Что дает депутатская неприкосновенность

Информация по теме в статье: "Что дает депутатская неприкосновенность". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Статья 16. Неприкосновенность депутата Областной Думы

Статья 16. Неприкосновенность депутата Областной Думы

Депутаты палат Законодательного Собрания обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий и в течение одного года после окончания срока полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу или приводу без согласия Областной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутатов палат Законодательного Собрания распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Депутаты палат Законодательного Собрания не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечению срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Депутаты палат Законодательного Собрания не может быть уволен с работы без согласия соответствующей палаты.

>
Право депутата Областной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний
Содержание
Закон Свердловской области от 8 сентября 1994 г. N 1-ОЗ «О статусе депутата Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 11. Неприкосновенность депутата городской Думы

Статья 11. Неприкосновенность депутата городской Думы

Депутат городской Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной, административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску по месту жительства или работы без согласия городской Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Депутат городской Думы не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий.

[2]

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Данное Положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета, ответственность за которые предусмотрена Федеральным законодательством.

Депутат городской Думы несет ответственность за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей по основному месту работы, за исключением депутатов, работающих на постоянной основе в Думе.

>
Право депутата городской Думы на отказ от дачи свидетельских показаний
Содержание
Решение Хабаровской городской Думы от 26 апреля 1996 г. N 135 «О Положении «О статусе депутата городской Думы».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Депутатская неприкосновенность

Депутатская неприкосновенность служит гарантией статуса депутата, и выражается в невозможности привлечение депутата к уголовной ответственности, к административной ответственности, без согласия представительного органа, членом которого является выборное лицо.

Депутатская неприкосновенность не означает безнаказанность и отсутствие юридической ответственности за деяния, за которые действующим законодательством установлена ответственность. Депутатская неприкосновенность означает особый порядок привлечения к такой ответственности.

Институт депутатской неприкосновенности предусмотрен Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилье, служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые депутатом средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Депутат Государственной Думы не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это осуществляется для обеспечения безопасности других людей.

Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

[3]

1. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Гарантии депутатской деятельности. Депутатская неприкосновенность

Гарантии депутатской деятельности — это условия и средства, обеспечивающие реальную возможность депутату беспрепятственно и эффективно осуществлять свою депутатскую деятельность.

Читайте так же:  Проверка знаний по технике безопасности

Выделяются следующие виды гарантий: организационные, мате­риальные и специальные.

К организационным гарантиям относится право на прием в перво­очередном порядке членов Совета Федерации и депутатов Государст­венной Думы руководителями и другими должностными лицами феде­ральных органов государственной власти, органов государственной вла­сти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собст­венности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, дру­гих войск и воинских формирований. Все эти органы и лица обязаны дать ответ на их обращения или предоставить запрашиваемые ими доку­менты или сведения безотлагательно. Кроме того, для содействия в осу­ществлении своих полномочий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют пять помощников, работающих по тру­довому договору, и до тридцати помощников, работающих на обще­ственных началах.

К материальным гарантиям депутатской деятельности относятся: установление ежемесячного денежного вознаграждения члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы в размере ежемесячного вознаграждения федерального министра, право бесплатного исполь­зования всех видов транспорта, кроме такси, предоставление служеб­ного жилого помещения в г. Москве на весь срок депутатских полно­мочий.

Специальной гарантией депутатской деятельности является депутат­ская неприкосновенность. Члены Совета Федерации и депутаты Государ­ственной Думы в течение всего срока их полномочий не могут быть:

а) привлечены к уголовной или административной ответственно­сти, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев за­ держания на месте преступления) или допросу;

[1]

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда
это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасно­сти других людей. Неприкосновенность распространяется на занимаемые жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, средства связи и переписку.

? о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Решение принима­ется большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (90 голосов) или депутатов Государственной Думы (226 голосов). При этом член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не мо­гут быть привлечены к ответственности за высказывание мнения или выражения позиции при голосовании и другие действия, соответству­ющие их статусу парламентария. В 1994—2001 гг. в Государственной Думе было три случая лишения депутата депутатской неприкосновен­ности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ» в других словарях:

Депутатская неприкосновенность — см. Неприкосновенность депутата … Энциклопедия права

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — см. Иммунитет парламентский … Юридический словарь

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — ИММУНИТЕТ … Юридическая энциклопедия

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в… … Энциклопедический словарь конституционного права

