Что дает высшее сестринское образование

Информация по теме в статье: "Что дает высшее сестринское образование". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

А скажите, что дает Высшее сестринское образование? И учиться сколько лет?

ИНГА

Я слышала,что главные сестры должны его иметь и все..зарплату ж не прибавят.

Наталья

Насколько я знаю, в системе Минздрава рядовой сестре-нет. Одна моя знакомая после окончания ВСО работает в санатории дежурной медсестрой- там учитывается .

Анастасия

Учиться нужно 5 лет (md) Зп точно не прибывят, если и получать высшее, то не сестринское (может со мной кто-то не согласиться). Я закончила финансово-юридическую академию в прошлом году, но до сих пор ничего не поменяла в своей жизни :-(, трудно расстаться с профессией 😉

ИНГА

Настя я с вами согласна.Надо получать другое образование,но медицина не отпускает,а в мед.ВУЗ вроде и поздно уже,Хотя знаю такую даму,которая поступила в медВУЗ в 35 лет. (md)

Анастасия

Инга, учиться, в принципе, никогда не поздно :-D. Но чем взрослее становишься, тем больше начинаешь разочаровываться в системе нашей здравоохранения, блин *-) Я люблю свою работу, уйти очень тяжело, да и не собираюсь пока. Но если появится что-то стоящее — надо уходить, медикам не платят и платить, по ходу дела, и не собираются 8oI

Людмила

[2]

У нас высшее сестринское не влияет на зарплату рядовых м/с. Не знаю ,как у ст. м/с, но когда я училась сразу сказали, что этот диплом не повлияет на категорию и соответственно на зарплату! У нас ходили слухи о том, что скоро всех м/с обяжут получать высшее сестринское!

ирина

девочки, советую всем начинающим медсестрам получать высшее!

в европе , сша, австралии, филиппинах, индии и еще не знаю где, уже есть только высшее медсестринское.

если кто-то собирается ( или не собирается, но не знаешь, как жизнь крутонет) за границу, там невысшее образование ну ни за что не сможете признать! только надо будет учиться заново. то же происходит и с дипломами медиков, учившихся в экс-СССР.

в европе на медика учатся 6лет + 4-5 специализации, все наши врачи сначала мучаются с легализацией, потом доучиваются.

будущее медсестринского дела только в высшем образовании!

когда ведут закон о б обязательном высшем, будет достаточно головной боли для тех, у кого его нету( как например в европе, при переходе на новый образец).

не думаю, что у нашего правительства достаточно такта,Ю чтоб сделать этот процесс безбольным (sc)

Виктория

Я ЗАКОНЧИЛА БАКАЛАВРА ПРОСТО ДЛЯ СЕБЯ,С НАДЕЖДОЙ,ЧТО ВДРУГ ЧТО-ТО ПОМЕНЯЕТСЯ,А ВДРУГ В ЖИЗНИ ЧТО ТО ПОМЕНЯЕТСЯ.Я УЧИЛАСЬ ТРИ ГОДА НА ВЕЧЕРНЕЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ,ДА БЫЛО ТЯЖЕЛО ХОДИТЬ ПОСЛЕ РАБОТЫ И ЗАНИМАТЬСЯ ДО ВОСЬМИ ВЕЧЕРА,НУ НИЧЕГО СТРАШНОГО ДЛЯ СВОЕГО САМООБРОЗОВАНИЯ,ДАЖЕ ДЛЯ СЕБЯ Я НЕ ЖАЛЕЮ.

Елена

Я учусь в Самарском мед . универ. на ВСО уже на 3 курсе (Y) И не разу не пожалела ,что пошла. Мне очень нравится , узнала много нового , интересного, много общения и позитива. (F) А какие к нам преподаватели приезжают. Умнички!! (fr) (F)

Юлия

Да, к зарплате прибавки нет, но говорят,что старшие все будут обязаны иметь сестринское высшее, и пререгатива будет отдаваться именно м/с с вышкой

олеся

а где сейчас можно получить сестренское высшее образование?

Екатерина

высшее сестринское-это главная медсестра,а на старшую можно получить в колледже

Екатерина


город Москва Мед-институт №2 учиться 4 года на дневном,а старшая медсестра город Москва Мед-колледж№2 учиться 2 года на вечернем

Дарья

В 2005 году закончила факультет ВСО в Челябинской Государствееной Медицинской Академии. Училась заочно 5 лет.Особо знаний не вынесла, скажу честно.Но — высшее образование,все таки. Главный врач сделал сразу контрактный оклад, получаю немного больше, чем все,но все равно считаю, что мало. Училась платно, платила сама,хотя при лицензировании ЛПУ это учитывается и приветствуется. Всем молодым сестрам советую идти учится, т.к это способствует карьерному росту. Знания придут с опытом.

