Формулировка федерального закона 115 фз

Информация по теме в статье: "Формулировка федерального закона 115 фз". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г., 27 июля 2006 г., 12 апреля, 19, 24 июля, 28 ноября 2007 г., 3 июня, 17 июля 2009 г., 5, 23, 27 июля 2010 г., 27 июня, 8 ноября 2011 г., 20 июля, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 28 июня, 2 ноября, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 июня, 21 июля, 29, 31 декабря 2014 г., 2 мая, 8, 29 июня, 29, 30 декабря 2015 г., 23 июня, 3, 6 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 18, 23 апреля, 27 декабря 2018 г., 18 марта, 3, 26 июля, 2 августа, 2 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденную Президентом РФ 30 мая 2018 г.

О типовых вопросах применения отдельных норм настоящего Федерального закона см. информационные сообщения Росфинмониторинга:

Об обобщении практики применения настоящего Федерального закона см.:

информационное письмо Росфинмониторинга от 10 февраля 2016 г. N 50 и информационное сообщение Росфинмониторинга от 26 марта 2010 г.;

письмо Минфина России от 2 октября 2013 г. N 07-02-05/40858

Президент Российской Федерации

Регулируются отношения физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Устанавливается перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. Определяется единый для физических и юридических лиц порог, свыше которого операции подлежат обязательному контролю — в размере 600000 руб.

На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возлагается обязанность проведения внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю. В частности, эти организации обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 9 августа 2001 г. N 151, в «Парламентской газете» от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 565-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

[3]

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г.

[1]

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Можно ли восстановить просроченные права

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ

[2]

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 5, вступающих в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Как правильно достаточно или достатошно

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2005 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Новая редакция 115-ФЗ от 23.07.2018

Дата актуализации материала — 06.11.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Что изменилось в Федеральном законе N 115-ФЗ
с 23.07.2018

23 июля 2018 г. вступила в силу новая (56-я) редакция Федерального закона N 115-ФЗ.

Изменения внесены Федеральным законом от 23.04.2018 N 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Ознакомиться с текстом актуальной редакции Федерального закона N 115-ФЗ можно в Кодексе финансового мониторинга.

Изменения направлены на введение правового механизма противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и согласование норм национального законодательства с международными стандартами в данной сфере.

Законопроект № 298156-7 был внесен в Государственную Думу РФ 26 октября 2017 года со следующей мотивировкой:

Совет Безопасности ООН в резолюции 1540 (2004 г.) постановил, что все государства обязаны принять соответствующие законы, запрещающие предоставлять помощь и финансирование любым негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить, передавать и применять ядерное оружие и средства его доставки, в особенности в террористических целях.

Учитывая, что ущерб от террористических актов с использованием оружия массового уничтожения представляет собой опасность для всего международного сообщества, требуется дальнейшее совершенствование национального механизма противодействия его распространению. В этой связи целесообразно установить эффективные меры контроля за предоставлением денежных средств и услуг, связанных с распространением оружия массового уничтожения и относящихся к ним материалов.

При разработке проекта федерального закона учитывались требования положений 7-ой Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ).

Так, в соответствии с 7-ой Рекомендацией ФАТФ странам следует применять целевые финансовые санкции согласно резолюциям Совета Безопасности ООН, относящимся к предупреждению, воспрепятствованию и прекращению распространения оружия массового уничтожения и его финансирования.

В соответствии с пояснительной запиской к 7-ой Рекомендации ФАТФ меры, предусмотренные названной Рекомендацией ФАТФ, носят превентивный характер и необходимы в целях замораживания денежных средств или иного имущества юридических и физических лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения.

…Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, предусмотренные проектом федерального закона, позволят обеспечить соблюдение требований принятых резолюций Совета Безопасности ООН по КНДР и Ирану, а также возможных будущих резолюций, в том числе в развитие обозначенных.

Пояснительная записка к законопроекту № 298156-7

Федеральный закон N 115-ФЗ дополняется статьей 7.5 «Меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Подлежащими обязательному контролю признаются операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее — перечень лиц), либо юридическим лицом, находящимся в собственности или под контролем лица, включенного в указанный перечень, либо действующим от его имени или по его указанию.