депутатская неприкосновенность — см. иммунитет парламентский. * * * см. Неприкосновенность депутата … Большой юридический словарь

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — см. ИММУНИТЕТ … Энциклопедический словарь экономики и права

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТСКАЯ — см.: Депутатская неприкосновенность … Энциклопедический словарь конституционного права

Неприкосновенность — I ж. отвлеч. сущ. по прил. неприкосновенный II ж. Демократический принцип, согласно которому депутат представительного органа государственной власти не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующего органа;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

неприкосновенность — см. неприкосновенный; и; ж. Неприкоснове/нность жилища. Депутатская неприкоснове/нность … Словарь многих выражений

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТСКАЯ — см. ИММУНИТЕТ … Энциклопедический словарь экономики и права

Зачем депутатам неприкосновенность и есть ли такая практика за границей?

Во всех странах депутатская неприкосновенность защищает их от необоснованных нападок и возможного преследования за высказанное мнение, результат голосования или иную депутатскую деятельность.

Во многих странах мира существует депутатская неприкосновенность. В некоторых из них она полная, в других же государствах закон защищает парламентариев только от преследования за выражение собственного мнения, но не освобождает от ответственности в случае нарушения законов страны.

Члены парламента Великобритании, старейшего в мире, не могут быть арестованы или судимы на протяжении всего мандата. В то же время, законодатели могут свободно выражать свое мнение, не опасаясь судебного преследования.

А в США, парламентская неприкосновенность не действует в случае преступления или акта коррупции. Американские народные избранники могут находиться под следствием, им могут выдвигать обвинения, их могут судить.

В Румынии парламентарии не могут попасть под уголовное преследование за коррупцию.

В Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Индии депутатов не могут арестовать, пока они находятся в здании парламента.

В странах, где практикуется система парламентских сессий, как правило, депутаты не пользуются неприкосновенностью во время каникул. (Бельгия, США, Ирландия, Норвегия, Филиппины)

А в Дании, Греции, Израиле, Италии и Турции иммунитет действует весь период мандата.

Существуют страны, в которых депутатская неприкосновенность распространяется на срок сессии плюс 40 дней перед её началом и по её окончании (Австралия, Великобритания, Индия, Канада), иногда – на весь срок действия мандата (Бразилия, Египет, Германия, Испания, Италия, Мексика, Шри-Ланка, Россия, Украина).

В Индонезии и Аргентине депутат не может быть лишён неприкосновенности ни при каких обстоятельствах.

История развития неприкосновенности депутата

В дореволюционной России вопрос о неприкосновенности депутатов стал широко обсуждаться после учреждения Государственной Думы. Н.И. Лазаревский отмечал, что под неприкосновенностью депутатов разумеют тот принцип, в силу которого арест члена палаты или возбуждение против него судебного преследования по какому бы то ни было поводу в течение сессии возможны не иначе как с согласия палаты. Палатой не обсуждается вопрос о виновности или невиновности депутата или о том наказании, которому он должен быть подвергнут. Палата должна ограничиться вопросом, представляется ли обвинение настолько обоснованным, что не возбуждает сомнений в своей добросовестности. Во всяком случае, это право палат является вполне дискреционным в том смысле, что ни в одной Конституции не указано тех, условий, при наличности которых палаты должны были бы давать свое согласие. Равно как не существует инстанции, в которую подобное постановление палаты, дающей свое согласие или отказывающей в нем, могло бы быть обжаловано.

Читайте так же:  Кредит в декретном отпуске где получить

По мнению Н.И. Лазаревского, разновидности в постановке вопроса о неприкосновенности депутатов состоят в том, что в одних странах воспрещается возбуждение преследования без специального на то разрешения палаты. В других воспрещается лишь ограничение или лишение свободы без такового разрешения, возбуждение же преследования, поскольку им свобода депутата не ограничивается, не ставится в зависимость от разрешения палаты. В некоторых странах существует правило, согласно которому в случае ареста депутата на месте преступления он должен быть освобожден и возбужденное расследование. Должно быть приостановлено на все время сессии, если палата этого требует. Правило, гласящее, что депутат не может быть подвергнут личному задержанию во время сессии без специального постановления об этом палаты, в некоторых странах получает дальнейшее развитие; так, предусматривается, что, если депутат подвергся личному задержанию в промежутке между сессиями, по требованию палаты он должен быть освобожден на время сессии.