Irina

Позвольте возразить,что высшее сестринское образование-это только главная.Просто в России это еще на начальной стадии.Это возможность дополнительного заработка,потому как оклад на порядок выше,это различные семинары,конгрессы,это преподавание в мед.колледжах,лекции по неотложной мед.помощи в автошколах шоферам,на предприятиях.Или вернемся в отделение-это ваша зарплата по отношению к мед.сестре со средним образованием.

Любовь

Позвольте возразить и мне! На зарплате это ни как не отражается.

Вузы Москвы со специальностью «Сестринское дело»

Единый Центр Высшего Дистанционного Образования

22 вуза партнера, 37 городов с офисами, более 20000 студентов выпущено за 18 лет.

ИМЭС — ведущий экономический вуз Москвы

Экономика и менеджмент. Гос. диплом + 3 приложения. Все формы обучения.

МФПУ СИНЕРГИЯ — все формы обучения — идет набор!

Гос. диплом + приложение UNESCO. Эффективный вуз. Более 100 направлений подготовки! Бюджетные места. Трудоустройство.

Бакалавриат «Сестринское дело», найдено 2 вуза Москвы

  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием

Подробнее о специальности Сестринское дело

Международный институт экономики и права (МИЭП)

Узнай о преимуществах уникальной методики обучения в МИЭП!

В вузы, отмеченные card_travel

можно подать заявку с EduNetwork.ru * Развернуть expand_more

Заявка в два клика

  • Перейдите
    на страницу вуза
  • Заполните
    форму заявки
  • Ждите ответа
    представителя

Почему это удобно?

Регистрация не требуется
все данные вводятся в форме заявки

Заявка отправляется в вуз
и обрабатывается официальными представителями

Экономия денег и времени
при звонках и ожиданиях ответа

Сомневаетесь в выборе вуза?
Оставьте заявку на подбор нашими специалистами

* Проект EduNetwork.ru не дает гарантий поступления или каких-либо иных преимуществ при взаимоотношениях с вузами.

Вузы Москвы по направлениям

Высшее образование по специальности «Сестринское дело» в вузах Москвы

Все вузы Москвы имеющие действующую лицензию на образовательную деятельность со специальностью «Сестринское дело» (34.03.01, бакалавриат). Специальности 2019 года обновляются представителями вузов и модераторами нашего проекта.

Читайте так же:  Проверка электронных билетов на самолет

Новый каталог
«Репетиторы» на EduNetwork

Подбери репетитора на EduNetwork! Только прямое общение, без операторов , подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.

Вопрос-ответ

Организация, в которой вы проходили курсы по сестринскому делу в косметологии (а не курсы косметолога, как я полагаю), не имеет права отказать в выдаче сертификата на основании «понижения должности». Во-первых,потому что образовательная организация не оперирует понятием «должности», а уж тем более не повышает и не понижает. Отказать на этом основании в выдаче сертификата они не могут.

Полагаю, дело в другом.

В соответствии с Приказом Минздрава №66н осуществлять проф.переподготовку по специальности «Сестринское дело в косметологии» (а именно этим видом образования являются вышеупомянутые курсы) можно только при соответствии лица квалификационным требованиям; для среднего медицинского персонала они установлены Приказом Минздрава РФ №83н. Из этого правила есть исключения, распространяющиеся на случаи, когда лицо не соответствует квал.требованиям, но имеет непрерывный стаж практической деятельности более 5 лет. Однако, описанная ситуация по исключение не подпадает.

Проблема могла возникнуть в связи с тем, что диплом о высшем образовании говорит о подготовке к педагогической профессиональной деятельности (виды см. п.4.3 Приказа Минобрнауки РФ от 03.09.2015 №964, утвердившего ФГОС (уровень: бакалавриат) по направлению «Сестринское дело»), что возможно, по мнению образовательной организации, не означает автоматически наличия среднего образования. Однако, об этом им следовало задуматься при наборе на курсы, при заключении договора об оказании платных образовательных услуг, а не после прохождения обучения.

Свидетельство с оценками не является подтверждением прохождения проф. переподготовки. А наличие сертификата, необходимого для замещения должности среднего мед. персонала (медицинской сестры в косметологии), никак не влияет на «ценность» имеющегося у вас высшего образования, да и вообще выбор вами карьерного пути находится вне сферы интересов образовательной организации. Внимательно прочитайте договор об оказании платных образовательных услуг и требуйте сертификат. Без него работодатель не имеет права вас трудоустроить на должность «медицинской сестры в косметологии». Ссылайтесь на договор, ФЗ «Об образовании в РФ», два упомянутых выше приказа.