Порядок формирования Росфинмониторингом указанного перечня устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения о лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению на сайте Росфинмониторинга и опубликованию в официальных изданиях в порядке, в сроки и объеме, определенных Правительством Российской Федерации.

07 ноября 2018 года вступило в силу вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.10.2018 N 1277 «Об утверждении Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации».

Основанием для включения лица в указанный перечень является его включение в составляемые Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения. Также Законом установлены основания и порядок исключения лиц из указанного перечня, в том числе ошибочно включенных в него.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) средств незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении лица в указанный перечень. Также они обязаны не реже одного раза в три месяца проверять наличие среди своих клиентов лиц, включенных в указанный перечень, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают операцию на пять рабочих дней, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, находящимся в собственности или под контролем лица, включенного в указанный перечень, либо действует от его имени или по его указанию. При этом информация о приостановленных операциях незамедлительно представляется в Росфинмониторинг.

Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций на срок до 30 суток, если полученная информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной. При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок организации осуществляют операцию.

Читайте так же:  Неисправности газового счетчика гранд 4

Законом в отношении следующих категорий лиц:

— включенных в перечень лиц, причастных к экстремизму или терроризму, на основании списков, составляемых международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом,

— включенных в перечень лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения,

определены случаи, при которых они могут обратиться в Росфинмониторинг с мотивированным заявлением о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. МИД России во взаимодействии с Росфинмониторингом обеспечивает рассмотрение этого заявления соответствующими международными организациями. Росфинмониторинг информирует заявителя о принятом решении, а в случае удовлетворения заявления информирует об этом организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях частичной или полной отмены мер по замораживанию (блокированию) средств.

Также Федеральный закон N 115-ФЗ дополняется статьей 10.2 «Международное сотрудничество в сфере борьбы с финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения». Согласно положениям данной статьи, МИД России во взаимодействии с Росфинмониторингом и другими заинтересованными органами обеспечивает представление интересов Российской Федерации в Совете Безопасности ООН и международных организациях, осуществляющих борьбу с терроризмом, по вопросам направления предложений о включении организаций и (или) физических лиц в составляемые этими организациями перечни лиц, связанных с террористами или с распространением оружия массового уничтожения, об исключении лиц из таких перечней, а также по вопросу отмены примененных в Российской Федерации к лицам, включенным в такие перечни, мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Корреспондирующие изменения, касающиеся деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, вносятся в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О ломбардах» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Наш комментарий

Это одна из наиболее масштабных редакций Федерального закона N 115-ФЗ.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, изменения направлены на реализацию рекомендаций ФАТФ, чья проверка российской национальной «антиотмывочной» системы ожидается уже в октябре 2018 года.

Вводится целый ряд новых обзанностей для субъектов ПОД/ФТ. К сожалению, многие из них, как и большинство уже имеющихся обязанностей, на практике выльются для субъектов ПОД/ФТ в очередной виток бюрократии и никому не нужного бумагомарательства. Ну какое, скажите, пожалуйста, может быть противодействие ФРОМУ со стороны рядового риэлтора, небольшого семейного ломбарда или обычного ювелирного магазина?

Тем не менее потребуется внести существенные изменения в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, иные внутренние документы.

Поменяется даже название — теперь это будут ПВК в целях ПОД/ФТ / ФРОМУ .

К сожалению, не получится просто везде заменить привычную аббревиатуру «ПОД/ФТ» на «ПОД/ФТ/ФРОМУ».

Дело в том, что противодействие ФРОМУ не затронуло, например, такие процедуры как выявление подозрительных операций или отказ в выполнении распоряжения клиента. Таким образом, субъектам ПОД/ФТ где-то придется «заниматься» противодействием ОД/ФТ, а где-то — ОД/ФТ/ФРОМУ.

И хотя противодействие распространяется на финансирование распространения оружия массового уничтожения ( ФРОМУ ), в перечень включаются лица, причастные к распространению оружия массового уничтожения, т.е. правильно будет говорить « перечень причастных к РОМУ «. Найти объяснение столь изощренной терминологии мы не можем.

Операции, подлежащие обязательному контролю, теперь поименованы не только в статье 6, но и в пункте 1 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ.