Политическая цель института неприкосновенности, по мнению С.А.Корфа заключается в «ограждении депутата от внешних влияний и воздействий, что объяснялось недоверием парламента к судебной и административной власти и попыткой оградить депутатов от необоснованных обвинений со стороны судебного или административного органа. Согласно этому, лишение депутата свободы и судебное преследование его могло происходить только с разрешения палаты. Важно отметить, что здесь имеется в виду не защита личных интересов депутата, а соблюдение интересов и функций парламента, вследствие чего депутаты не могли отказаться от иммунитета.

Как отмечает О.Е. Кутафин неприкосновенность — одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая, прежде всего невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных или государственных органов

Из истории данного вопроса в отечественном парламентаризме нам известно, что партия конституционных демократов в свое время внесла в первую Государственную Думу законопроект о неприкосновенности депутатов, который предусматривал, что во время сессии уголовное преследование депутатов может быть возбуждено лишь с согласия Думы. Согласия не требовалось для задержания при совершении преступления или тотчас после него. При этом Дума немедленно уведомлялась о таком задержании и могла отменить его. Уголовное преследование и всякие постановления о лишении свободы, изданные между сессиями, приостанавливались после открытия сессии до решения вопроса Думой.

Таким образом, правовой основой неприкосновенности депутатов Государственной Думы являлось учреждение (Постановление) Государственной Думы от 20 февраля 1906 г. Однако на гласных уездных и губернских земских собраний институт депутатской неприкосновенности в этот период не распространялся.

Первая Конституция (Основной Закон) РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., не закрепляла гарантий неприкосновенности депутатов. Лишь в октябре 1925 г. на II сессии Всероссийского центрального исполнительного комитета XII созыва было принято Положение о членах ВЦИК, в соответствии с которым члены ВЦИК наделялись неприкосновенностью и не могли быть привлечены к судебной ответственности, подвергнуты аресту, задержанию, обыску без специального постановления Президиума ВЦИК.

Утвержденная VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР 5 декабря 1936 г. Конституция (Основной Закон) СССР (ст. 52). Затем утвержденная 21 января 1937 г. XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, новая Конституция РСФСР (ст. 36) закрепили гарантии неприкосновенности депутатов соответственно Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, которые не могли быть привлечены к судебной ответственности, или арестованы без согласия своего Верховного Совета. В период между сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета. Аналогичные статьи появились и в Конституциях находящихся в составе РСФСР автономных республик.

Видео (кликните для воспроизведения).

12 сентября 1957 г., Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено Положение о сельском Совете депутатов трудящихся, в котором (ст. 31) впервые депутатская неприкосновенность (невозможность привлечения к судебной ответственности или ареста без согласия сельского Совета, а в период между сессиями сельского Совета — без согласия исполкома сельского Совета) относилась и к депутатам сельских Советов.

В Законе РСФСР от 19 июля 1968 г. «О сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся РСФСР» , гарантии депутатской деятельности были расширены. В ст. 68 Закона устанавливалось, что депутат сельского, поселкового совета не мог быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении, организации или исключен из колхоза, а также не мог быть на территории совета привлечен к уголовной ответственности либо арестован без согласия сельского, поселкового совета, а в период между сессиями совета — без согласия его исполнительного комитета.

В отношении депутатов районного Совета депутатов, городского, районного в городе Совета аналогичные гарантии были закреплены в принятых 29 июля 1971 г. Законах РСФСР «О районном Совете депутатов трудящихся РСФСР» и «О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР».

Законом подробно была урегулирована и процедура получения согласия на привлечение депутата местного Совета к ответственности (ст. 31). Для получения согласия Совета на возбуждение уголовного дела в отношении депутата, привлечение его к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, соответствующий или вышестоящий прокурор перед возбуждением уголовного дела либо административного производства, предъявлением депутату обвинения, дачей санкции на арест вносил в соответствующий Совет представление. Совет рассматривал представление не позднее чем в месячный срок. При необходимости от прокурора могли быть истребованы дополнительные материалы. Депутат вправе был участвовать в рассмотрении вопроса о привлечении его к ответственности. Совет принимал мотивированное решение и в трехдневный срок извещал о нем прокурора.

При несогласии с решением местного Совета вышестоящий прокурор вправе был войти в вышестоящий Совет с представлением об отмене решения и даче согласия на привлечение депутата к ответственности или на арест. Вышестоящий Совет мог отменить решение местного Совета и принять по представлению свое решение.