1.13 Перспективы существования высшего сестринского образования в России

С одной стороны, принята программа развития сестринского дела на период до 2020 г. , ряд других документов, в которых предусмотрено совершенствование высшего образования для медицинских сестер. С другой, появляются распоряжения, нормативные акты, из которых следует, что у высшего сестринского образования нет будущего. Иначе как расценивать информационное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 16 от 31.05.2010 руководителям вузов, подведомственных Минздравсоцразвития России, где говорится: «В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации… Минздравсоцразвития России проведен конкурс на размещение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием среди подведомственных аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на 2010 г. [25]

Приказом Минздравсоцразвития России № 297 от 26.04.2010 утверждена конкурсная документация указанного конкурса, согласно которой государственное задание на подготовку специалистов по специальности «сестринское дело» не размещалось». [25]

Но не возбраняется осуществлять прием на платной основе. Министерство считает нецелесообразным проведение в 2010 г. приема граждан на обучение по специальности высшего профессионального образования «сестринское дело», так как выявлен низкий процент занятости специалистов по полученной специальности

Кроме того, в целях обеспечения согласованных действий в области организации образовательной деятельности подведомственных высших учебных заведений министерством по результатам анализа приемной кампании 2010/2011 учебного года планируется обсуждение вопросов прекращения подготовки специалистов по непрофильным для медицинских и фармацевтических вузов специальностям высшего профессионального образования». [25]

В мае нынешнего года министерство объявило, что ставит своей целью увеличить количество медицинских сестер в разы. На сегодняшний день на одного врача приходится 2,18 медицинских сестер. К 2015 г. это соотношение должно составлять 1:4, а к 2020 г. 1:8 в реабилитационной и патронажной службах. Если учесть, что, по данным Росстата, в России в 2008 г. насчитывалось 703,8 тыс. врачей и 1512,2 тыс. работников среднего звена, из них в системе Минздравсоцразвития России трудится 607,7 тыс. врачей и 1300 тыс. средних медицинских работников (большинство из которых медицинские сестры), то, чтобы достигнуть соотношения хотя бы 1:4, нужно за несколько лет дополнительно подготовить как минимум 1 млн 300 тыс. специалистов сестринского дела, что нереально. Вряд ли найдется такое количество желающих стать средними медработниками, тем более что уже сейчас медицинских колледжей испытывают дефицит абитуриентов. К тому же до 40% и более выпускников медучилищ в первые же годы уходят, работают не по специальности. [19]

В эпоху рынка, уровень заработной платы является основополагающим в привлекательности профессии для молодежи. Отношение к медицинской сестре, как к «девочке на побегушках» укоренилось в сознании врачей и пациентов, и переломить подобное отношение будет очень не просто.

Закрытие факультетов ВСО сделает профессию медицинской сестры еще менее привлекательной. Экономия инвестиций в сестринское дело сейчас может обернуться серьезными последствиями в недалеком будущем.

Следует отметить, что количество врачей постоянно растет и в абсолютных цифрах и в относительных, а сестринского персонала, напротив, снижается. Так, в 1990 г. на 10 тыс. населения приходилось 45 врачей, а в 2007 г. — уже почти 50, среднего же медперсонала — соответственно 124 и 109. Сокращение последних видно невооруженным глазом. Эта диспропорция привела к тому, что часть работы, которую могли бы выполнять медицинские сестры, перешла в компетенцию врачей. В результате, имея более высокий уровень оплаты доктор, тем не менее, выполняют ряд функций, с которыми вполне бы справилась медсестра. А значит, снижается экономическая эффективность здравоохранения. [24]

Факультеты ВСО открывались один за другим и выпускали исключительно менеджеров сестринского дела. Практическое здравоохранение оказалось не готовым принять специалистов новой формации: мешали привычные стереотипы и несовершенство нормативно-правовой базы, да и вскоре стало понятным, что узкая направленность на управление не дает возможности всем выпускникам трудоустроиться по той простой причине, что на всех не хватит управленческих должностей.

Читайте так же:  Могут ли уволить работающего пенсионера

Возможно, не стоит ограничиваться подготовкой только менеджеров сестринского дела , следует развивать и другие направления. Ведь роль и функции сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением: развитие первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения; реструктуризация медицинских учреждений, обусловливающая оптимизацию сроков пребывания в стационаре; расширение объемов помощи на дому и т.д. При решении всех этих задач без высококвалифицированных сестринских кадров не обойтись.

Известно, что в структуре заболеваемости населения преобладают хронические болезни, следовательно, роль обучения пациентов будет возрастать. А кто их должен обучать, как не медицинские сестры?! Говорят, что только в нашей стране педиатр учит маму обрабатывать пупочную ранку, купать малыша, а эндокринолог объясняет больному сахарным диабетом, как определять уровень сахара и делать инъекции. Вопросы обучения пациентов вполне можно передать медицинским сестрам, тем более что врачебное время стоит в 4 раза дороже сестринского. К тому же врачи зачастую тяготятся обучающей функцией, ведь прежде всего они призваны лечить.

