.
- Дата операции.
- Сумма.
Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.
Блокирование счетов
Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.
Хранение информации
Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Права финансовых организаций
При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:
- Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
- Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
- Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.
Ограничение прав кредитных организаций
Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.
Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.
Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом
Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.
Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.
Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.
Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.
Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ
Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.
Источники
Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.
Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.- История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
- Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
Юрист: стаж 12 лет