Прокурор, вносивший в Совет представление, обязан был в трехдневный срок со дня окончания производства по делу сообщить Совету о результатах расследования или рассмотрения дела.

Читайте так же:  Установка базовых станций сотовой связи

Однако Конституция Российской Федерации 1993 г. в статье 98 закрепила лишь неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. В Конституции РФ нет положений о неприкосновенности депутатов и выборных лиц, представительных и иных выборных органов местного самоуправления.

8 мая 1994 г. был принят Федеральный закон N 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии со ст. 19 Закона депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации не могли быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность была распространена также на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, а также на принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Следует отметить, что еще при подготовке Закона СССР о статусе депутатов (1972 г.) активно обсуждался именно этот аспект депутатской неприкосновенности. Важность учета тесной взаимосвязи характера депутатской деятельности и допущенного депутатом правонарушения неоднократно отмечал в своих трудах А.А. Безуглов. Эта позиция в разные годы была поддержана и другими авторами, которые подчеркивали главную особенность депутатской неприкосновенности как государственно-правового института — она не является личной привилегией депутата и устанавливается в интересах Совета и избирателей. К сожалению, и в советский период, и в постсоветское время эта идея не нашла своего воплощения в законодательстве.

Вместе с тем, остается совершенно не исследованным вопрос о том, какие правонарушения считаются совершенными при исполнении депутатских полномочий, а какие нет? Не дает ответа на этот вопрос и указанное Постановление Конституционного Суда РФ.

Институт депутатской неприкосновенности

Неприкосновенность депутата: понятие, признаки, особенности

В соответствии со ст. 98 Конституции РФКонституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Депутатская неприкосновенность существовала и существует в парламентах всех стран. Она необходима, прежде всего, как гарант политического плюрализма и свободы слова избранников народа, как барьер от попыток преследования депутатов за политические убеждения. Институт неприкосновенности появился в XVIII в. с возникновением необходимости гарантировать народным представителям защиту от посягательств королевской власти. С.А. КорфКорф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. М., 1915. С. 159. под институтом неприкосновенности понимал «ограждение депутата от внешних влияний и воздействий, что объяснялось недоверием парламента к судебной и административной власти и попыткой оградить депутатов от необоснованных обвинений со стороны судебного или административного органа. Согласно этому, лишение депутата свободы и судебное преследование его могло происходить только с разрешения палаты».

Партия конституционных демократов внесла в первую Государственную Думу законопроект о неприкосновенности депутатов, который значительно расширял иммунитет народных избранников. Он предусматривал, что во время сессии уголовное преследование депутатов может быть возбуждено лишь с согласия Думы. Согласия не требовалось для задержания при совершении преступления или тотчас после него. Однако этот законопроект Думой не рассматривался. Таким образом, законодательно институт неприкосновенности депутатов Государственной Думы был закреплен в ст. ст. 15 и 16 Учреждения Государственной Думы. Статья 15 Учреждения Государственной Думы была выработана Булыгиным и включена в положение 6 августа 1905 г., а в дальнейшем 20 февраля 1906 г. Согласно положениям данной статьи члены Государственной Думы могли подвергаться лишению или ограничению свободы только по распоряжению судебной власти. Мурмуридис П.Е. Неприкосновенность депутата в Российской империи в начале XX века. //История государства и права. 2009. №12. С. 35.

Неприкосновенность личности, выражающаяся в невозможности быть подвергнутым аресту кроме как по постановлению суда или с санкции прокурора, — гарантированное Конституцией РФ право каждого человека. По своему содержанию эта гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности, обусловленная необходимостью защиты особого статуса парламентария как члена законодательного органа, обеспечения его независимости от любых органов исполнительной власти.

Таким образом, смысл парламентской неприкосновенности состоит в основном в обеспечении свободы политической деятельности парламентария, в предоставлении возможности свободно выражать свое мнение при осуществлении им государственных функций, в гарантировании от попыток преследования за политические убеждения и политическую деятельность.

Исходя из вышесказанного, парламентская неприкосновенность может рассматриваться в двух различных аспектах:

  • а) неприкосновенность как особый порядок ответственности за правонарушения, не связанные с депутатской деятельностью (личная неприкосновенность);
  • б) неприкосновенность депутата Государственной Думы как недопустимость их ответственности за свою политическую деятельность при реализации депутатских полномочий в Федеральном Собрании, территориальном избирательном округе и др. (политическая неприкосновенность).