Видео (кликните для воспроизведения).

Меняется и сестринский уход. В регионах строятся федеральные центры высоких технологий, перинатальные центры, где требуются высокопрофессиональные специалисты сестринского дела, поэтому на должности старших медицинских сестер отделений клиник стараются назначать тех, у кого за плечами, помимо опыта работы, высшее профессиональное образование.

— Сестры призваны решать множество вопросов и отходить от традиционной формы только выполнения врачебных назначений, — утверждает президент Ассоциации медицинских сестер России Валентина Саркисова. — Они должны заниматься научными исследованиями, развивать новые виды помощи.

Сестры-клиницисты с высшим сестринским образованием должны занять свою нишу в лечебно-диагностических учреждениях, вести работу по повышению качества сестринского ухода, подготовке методических пособий для сестер и для пациентов.

Очень важны преподаватели-специалисты с ВСО в медицинских училищах и колледжах.

Сфер применения сестринского персонала с высшим образованием более чем достаточно. Надо только приложить усилия для их разумного использования.

За рубежом медицинские сестры — это директора клиник, исследователи, это персонал, осуществляющий независимый сестринский уход и т.д.

Мы лишаем возможностей медсестер продвигаться по служебной лестнице, не изменяя своей профессии, лишаем сестринское дело перспектив развития и еще глубже загоняем проблему нехватки квалифицированных кадров в тупик.

Кстати, в Западной Европе высшее образование становится единственной возможностью войти в сестринскую профессию. В Великобритании с 2013 г. все медицинские сестры будут обязаны получать высшее образование до степени бакалавра. Многочисленными исследованиями доказано, что такое повышение стандартов профессии медицинской сестры позволяет гарантировать безопасность пациентов и серьезно улучшить качество медицинской помощи.

Вдумчивый подход к решению проблем высшего сестринского образования необходим всем: самим медицинским сестрам, врачам, пациентам и государству в целом. Сближение с европейской системой важно при условии сохранения фундаментальных ценностей наработанных годами отечественной школой высшего сестринского образования.

Главная медсестра больницы

По административному признаку профессия медсестры подразделяется на категории, высшим звеном которой является главная медицинская сестра. Это специалист с высшим медицинским образованием, окончивший факультет высшего сестринского образования медицинского университета. Профессия подходит тем, кого интересует биология, экономика и право (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Кабакова Наталья Степановна главная медицинская сестра Нефтеюганской районной больницы

Основные задачи главной медицинской сестры в больнице:

  • рациональная организация труда;
  • обеспечение своевременного выполнения врачебных назначений больным;
  • повышение квалификации среднего и младшего медицинского персонала больницы;
  • контроль за его работой.

Особенности профессии

Функциональные обязанности главной медсестры больницы:

  • систематический контроль за своевременным и качественным выполнением медицинскими сестрами лечебных и диагностических назначений врача;
  • контроль за дисциплиной, своевременная замена отсутствующего среднего и младшего персонала;
  • руководство работой медсестер процедурного кабинета и других лечебно-диагностических кабинетов;
  • контроль за регулярным проведением технического обслуживания и текущего ремонта медицинской аппаратуры, а также за своевременной поверкой тонометров, манометров, весов;
  • своевременная выписка, учет, распределение и использование медицинских инструментов, медикаментов, бактериальных препаратов, перевязочного материала, бланков специального учета (листков нетрудоспособности, врачебных свидетельств о смерти и др.);
  • контроль за ведением табеля по отделениям и своевременное его предоставление в бухгалтерию;
  • ведение строго учета материальных ценностей, спирта, наркотических средств;
  • контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима, асептики и антисептики, состояния рабочих мест медсестер;
  • ведение индивидуальной психолого-педагогической работы с медсестрами, воспитание в них высокой ответственности, гуманности по отношению к больным, честности.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Высокая востребованность профессии, возможность постоянного дополнительного заработка, использование профессиональных навыков в своей семье.

Минусы

Высокий уровень ответственности и психоэмоциональные нагрузки, ночные дежурства.

Место работы

Районные, областные, городские больницы, диспансеры, крупные медицинские центры; лечебно-профилактические учреждения.

Важные качества

Нравственные критерии для людей, выбравших эту профессию очень высоки: это такие качества как душевность, эмоциональная культура, способность к восприятию переживаний ближнего, искреннее понимание своего долга перед другими людьми, осознание того, что только ты можешь и должен помочь заболевшему человеку вернуть здоровье и обрести полноту существования. Высшая награда за труд медсестры — счастливые лица выздоровевших пациентов.