До тех пор, пока Росфинмониторинг не опубликует первую редакцию перечня лиц, причастных к РОМУ, выполнение соответствующих мер про противодействию ФРОМУ объективно невозможно .

Ознакомьтесь с обзором вступивших в силу 21 сентября 2018 года изменений в законодательство по ПОД/ФТ, связанных с противодействием ФРОМУ.

Что нужно сделать субъектам ПОД/ФТ?

1) Всем субъектам ПОД/ФТ следует провести внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых:

  • для неНФО – дополнительный инструктаж в разумный срок;
  • для НФО – внеплановый инструктаж в течение трех рабочих дней – не позднее 26 июля 2018 г.

Воспользуйтесь услугой «Консультация» и узнайте полный перечень оснований для проведения внутреннего обучения по ПОД/ФТ.

2) Следует обновить Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:

  • для неНФО – в срок до 23 августа 2018 г.;
  • для НФО – в срок до 23 октября 2018 г.

После утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ в течение 10 рабочих дней следует провести соответствующее внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых.

Для неНФО, принимающих участие в процедуре «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», рекомендуем:

  • загрузить ПВК по ПОД/ФТ в соответствующем разделе личного кабинета на портале Росфинмониторинга;
  • учесть факт утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ и проведения дополнительных инструктажей при заполнении Отчета о результатах внутреннего контроля в соответствующем разделе личного кабинета на портале Росфинмониторинга.

Включаешь в ПВК термины из 115-ФЗ? Не надо так!

Дата актуализации материала — 09.07.2019. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Данной публикацией мы начинаем цикл статей под общим названием «Не надо так!»

Мы поделимся своим опытом работы в сфере финмониторинга и ПОД/ФТ, а также дадим советы и рекомендации о том, чего следует избегать при выстраивании системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В первую очередь, данная информация будет полезна тем, кто не располагает достаточными трудовыми и финансовыми ресурсами для найма штатного квалифицированного специалиста в сфере ПОД/ФТ, который мог бы фанатично и дотошно выполнять требования «антиотмывочного» законодательства так, как этого хотелось бы представителям надзора. Иначе говоря, будем говорить об оптимизации и упрощении работы по ПОД/ФТ.

Включаешь в ПВК термины из 115-ФЗ? Не надо так!

За годы работы нам довелось повидать десятки, а может быть, и сотни различных вариантов ПВК по ПОД/ФТ. И практически каждый из них начинался перечислением терминов и определений, используемых далее в тексте документа.

Этот широко применяемый прием позволяет оптимизировать громоздкие формулировки, раскрывает значение аббревиатур и знакомит читателя с наиболее важными понятиями, встречающимися в тексте. Так, например, удобно использовать аббреватуры «ПОД/ФТ», «ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ», «ОД/ФТ», «Перечень», «Решение МВК»

Читайте так же:  Получение участка под ижс молодой семье

Вместе с тем, важно не переборщить… Речь идет о включении в текст ПВК по ПОД/ФТ так называемых «легальных» терминов и определений, то есть тех понятий, содержание которых закреплено на законодательном уровне.

В этом случае неважно, процитированы или нет в Правилах соответствующие формулировки закона. Содержание «легальных» терминов общеизвестно и является одинаковым для всех.

Конечно, для удобства читателя неплохо было бы иметь под рукой все необходимые расшифровки терминологии. Тем более, что и представители надзора часто ратуют за то, чтобы Правила были настоящим учебным документом, руководством к действию. Высказывается даже мнение, что у читателя ПВК не должно возникнуть потребности в обращении к иным источникам информации, пусть даже это будет сам Федеральный закон N 115-ФЗ. Тем, кто хотя бы раз пытался самостоятельно разработать ПВК, ясно, что воплотить подобное в реальности можно, только процитировав в ПВК по ПОД/ФТ все законодательство по ПОД/ФТ. В этом случае Правила «раздуются» не менее чем на 300-400 страниц.

Но цитирование терминов из Федерального закона N 115-ФЗ, как правило, занимает всего одну-две страницы текста, поэтому многим это кажется вполне приемлемым.

Однако впоследствии потребуется обновлять ПВК по ПОД/ФТ при каждом незначительном изменении понятий, приведенных в статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ.