А.В. Малько, С.Ю. Суменков выделили следующие признаки неприкосновенности (иммунитетов):

  • 1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.
  • 2. Иммунитеты призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С.В. Мирошник, в качестве правового стимула «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ»
  • 3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
  • 4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных юридических нормах.
  • 5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.Малько А.В., С.Ю. Суменков Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты. // Журнал российского права. 2008. №2, С. 14.
Читайте так же:  Как положить деньги на счет ип сбербанк

Личная неприкосновенность парламентария не ограничивается только его неприкосновенностью как субъекта, но и распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, переписку. Это означает, что не могут быть произведены такие процессуальные меры, как обыск помещения, выемка (изъятие) определенных предметов, досмотр вещей, принадлежащих депутату.

Неприкосновенность депутата предусмотрена ст. 98 Конституции РФ, статьями 19-21 Федерального Закона «О статусе депутата», ст. 13 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Полный объем неприкосновенности в целом традиционен для большинства парламентариев других стран мира и базируется на трех важнейших составляющих, определяемых Федеральным законом «О статусе депутата» как невозможность в отношении парламентария без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания:

  • а) привлекать его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
  • б) задержать, арестовать, подвергнуть обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
  • в) подвергать личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе депутата»).

Приложение к указанному Положению образуют нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности, п. 2 которых устанавливает, что пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Несмотря на широкие привилегии для личности парламентария, гарантия неприкосновенности не является личной привилегией. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 февраля 1996 г. N 5-П, неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в статье 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, эта гарантия имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости Постановление Конституционного суда РФ от 20 февраля 1996г. №5-П «По делу о проверки конституционности положений ч.1, 2 ст. 18, 19 и ч.1, 2 ст. 20 Федерального закона от 08 мая 1994г. «О статусе депутата совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». //Собрание законодательства РФ. 26 февраля1996. N 9. ст. 828. .

Согласно ст. 19 Федерального закона «О статусе депутата» парламентарий обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий, который определяется как период от момента начала их осуществления до момента прекращения. Моментом начала работы Государственной Думы является ее первое заседание в новом составе, которое начинается на 30-й день после избрания Государственной Думы, если Президент РФ не созовет заседание ранее этого срока. Моментом прекращения осуществления полномочий Государственной Думы является момент начала работы Государственной Думы нового созыва (ч. 4 ст. 99 Федерального закона «О статусе депутата).

Что дает депутатская неприкосновенность

Тестирование понятия: «депутатская неприкосновенность»

02.08.2000 [отчет] [ Опрос населения ]

Судя по данным опроса, не так давно вошедшее в наш словарь выражение ‘депутатская неприкосновенность’ стало уже довольно привычным для россиян: 86% опрошенных заявили, что это понятие им знакомо.

Впрочем, на открытый вопрос о том, что означает выражение ‘депутатская неприкосновенность’, дали содержательный ответ 43% респондентов.

Остальные чаще всего давали эмоциональные ответы, демонстрируя явно негативное отношение к данной привилегии российских депутатов (30%). Депутатская неприкосновенность, по мнению этих респондентов, обеспечивает ‘абсолютную безнаказанность, свободу во всем’, возможность ‘творить все, что угодно’. По мнению некоторых респондентов, депутаты, благодаря своей ‘неприкосновенности’, даже имеют ‘возможность нарушать все законы’, ‘крадут, убивают — и их не наказывают’.

Лишь 2% опрошенных выразили положительное отношение к этой норме закона, объясняя ее необходимостью обеспечить безопасность депутата, чтобы он не подвергался гонениям за свою деятельность ‘на благо страны’.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ВЫРАЖЕНИЕ ‘ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ’?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ИНОГДА МОЖНО УСЛЫШАТЬ ВЫРАЖЕНИЕ ‘ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ’. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ, ЧТО ОНО ОЗНАЧАЕТ?

. Что такое депутатская неприкосновенность?

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают так называемым «иммунитетом». Это значит, что, согласно закону о статусе членов нижней и верхней палат парламента, они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности. Подобная защита действует в течение всего срока полномочий.

Читайте также:
Депутаты Госдумы Михеев и Ширшов будут лишены мандата за преступления — СКР

Правоохранительным органам нельзя задерживать, арестовывать, обыскивать (если, конечно, депутат не был задержан на месте преступления) или допрашивать этих парламентариев. Неприкосновенность распространяется и на дома, офисы, автомобили, телефоны, документы, багаж и переписку народных избранников.