Необходимые личные качества:

  • организаторские способности;
  • аккуратность;
  • чистота — внешняя и внутренняя;
  • честность, принципиальность;
  • коллегиальность;
  • отзывчивость и доброжелательность;
  • внимание и хорошая память;
  • способность концентрироваться на конкретной задаче;
  • умение быстро переключаться с одной задачи на другую;
  • аналитические способности;
  • ответственность;
  • физическая выносливость;
  • коммуникабельность;
  • отличная координация движений, ловкость рук;
  • организованность;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Где учиться на Главную медсестру больницы (образование)

Предлагаем вам ознакомиться с нашим перечнем медицинских вузов Москвы.

Главная медсестра должна иметь высшее сестринское образование, полученное в медицинском ВУЗе.

Главные медицинские сестры периодически должны проходить курсы повышения квалификации медсестер по сестринскому делу.

Медицинское образование как второе высшее

Медицинское образование в качестве второго высшего – удел сильных духом и беззаветно преданных благородной мечте во что бы то ни стало исцелить все человечество. Получить диплом врача между делом за два-три года заочной, вечерней или дистанционной учебы не выйдет: поступать надо на первый курс дневного отделения при базовом образовании любого уровня и шесть лет осваивать основную программу. Потом предстоит еще как минимум год интернатуры. Только после этого длинного и сложного квеста можно будет козырнуть вторым высшим медицинским.

Читайте так же:  Списание задолженности по истечении срока исковой давности

Медицинские специальности для второго высшего

Врачебных специальностей очень много: в структуре одного лишь лечебного факультета ПМГМУ им. И. М. Сеченова 46 кафедр. Если, несмотря на то что учиться предстоит долго, все-таки решились получить как второе высшее медицинское образование, то полезным будет знать, что острую нужду больницы и поликлиники РФ испытывают в:
  • психиатрах-наркологах;
  • фтизиатрах;
  • врачах клинической лабораторной диагностики;
  • реаниматологах-анестезиологах;
  • психиатрах-наркологах;
  • врачах скорой помощи.

Даже для тех, кто желает освоить эти дефицитные специализации в качестве дополнительного образования срок обучения в мединституте (университете, академии) составит не менее 6 лет.

Медицинское образование как второе высшее по всем профилям предоставляется по тем же программам, что и для студентов, впервые поступивших в вуз, и не бывает бюджетным, то есть обучение проходит только на платной основе.

К сведению

Двадцатка популярных медицинских профессий: аллерголог, ЛОР, невролог, акушер-гинеколог, уролог, андролог, венеролог, паркинсонолог, косметолог, логопед, генетик, нейрохирург, педиатр, массажист, хирург, детский хирург, детский ЛОР, детский кардиолог, детский дерматолог.

Топ-5 медицинских вузов РФ и альтернативы

  1. ПМГМУ им. И. М. Сеченова (университет, Москва).
  2. РНИМУ им. Н. И. Пирогова (университет, Москва).
  3. СПбГПМУ (Санкт-Петербург, университет).
  4. СПбГМУ им. академика И. П. Павлова (Санкт-Петербург, университет).
  5. НГМУ Минздрава России (университет, Новосибирск).

Единственная альтернатива второму высшему медицинскому образованию – курсы повышения квалификации для специалистов, уже обладающих дипломом врача.

Относительно недавно в медвузах появилась новая специальность «сестринское дело» (бакалавриат) со сроком обучения 4 года. Ее можно освоить с нуля. Для тех, кто поступает на учебу после медколледжа, программу обычно сокращают, составив индивидуальный план после перезачетов уже изученных дисциплин. Перспективы трудоустройства: должности среднего медперсонала в высокотехнологичных отраслях медицины, ассистенты врачей. Самый распространенный вариант – старшая сестра.

Сестринское дело в Москве на уровне бакалавриата можно изучить в трех вузах:

  1. РУДН (в мединституте).
  2. ПМГМУ им. И. М. Сеченова (на факультете высшего сестринского образования и психолого-социальной работы).
  3. РГСУ (на факультете физической культуры).

Бакалавриат по сестринскому делу в России предлагают еще 27 вузов. Дешевле всего год обучения стоит в Саратовском филиале Самарского медицинского института «РЕАВИЗ» – 39500 руб. (2018 год), дороже всего – в Первом медицинском имени Сеченова – 200000 рублей.

Формы обучения

Все медицинские профессии как по первому, так и по второму высшему образованию можно освоить только на дневной форме обучения. На заочном отделении учат лишь в некоторых вузах специальностям «менеджер здравоохранения» и «фармация» при условии, что у студента уже есть среднее медицинское образование.

Качество образования в России

На всероссийских научно-практических конференциях не раз высказывалось мнение, что качество медицинского образования в РФ снижают два фактора:

  1. Сложности в вопросе повышения квалификации.
  2. Отставание от темпов развития современной медицинской науки. Знания, преподаваемые в вузах, устаревают приблизительно на 15% ежегодно. То есть информационная база проходит полный цикл обновления в течение шести лет, соответственно, примерно в таком же режиме должно меняться содержание программ обучения.