Так, например, в редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 30.06.2018 было изменено содержание общего для всех субъектов ПОД/ФТ понятия «идентификация».

В 57-й редакции закона скорректированы термины «организация внутреннего контроля» и «осуществление внутреннего контроля».

О возможных последствиях изменения термина «осуществление внутреннего контроля» читайте в статье 115-ФЗ. Эпизод 57. Скрытая угроза.

В оправдание подхода о необходимости отражения в ПВК по ПОД/ФТ «легальных» терминов можно сослаться на некие пожелания проверяющих, или субъективные замечания и претензии к тексту ПВК по ПОД/ФТ. Мы же в ответ порекомендуем еще раз ознакомиться с документами, определяющими требования к ПВК по ПОД/ФТ — Постановлением Правительства N 667 и Положением Банка России N 445-П. Там нет указаний на необходимость обязательного раскрытия в тексте Правил каких-либо терминов и сокращений.

А как надо?!

Конечно, совсем без расшифровки терминов в ПВК не обойтись.

Можно ввести сокращения для ключевых нормативных актов: «Федеральный закон N 115-ФЗ» (или просто «Федеральный закон»), «Положение N 445-П», «Приказ N 366». Удобно предусмотреть сокращения для основных понятий: «Ответственный сотрудник» (или «СДЛ»), «Перечень обучаемых», «риск клиента», «ИПДЛ», «ФЭС» и т.д.

Содержание некоторых терминов целесообразно раскрывать в Правилах с учетом отраслевой специфики субъекта ПОД/ФТ. Так, например, термин «клиент» по-разному определяется Федеральным законом N 115-ФЗ, Положением N 445-П (для НФО) и Приказом N 366 (для неНФО). По разному звучат и названия программ осуществления внутреннего контроля включаемых в ПВК по ПОД/ФТ.

Для перекрестных ссылок в тексте на разные разделы Правил также целесообразно ввести сокращения: «Программа идентификации», «Программа изучения», «Программа по замораживанию (блокировнию)», «Программа обучения» и т.д.

Для «привязки» Правил к общим «легальным» терминам рекомендуем начать раздел «Термины и определения» формулировкой примерно следующего содержания:

В тексте настоящих правил помимо понятий, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», используются следующие термины, определения и сокращения:

Если в Вашей практике были (или возникнут) ситуации, когда вышеизложенные рекомендации были (или будут) критически восприняты надзорными органами, пожалуйста, сообщите об этом нам.

Мы постараемся Вам помочь и сделаем данную статью более информативной.

Вы можете воспользоваться нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ.

Основные положения Федерального закона 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”

Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.

Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.

Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.

На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

Категория Субъекты
Физические лица Российские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предприниматели Кредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

Действия, направленные на реализацию закона

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контроль операций

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

Сумма Суть операции
≥600 тыс. руб Операции с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн руб Сделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. руб Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн руб Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммы Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании. Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

Основные обязанности финансовых организаций

  • Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
  • Обновление полученной ранее информации.
  • Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
  • Блокирование денежных средств и другого имущества.
  • Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
  • Хранение информации.
Читайте так же:  Как обосновать повышение цены на услуги

Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев

Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.

Таблица 3. Критерии идентификации

Обязанность Субъект Информация
Идентификация клиента Физическое лицо
  • Фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения.
  • Гражданство.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность, и, при необходимости, документов, подтверждающих право находиться на территории Российской Федерации.
  • Адрес места регистрации или пребывания.
  • ИНН (при наличии).
Юридическое лицо
  • Наименование.
  • Организационно-правовая форма.
  • ИНН или код иностранной организации.
  • ОГРН.
  • Адрес регистрации.
  • Информация о бенефициарных владельцах.

Обновление ранее полученной информации

Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.

Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.

Фиксация и представление информации уполномоченному органу

В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:

  • Вид операции.
  • Причины для ее совершения.
  • Дата операции.
  • Сумма.

Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.

Блокирование счетов

Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.

Хранение информации

Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Права финансовых организаций

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  • Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
  • Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  • Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.

Ограничение прав кредитных организаций

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.

Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом

Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.

Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.

Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.

Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.

Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.

Видео (кликните для воспроизведения).

В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.

  2. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  3. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.
  4. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
  5. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
Формулировка федерального закона 115 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here