Отметим, что неприкосновенностью также пользуются депутаты региональных законодательных собраний.

Что делать, если депутат стал фигурантом уголовного дела?

Если депутат Госдумы или член Совета Федерации оказался причастным к уголовному или административному делу, то следователь в трехдневный срок должен сообщить об этом Генпрокурору РФ. Если правонарушение каким-либо образом связано с работой в статусе парламентария, то Генпрокурор в течение недели должен обратиться в Госдуму или СФ и потребовать лишить депутата статуса и неприкосновенности.

После окончания следствия, дело в отношении депутата или сенатора не может быть передано в суд без согласия нижней или верхней палаты парламента.

Согласно уголовно-процессуальному кодексу, особый порядок расследования уголовных дел действует и в отношении депутатов региональных парламентов, и в отношении членов муниципальных Советов.

Как лишить депутата Госдумы неприкосновенности?

Лишение иммунитета происходит по представлению Генпрокуратуры. Совет Федерации или Госдума рассматривают соответствующие обращения, принимают решение и в течение 3 дней оповещают об этом прокурора.

Если депутаты отказываются лишить своего коллегу иммунитета, то расследование правонарушения прекращается.

Читайте так же:  С какого возраста можно вступать в брак

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ» в других словарях:

Депутатская неприкосновенность — см. Неприкосновенность депутата … Энциклопедия права

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — ИММУНИТЕТ … Юридическая энциклопедия

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в… … Энциклопедический словарь конституционного права

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в… … Энциклопедия юриста

депутатская неприкосновенность — см. иммунитет парламентский. * * * см. Неприкосновенность депутата … Большой юридический словарь

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — см. ИММУНИТЕТ … Энциклопедический словарь экономики и права

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТСКАЯ — см.: Депутатская неприкосновенность … Энциклопедический словарь конституционного права

Неприкосновенность — I ж. отвлеч. сущ. по прил. неприкосновенный II ж. Демократический принцип, согласно которому депутат представительного органа государственной власти не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующего органа;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

неприкосновенность — см. неприкосновенный; и; ж. Неприкоснове/нность жилища. Депутатская неприкоснове/нность … Словарь многих выражений

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТСКАЯ — см. ИММУНИТЕТ … Энциклопедический словарь экономики и права

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Найдено 4 определения термина ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

одна из гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Д.н. – это не освобождение депутата от юридической ответственности, а особый порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.

Депутат Государственной Думы не может быть привлечен к уголовной ответственности, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут допросу без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей.

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ (ИММУНИТЕТ)

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Д.н. — это не освобождение депутата от юридической ответственности, а особый порядок ее применения с целью оградить депутата. от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.

Депутат ГД не может быть привлечен к уголовной ответственности, административной ответственности, налагаемой в судебной порядке, задержан, арестован. подвергнут обыску или допросу. без согласия ГД, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. По ФЗ РФ от 8 мая 1994г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» неприкосновенность депутата распространяется на его жилье, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Однако КС в постановлении от 20 февраля 1996 г. записал, что следует считать не соответствующими

Конституции РФ положения Закона о Д.н. в отношении поступков, не связанных с осуществлением депутатской деятельности.

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Таким образом, Д. н. — это не освобождение депутата от юридической ответственности вообще, как порой неверно пишут средства массовой информации, а особый порядок применения некоторых мер этой ответственности, который должен оградить депутата от необоснованного преследования и, прежде всего, мести тех органов и должностных лиц, незаконные и неблаговидные действия которых явились объектом критики со стороны депутата.

В последнее время понятие «депутатская неприкосновенность» стало трактоваться в расширительном плане. Например, депутат ГД не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия ГД, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Д. н. распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, на принадлежащие ему документы (ст. 19 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. в редакции 1999 г.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Некоторые депутаты стали еще шире трактовать Д. н. — как имеющую абсолютный характер, т. е. без прямой связи с депутатской деятельностью. Поэтому Конституционный Суд в постановлении от 20 февраля 1996 г. по делу о толковании указанного Закона записал, что следует считать не соответствующими Конституции РФ указанные положения Закона в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности. Таким образом, именно в этом плане и должна рассматриваться Д. н. как гарантия статуса депутата. (С. А.)

Источники


  1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.

  3. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
  4. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
  5. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
Что дает депутатская неприкосновенность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here