В общем, втрое высшее медицинское образование получить сложно, но повышение квалификации – дело чести каждого практикующего врача.

1.3 Структура образования

Россия — одна из немногих стран, где традиционно считают средний медицинский персонал лишь помощниками и исполнителями воли врача. Между тем, роль и функции среднего медицинского звена более значительные. В соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением в современных условиях выделяют такие функции среднего персонала, как: развитие первичной медико — санитарной помощи; профилактика заболеваний; гигиеническое обучение населения, увеличение реабилитационных мероприятий, расширение объемов помощи на дому, в связи с сокращением коечного фонда в стационаре; формирование отделений с различной интенсивность ухода; оказание паллиативной помощи и др. [2].

Реформа сестринского дела и образования в России, повышение спроса на услуги в области здравоохранения привели к созданию государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров.

С целью формирования специалистов высокого уровня в области сестринского дела в стране была создана многоуровневая система подготовки сестринских кадров, которая включает:

* базовый (основной) уровень подготовки — медицинское училище;

* повышенный (углубленный) уровень подготовки — колледж;

* высшее сестринское образование (ВСО) — институт;

* послевузовское образование — факультет управления здравоохранением (интернатура, ординатура, аспирантура) [2] [рисунок 3].

базовый (основной) уровень подготовки —

повышенный (углубленный) уровень подготовки —

высшее сестринское образование (ВСО) —

[1]

послевузовское образование — факультет управления здравоохранением

(интернатура, ординатура, аспирантура)

Рисунок 3. Схема образования подготовки сестринских кадров.

Система профессионального образования предполагает обеспечение дифференцированной подготовкой сестринских кадров и гарантирующую соответствующую квалификацию, а также компетентность в решении профессиональных задач. Созданная многоуровневая система подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи [15].

Сестринское дело в России имеет 2 аспекта: подготовку кадров и их использование в практическом здравоохранении. Идеология состоит в том, что система образования должна обеспечивать дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей рынка медицинских услуг и гарантировать высокий социальный статус среднего медицинского персонала. Соответственно, в сложившихся обстоятельствах, возникла настоятельная необходимость новой стратегии в подготовке сестринских кадров, а также потребность в подготовке преподавателей нового поколения. Приоритет в решении данной задачи отводится факультетам ВСО, который повышает уровень подготовки сестринских кадров. За достаточно короткий период [с начала 90-х годов] разработан и внедрён новый образовательный государственный стандарт, предусматривающий многоуровневую систему подготовки специалистов сестринского дела. Переход на многоуровневую подготовку специалистов среднего звена позволяет реализовать свои потребности в получении как теоретических, так и практических знаний по своей специальности [15].

Согласно Государственному стандарту подготовка специалиста с высшим сестринским образованием и его деятельность направлены на:

Читайте так же:  Мокрая стена в квартире куда обращаться

— оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, непосредственный уход за больными и реабилитацию;

— планирование, организацию, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой сестринского персонала;

— проведение научных исследований по сестринской специальности;

— организацию и контроль за культурой производства, с соблюдением этических и конституционных прав граждан: сотрудников, пациентов и окружающих их лиц.

Поэтому не случайно в структуру подготовки специалистов ВСО (менеджеров) входят 4 блока учебных дисциплин [24].

Дисциплины 1-го блока — общие гуманитарные и социально — экономические — способствуют повышению общеобразовательного уровня, развивают студента как личность, формируя у него способность к критическому анализу.

Дисциплины 2-го блока — естественнонаучные и медико — биологические — дают фундаментальные знания, необходимые для выработки и совершенствования профессиональных навыков.

Клинические дисциплины [3-й блок] — профессиональные — обеспечивают освоение медицинских навыков, знакомят с современными теориями сестринского дела.

Специальные дисциплины [4-й блок] способствуют выработке профессиональных знаний в области педагогической и управленческой деятельности в здравоохранении [рисунок 4].

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 4. 4 блока учебных дисциплин изучаемых студентами ФВСО.

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 специальность «Сестринское дело» вошла в перечень специальностей высших учебных заведений и была закреплена за учебно — методическим объединением [УМО] по медицинскому образованию. Уже после распада бывшего Союза специальность 040600 «Сестринское дело» определена Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в качестве одного из 4 направлений высшего образования в области здравоохранения России [приказ № 459 от 20.07.92]. Перед вузами, приступившими к обучению специалистов нового профиля, была поставлена стратегическая цель — подготовить квалифицированные педагогические и управленческие сестринские кадры, способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли на основе принципов научного управления, рационального использования ресурсов, технологического совершенствования, реализации и развития кадрового потенциала. Особенностью данного образования является то, что оно базируется на среднем медицинском образовании соответствующего профиля [19].

Первые 2 факультета высшего сестринского образования были созданы в 1991 году — в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. Вначале была организована только очная подготовка, на каждый факультет принимали по 50 человек. В 1996 году в соответствии с совместным решением Минздрава и Минобразования, помимо дневной и вечерней формы обучения, был открыт прием на заочную форму обучения для работающего среднего персонала, желающих получить высшее сестринское образование [39].

Минздрав отводил важную роль начатому делу, о чем свидетельствует неоднократное обсуждение вопроса на Коллегии Минздрава и запись в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ в 1991 году [Белой книге Президента]. Факт открытия факультетов в России был отмечен в докладе Генерального директора ВОЗ «Укрепление роли сестринского персонала в поддержку стратегий достижения здоровья для всех» на 45-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения [апрель, 1992, п.9].

Новому для отечественного здравоохранения направлению подготовки кадров ВСО предстояло решить множество проблем. Объективные трудности формирования системы высшего сестринского образования были связаны с отсутствием в России специально подготовленных профессорско-преподавательских кадров, соответствующего учебно — методического обеспечения и базы данных научных исследований в области сестринского дела. Консультативную помощь российским специалистам в решении ряда вопросов оказывали зарубежные эксперты. В течение первых 3 — 4 лет обучение студентов на факультетах высшего сестринского образования осуществлялось преимущественно по рабочим авторским программам. Кафедрами совместно с деканатами факультетов велась большая работа по созданию и апробации учебно — программного и методического обеспечения специальности. Основные трудности возникали в связи с преподаванием новых учебных курсов и дисциплин. Типовые программы, рекомендуемые Минздравом, стали выходить в свет после 1994 года. Вслед за программами появились первые учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений по специальности «Сестринское дело» [12].

В настоящее время на 43 факультетах образовательных учреждений высшего медицинского образования страны осуществляется подготовка менеджеров — руководителей сестринского персонала. Факультеты ВСО готовят высококвалифицированные сестринские кадры для клинической практики, педагогической деятельности и управления. В процессе обучения студенты факультета ВСО по ряду дисциплин пишут, а в последующем защищают курсовые работы. А на заключительном этапе обучения во время Государственной аттестации — дипломные работы. Дипломные работы, проводимые по наиболее актуальным направлениям деятельности сестринского персонала, представляют собой серьезные научные исследования выпускников, подтверждающие их зрелость, готовность анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения.

После окончания обучения на факультете лучшие из выпускников имеют возможность продолжить свое образование в клинической ординатуре или аспирантуре. Выпускниками многих факультетов ВСО [Московской медицинской академии им. М.И. Сеченова, Самарского государственного медицинского университета, Ивановской государственной медицинской академии, Санкт-Петербургской медицинской академии им. И.И. Мечникова, Воронежской медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, Казанского медицинского университета и др.], подготовлены и защищены кандидатские диссертации по самым актуальным проблемам деятельности сестринского персонала. Начиная с 1995 года, защищаются докторские диссертации по проблемам совершенствования сестринского образования, подготовке сестер — руководителей и т.д. [5].

Медицинские сёстры — менеджеры, получившие высшее образование, самостоятельно работают с информацией [учебной, справочной, нормативной, научной], проводят научно — практические исследования в области сестринского дела, преподают на кафедрах сестринского дела, где осуществляется подготовка и переподготовка среднего медицинского персонала.

1.4 Факторы, влияющие на профессиональную успешность

медицинской сестры ВСО

Из доклада доктора медицинских наук, профессора, главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью Минздравсоцразвития России С.И. Двойникова: «До недавнего времени ?…? не давало возможности для карьеры, реализации творческого потенциала: те сестринские кадры, кто хотели получить высшее образование, уходили из профессии. Ситуация стала меняться с 1991 года, когда впервые в нашей стране были одновременно созданы факультеты высшего сестринского образования (ВСО). За 20 лет подготовлено более 10 000 выпускников, которые могут возглавить сестринский персонал и обеспечить развитие сестринского дела. Тем не менее, пока это лишь минимальное количество среднего медицинского персонала РФ, который, по данным Минздравсоцразвития России, насчитывает около 1 340 тыс. сотрудников. Если сравнить отряд средних медработников РФ с численностью Российской армии [1,13 млн. военнослужащих], то в армии офицерский состав в настоящее время составляет 32%, в то время как доля выпускников ВСО в российском сестринском деле составляет лишь 0,8 %» [5].

Читайте так же:  Как правильно писать отпуск за свой счет

Высшее сестринское образование в России

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 специальность «Сестринское дело» вошла в перечень специальностей высших учебных заведений и закреплена за учебно-методическим объединением (УМО) по медицинскому образованию. Уже после распада бывшего Союза специальность 040600 «Сестринское дело» была определена Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в качестве одного из 4 направлений высшего образования в области здравоохранения России (приказ № 459 от 20.07.92). Перед вузами, приступившими к обучению специалистов нового профиля, была поставлена стратегическая цель — подготовить квалифицированные педагогические и управленческие сестринские кадры, способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли на основе принципов научного управления, рационального использования ресурсов, технологического совершенствования, реализации и развития кадрового потенциала.

Первые 2 факультета высшего сестринского образования были созданы в 1991 г. — в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. Вначале была организована только очная подготовка, на каждый факультет принимали по 50 человек.

Новому для отечественного здравоохранения направлению подготовки кадров предстояло решить множество проблем. Объективные трудности формирования системы высшего сестринского образования были связаны с отсутствием в России специально подготовленных профессорско-преподавательских кадров, соответствующего учебно-методического обеспечения и базы данных научных исследований в области сестринского дела. Консультативную помощь российским специалистам в решении ряда вопросов оказывали зарубежные эксперты.

В течение первых 3—4 лет обучение студентов на факультетах высшего сестринского образования осуществлялось преимущественно по рабочим авторским программам. Кафедрами совместно с деканатами факультетов велась большая работа по созданию и апробации учебно-программного и методического обеспечения специальности. Основные трудности возникали в связи с преподаванием новых учебных курсов и дисциплин. Типовые программы, рекомендуемые Минздравом, стали выходить в свет после 1994 г. Вслед за программами появились первые учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений по специальности «Сестринское дело».

К 1994 г. в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (рис.1). Высшему образованию в этой системе соответствует 3-й уровень профессионально-образовательных программ по специальности «Сестринское дело». Его особенностью является то, что обучение базируется на среднем медицинском образовании соответствующего профиля с учетом достигнутого уровня профессиональных знаний и умений по специальности. Иными словами, студентами факультета высшего сестринского образования вуза могут стать лица, окончившие медицинские училища или колледжи и получившие квалификацию медсестры, акушерки или фельдшера.

Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 г. Всего за прошедший период вузами подготовлено свыше 2,5 тыс выпускников — менеджеров сестринского дела. Большинство из них остаются работать в здравоохранении. Полученные профессиональные знания и умения они применяют в организационно-управленческой, маркетинговой, педагогической и научно-исследовательской работе. Однако нельзя не отметить, что из-за отсутствия должной правовой базы обеспечения их профессиональной деятельности они лишены возможности реализовать свой потенциал. Фактически до недавнего времени выпускники факультетов высшего сестринского образования могли занимать в учреждениях здравоохранения лишь должности среднего медперсонала и в порядке исключения — врачебные.

Приказом Минздрава России от 25.06.02 № 209 специальность «Управление сестринской деятельностью» введена в номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения для выпускников факультетов высшего сестринского образования. Определена номенклатура должностей, соответствующих новой специальности, в том числе руководители (хосписа, дома сестринского ухода), заместители руководителя (по работе с сестринским персоналом), главные медсестры, главные акушерки и другие должности, замещаемые в порядке, определяемом Минздравом России (например, руководители структурных подразделений).

Приказ Минздрава России от 13.09.02. № 288 «О специалисте по управлению сестринским делом» четко регламентирует характер деятельности этих специалистов.

Ориентировочная потребность учреждений здравоохранения в специалистах по управлению сестринским делом составляет около 40 тыс человек. Минздрав рассчитывает на то, что в будущем должности главных медсестер будут занимать только специалисты с высшим образованием, а в штате крупных лечебно-профилактических учреждений будет одновременно несколько должностей профессиональных управленцев сестринским персоналом.

Выпускники-менеджеры сестринского дела сегодня работают не только в учреждениях здравоохранения, они все чаще занимают должности руководителей более высокого уровня, в том числе специалистов по сестринскому делу органов управления здравоохранением.

[3]

Профессиональная управленческая подготовка делает наших выпускников успешными лидерами профессиональных ассоциаций, открывает новые перспективы и возможности для их профессиональной и деловой карьеры.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прошедший период был для высшего сестринского образования ответственным и серьезным испытанием на соответствие нового направления подготовки стандартам высшей медицинской школы и требованиям системы здравоохранения. Работа по развитию учебно-методического обеспечения, совершенствованию содержания и методологии образования, созданию компьютерных программ для заочных форм обучения по специальности 040600 «Сестринское дело» в высшей школе продолжается. И несмотря на то, что нерешенных задач и проблем еще много, хочется надеяться, что с ними можно справиться, когда есть команда высокопрофессиональных, грамотных специалистов — менеджеров в области сестринского дела.

Источники


  1. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  2. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.

  3. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
  4. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
  5. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.
Что дает высшее сестринское образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here